ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК - ГОСУДАРСТВО
Затянувшиеся споры Минэкономразвития, Минфина и ФАС о том, какой должна быть система госзакупок, подходят к логическому завершению. Закон о Федеральной контрактной системе обещают принять уже в марте. Не останется ли малый бизнес за бортом внимания «заинтересованных сторон»?
ПОМАЛЕНЬКУ ДЛЯ МАЛОГО
Согласно нынешнему законодательству при размещении госзаказа доля малого бизнеса должна составлять не менее 10%. По данным департамента госзакупок Министерства экономики Ульяновской области, в среднем эта квота выдерживается. Вот самые свежие данные: за первые два месяца 2013 года департамент разместил по обращениям госзаказчиков 2 млрд. рублей, из них 315 млн. рублей - для субъектов малого предпринимательства.
За два месяца до завершения срока своего президентства, в июле 2012 года, Дмитрий Медведев дал поручение: к 2018 году увеличить долю малого бизнеса в госзаказе до 30%. По логике, рост должен быть поступательным и ежегодным. В марте 2013-го на заседании коллегии Минэкономики Ульяновской области президент Ульяновского клуба бизнесменов Вячеслав Гуринович проанализировал данные единого сайта госзакупок РФ: все 200 заказов, проведенных за последние две недели, прошли на общих основаниях, с требованием обеспечения в полном объеме и заявки, и контракта. Авансовые платежи заказчика не предусмотрены, срок оплаты контракта указан один и тот же - декабрь 2013 года. 99% заказчиков - регионы, 99% исполнителей - московские фирмы. Особых условий для малого бизнеса отыскать не удалось.
Приемлемая цифра обеспечения заявки для малого бизнеса - порядка 5%, считает г-н Гуринович. От 20 до 70%, как того требует госзаказчик, - нереально. Ударом по малому бизнесу стала отмена поручительства объединений предпринимателей как форма обеспечения контракта. Собственные средства или банковские кредиты - вариант далеко не для каждого.
По мнению директора департамента госзакупок Минэкономики Ульяновской области Инги Погореловой, обеспечение заявки для малого бизнеса можно снизить и до 1%, а авансовые платежи предусмотреть на товары, но не на услуги (печальный опыт некачественного исполнения проавансированных госконтрактов накоплен не только в Ульяновской области).
Закон же о Федеральной контрактной системе (ФКС) предусматривает увеличение квоты для малого бизнеса и некоммерческих организаций с 10 до 15%.
- Но повышать планку больше мы не можем, потому что тогда некоторые заказчики просто не смогут закрыть свои потребности в товарах и услугах - малый бизнес не всегда может обеспечить предложение, - заявил в интервью «Российской газете» в конце 2012 года директор департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразвития Кирилл Степанов. - Параллельно мы отказываемся от перечня товаров и услуг, которые закупаются у малого и среднего бизнеса, и даем заказчику возможность более гибко формировать лоты.
Справка «ДО»
В первом чтении закон «0 федеральной контрактной системе» принят в июне 2012 года, после чего поступило около тысячи поправок. Второе чтение было назначено на декабрь, затем перенесено на февраль 2013 года, далее - на конец марта. Если не случится очередных «накладок» и в весеннюю сессию Госдума примет закон о ФКС, с 1 января 2014 года он начнет действовать на территории России.
ДИНАМИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСЗАКАЗА
| 2010 | 2011 | 2012 |
Размещено средств | 3,6 млрд. рублей | 4,9 млрд. рублей | 8,6 млрд. рублей |
Количество процедур | 2 тысячи | 3,6 тысячи | 5 тысяч |
Экономия | 283 млн. рублей | 429 млн. рублей | 709 млн. рублей |
Источник: Департамент госзакупок Минэкономики Ульяновской области
ЦЕНА ИЛИ КАЧЕСТВО
Одним из самых слабых звеньев закона о размещении госзаказа (ФЗ-94) называют меновую доминанту: сегодня победителем конкурса становится тот, кто предложит исполнение за наименьшую цену. В официальных отчетах по госзакупкам «Экономия бюджетных средств» проходит красной строкой. Но в этом таится бомба замедленного действия. Часто победителем, предложившим ценовой минимум, оказывается компания, не владеющая необходимыми компетенциями и ресурсами для исполнения заказа, Ущемляются интересы игроков рынка, процветает недобросовестная конкуренция, снижается конечный результат исполнения контракта.
