69% всех предписаний было выдано муниципалам

 

Геннадий Спирчагов рассказал, почему УФАС активно вмешивается в госзаказы.
Уже пятый год подряд Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области входит в десятку лучших управлений страны. В этом основная заслуга принципиальной позиции управления и профессионализма сотрудников УФАС.

О предварительных итогах работы управления в 2011 году, а также о планах работы на следующий с руководителем Ульяновского УФАС России Геннадием Спирчаговым побеседовал обозреватель «УП» как раз на рубеже года завершающего и наступающего.
- Геннадий Степанович, УФАС осуществляет контроль за тем, чтобы не было каких-либо ограничений для развития конкурентных отношений? Однако они все равно имеются. Что все-таки препятствует осуществлению честной конкуренции?
- Нами был подготовлен сравнительный анализ наличия действий органов государственной власти и местного самоуправления, препятствующих развитию конкуренции. Могу сказать, что общее количество выявленных нарушений в 2011 году на 15декабря 2011 года, совершенных органами власти и местного самоуправления, уже на 24% превышает общее количество подобных нарушений в 2010 году. Наибольшее количество нарушений совершено на рынках строительства и выпуска печатных изданий.
Отсюда можно сделать вывод, что даже введение административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не является предупреждающим фактором для должностных лиц органов власти и местного самоуправления.
- Какое наиболее распространенное нарушение среди органов власти?
- По-прежнему наиболее частыми нарушениями являются нарушения порядка предоставления преференций и необоснованное препятствование деятельности хозяйствующим субъектам. Хотя, хочу отметить, что в этом году нагрузка по согласованию заявлений о предоставлении преференций по сравнению с 2010 годом на управление снизилась: если в 2010 году было рассмотрено 32 заявления, то в 2011-м – 26. Вероятно, снижение количества поданных заявлений, в том числе, явилось причиной роста количества выявленных нарушений, так как в ряде случаев выявленные нарушения были ничем иным, как предоставлением муниципальной преференции с нарушением.
Одним из наиболее ярких примеров необоснованного препятствования деятельности хозяйствующим субъектам является обязывание Комитетом архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска отдельных хозяйствующих субъектов опубликовывать в одной из газет города информационное сообщение о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Кроме того, Комитет создавал дискриминационные условия деятельности хозяйствующим субъектам при рассмотрении заявлений о выборе земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов при отсутствии в заявлении предусмотренных законодательством сведений.
- Насколько известно, поводом для наказания чиновников может являться не только нарушение антимонопольного законодательства…
- Чиновники, по-прежнему, не перестают нарушать Закон о размещении заказов. За 9 месяцев этого года в управление поступило 226 жалоб на действия заказчиков всех уровней. Кроме того, несмотря на большой поток жалоб, за указанный период специалисты Ульяновского УФАС России провели 95 проверок, что на 36% больше, чем в прошлом году.
- Наверное, как следствие этого штрафных санкций назначено также больше?
- Да, в этом году за нарушение законодательства о размещении заказов за 9 месяцев управление оштрафовало чиновников на 1 780 тыс. руб.
- У кого больше всего нарушений: у федеральных, региональных или муниципальных властей?
- В этом году 69% всех предписаний было выдано муниципалам. По числу нарушений муниципальные чиновники, как и прошлом году, также на первом месте.
- Геннадий Степанович, мы часто слышим о нарушениях рекламного законодательства, которое тоже находится под Вашим контролем. Можете ли Вы привести пример какого-либо интересного дела этого года?
- Безусловно, самым прецедентным делом в этой сфере является дело о рекламе, размещенной одним из изданий в рубрике «Афиша. Кино». Причем мы выиграли во всех судебных инстанциях как дело по существу, так и постановление о наказании в 100 000 рублей. Конечную точку в этом деле поставил Высший арбитражный суд Российской Федерации, который отказал газете в передаче дела в Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора. Оштрафованное издание настойчиво утверждало, что указанная информация не является рекламой и имеет справочно-информационный характер. Однако для признания информации рекламой не имеет значения, по чьей инициативе она размещалась, оплачивалась она или нет, а также то, что непосредственным объектом рекламирования не являлась организация, осуществляющая деятельность по показу фильмов в кинотеатре. Особо выделенный текст, размещенный под названием кинотеатра с указанием его адреса и телефонных номеров, – «ЦИФРОВОЕ КИНО в стереоочках!!!» – является рекламным слоганом (лозунгом), то есть очевидным признаком рекламы.
- Какие планы у вас на 2012 год?
- Мы не намерены сбавлять темпы работы. В следующем году управление особенно пристально будет следить за действиями органов власти при реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», за закупками, при проведении которых заказчики искусственно укрупняют лоты при размещении заказов. Также особое внимание будет уделено сфере ЖКХ, чтобы монополисты не злоупотребляли своим доминирующим положением, как это было с УМУП «Городской теплосервис», УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал», ООО «Ульяновскоблгаз».
А всем читателям «Ульяновской правды» хочу пожелать в новом году удачи, здоровья и семейного благополучия!