Геннадий Спирчагов: «Третий антимонопольный пакет» снимет часть рисков для бизнеса

22 ноября 2011 года Государственная дума Российской Федерации приняла в третьем чтении «третий антимонопольный пакет» поправок, проект которого подготовила Федеральная антимонопольная служба.

Рассказать о том, какие изменения коснутся антимонопольного законодательства, мы попросили руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Геннадия Спирчагова.

- Геннадий Степанович, «третий антимонопольный пакет» законов предполагает применение фиксированных административных штрафов за нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением, которые не привели к ограничению конкуренции?

- Совершенно верно. Тем самым будет снята часть рисков для бизнеса.  Но не стоит забывать, что  это правило не будет распространяться на действия субъектов естественных монополий, в отношении которых должны применяться «оборотные штрафы». Кроме того, «третий антимонопольный пакет» поправок уточняет основания применения уголовной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.

- Федеральная антимонопольная служба предложила ряд поправок, направленных на ускорение процедуры обжалования результатов торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время срок рассмотрения составляет 30 дней. Каким будет «ускоренный» срок рассмотрения жалоб для торгов по государственному и муниципальному имуществу?

- Предложенные ФАС России поправки должны изменить механизм административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов, а в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в сети «Интернет», - со дня такого размещения. Антимонопольный орган обязан рассмотреть жалобу по существу и возражение на жалобу в течение 7 рабочих дней со дня поступления жалобы и уведомить заявителя, лиц, направивших возражение на жалобу, о результатах такого рассмотрения.

Предлагается также уточнить порядок предоставления государственного и муниципального имущества. В том числе исключить обязательное проведение торгов при заключении договоров субаренды имущества лицами, получившими такое имущество на торгах.

Думаю, это должно способствовать соблюдению органами власти Закона о защите конкуренции. Пока же ситуация несколько иная. Свыше 50% нарушений антимонопольного законодательства приходится на различные органы власти. В прошлом году Ульяновским УФАС России было выявлено 30 нарушений антимонопольного законодательства органами власти, за 10 месяцев 2011 года подобных нарушений насчитывается уже 39. По-прежнему наиболее частым нарушением является нарушение порядка предоставления преференций.

- Геннадий Степанович, какие наиболее значимые дела имеются в практике Ульяновского УФАС России по выявленным  фактам злоупотребления доминирующим положением на рынке. Какие меры принимает  УФАС по пресечению подобных нарушений?

Статья 10 Федерального закона «О защите конкуренции» контролирует злоупотребление доминирующим положением на рынке. В 2010 году Ульяновским УФАС России было признано 21 нарушение данной статьи хозяйствующими субъектами, в 2011 году число выявленных нарушений достигло уже 36. Наиболее значимым делом для граждан в этой сфере явилось пресечение нарушения УМУП «Городской теплосервис». Предприятие ущемляло интересы граждан, поскольку незаконно включало в счета-фактуры плату за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения. Наше решение, предписание, а также постановление о наказании в виде штрафа в 11,6 млн. руб. были поддержаны судами 3-х инстанций. В настоящее время управление рассматривает еще ряд подобных дел в отношении хозяйствующего субъекта.

Еще одним сравнительно недавним примером является нарушение антимонопольного законодательства ФГУП «Почта России». Предприятие отказалось от приема заказных писем в количестве девяти штук у гражданина. Ему было предложено отправить все письма, воспользовавшись услугой по приему заказных писем «отправлениями 1-го класса», что значительно дороже. Своими действиями ФГУП «Почта России» ущемило интересы гражданина. Управление выдало хозяйствующему субъекту предписание, направленное на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, а также возбуждены административные дела.

В число нарушителей антимонопольного законодательства в 2011 году попало практически большинство монополистов. У некоторых мы выиграли суды (ОАО «Ульяновскэнерго», ОАО «Волжская ТГК»), а другие добровольно устранили нарушения (УМУП «Городская теплосеть», ОАО «Ростелеком» (ОАО «ВолгаТелеком») МУП «Ульяновскводоканал»).