В законе о ФКС установлен ряд антидемпинговых мер, позволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными иенами. В одной из первых версий закона предполагалось, что как только участник аукциона опускается по цене ниже 25%, он должен в состав заявки положить обоснование этой экономии. Однако эта норма вызвала критику, и в новой версии закона предложена иная схема. Для контрактов стоимостью более 15 млн. рублей участникам установят повышенный размер обеспечения исполнения контракта - в 1,5 раза выше указанного в документации. Для менее дорогих контрактов предлагается «развилка»: поставщик по своему усмотрению может внести увеличенное обеспечение либо подтвердить свою добросовестность. Добросовестным будет считаться поставщик, у которого исполнены 75% контрактов за последний год до дня подачи заявки.
- Эта норма предлагается специально для поддержки малого и среднего бизнеса, - говорит Кирилл Степанов. - У таких предприятий, как правило, цена контрактов менее 15 млн. рублей, а повышенное финобеспечение может стать дополнительной нагрузкой.
И ЭТО ЖИЗНЬ
2013 год обещает стать переходным в реформировании системы госзакупок, поэтому данная тема стала предметом обсуждения коллегии Минэкономики Ульяновской области.
По информации областного Департамента госзакупок, 68% размещенных средств государственного и муниципального заказа осваиваются сегодня региональными компаниями. 32% уходят за пределы области. Чаще всего это заказы на приобретение лекарственных средств и медицинского оборудования, страхование ответственности физических и юридических лиц (страховой рынок региона представлен иногородними компаниями).
Ужесточение процедур подготовки и прохождения заказа требует высокой квалификации участников этой системы. И здесь - одно из слабых звеньев цепи. «Научишь специалиста - его тут же покупает город», - замечает глава администрации Старомайнского района Сергей Талант. А директор института экономики и бизнеса УлГУ Евгений Белый, отмечая отсутствие стратегии образования в области госзакупок, предлагает ввести систему аккредитации специалистов по закупкам. База для обучения подобных специалистов в регионе есть: это и государственные вузы, и институты бизнес-образования, которые заявляют о готовности разработать специальные ускоренные программы.
Сможет ли Федеральная контрактная система решить проблему своевременного финансирования госзаказа - это вопрос. Сегодня и заказчики, и исполнители становятся заложниками Бюджетного кодекса, не позволяющего заключать контракты, пока нет подтвержденного лимита на их финансирование. Знакомая картина: конкурс проведен весной, подтверждение финансирования приходит в сентябре, в ноябре федеральные средства поступают в областной бюджет, в декабре их отдают муниципалитетам. Можно начинать работы по благоустройству! Этот «казус» всероссийского масштаба активно обсуждается на самых разных площадках. Вероятно, здравый смысл все-таки возобладает.
Пока же глава Счетной палаты Ульяновской области Игорь Егоров сообщил, что с 2013 года вводится новая система классификации нарушений по итогам года. Будет новая категория - «Нарушения по госзаказу». А УФАС по Ульяновской области приводит такие цифры: в 2012 году число жалоб на заказчиков выросло на 60%, а сумма штрафных санкций на должностных лиц увеличилась на 40% (2,8 млн. рублей). «Мы предполагаем, что практика применения закона о ФКС также вызовет массу вопросов у всех участников», - говорит руководитель Ульяновского УФАС Геннадий Спирчагов.
Как бы то ни было, закон 94-ФЗ является, по сути, процедурным и регламентирует только стадию размещения заказа. В рамках же Федеральной контрактной системы регламентируется весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение Контрактов и приемка результатов, контроль соблюдения требований заказчика. Причем в контролеры обещано взять и общественные организации, и объединения, и граждан. Закон о ФКС дает им право контролировать эффективность закупок, направлять заказчикам запросы о ходе исполнения контрактов, обращаться в контрольные и правоохранительные органы, вносить предложения по совершенствованию законодательства в сфере закупок. Предполагается, что процедуру общественного обсуждения и контроля пропишут отдельно - в правительственном постановлении. Но прежде все-таки надо принять закон о ФКС.
Евгения Зимина