Уведомление о поступлении жалобы ООО «Альянс»
В Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Альянс» на положения документации о проведении запроса предложений в электронной форме № 32009264514 (наименование объекта закупки – «Отбор организации на поставку труб стальных»; заказчик – Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск»; начальная (максимальная) цена контракта – 1 714 504,36 руб., срок окончания подачи заявок – 07.07.2020 в 07 час. 59 мин.).
Жалоба ООО «Альянс» содержит указание на следующее. В Техническом задании на проведение тендерных процедур для заключения договора поставки в отношении лотов 1, 18, 21 и 27 предмета закупки установлены следующие характеристики: «Изоляция соответствует: Трубы стальные электросварные прямошовные, изготовленные по ГОСТ 10704-91, 10705-80 с наружным двухслойным покрытием весьма усиленного типа (НПЭПк-2/2ВУС) из экструдированного полиэтилена по ТУ 1390-005-26704661-10»
Разработчиком ТУ 1390-005-26704661-10 «Трубы стальные диаметром 89-630 мм с наружным двухслойным и трехслойным полиэтиленовым покрытием» является ЗАО «Изопайп». При этом документацией не предусмотрено, что допускается поставка аналогов.
Кроме того, как следует из наименования ТУ 1390-005-26704661-10, они определяют технические условия для труб диаметром 89-630 мм, в то время как согласно лоту 1 Технического задания, одним из наименований поставляемых товаров в составе неделимого предмета закупки является: «Труба стальная электросварная прямошовная 57х3.5мм ГОСТ 10704-91 покрытие двухслойное полимерное ВУС». Из чего следует, что ТУ 1390-005-26704661-10 не применимы к данному лоту.
Заявитель жалобы считает, что такое описание предмета закупки не соответствует нормам Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Документации и Положения о закупках Заказчика по следующим основаниям.
- В силу ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».
- Технические условия, разработанные ЗАО «Изопайп» и, по сути, являющиеся внутренним нормативным документом данной коммерческой организации, не относятся ни к одному из видов документов, перечисленных в пунктах 1.7.1 и 1.7.2 Положения о закупках, в соответствии с которыми могут определяться технические характеристики предмета закупки или на которые могут даваться ссылки при описании предмета закупки.
- Согласно п.1.7.4. Положения о закупках, в описание предмета конкурентной закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случая, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.
При этом, в силу пункта 1.7.5. Положения о закупках, в случае использования в описании предмета конкурентной закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент», за исключением случаев, описанных в пунктах 1.7.5.1 – 1.7.5.4 Положения о закупках
Пункты 1.7.5.3. и 1.7.5.4. не применимы в рамках рассматриваемой процедуры, а пункты 1.7.5.1 и 1.7.5.2 Положения о закупках не могут служить основанием для указания на конкретного производителя / разработчика ТУ без использования слов «или эквивалент», поскольку предмет закупки – трубы определённого диаметра (объем поставки которых исчисляется в метрах), а точнее, их изоляция – не являются технологически сложным оборудованием или предметом, обладающим индивидуально определёнными признаками, которые могут быть несовместимым с иным оборудованием, уже используемым Заказчиком; предмет закупки не относится к категории запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, уже используемым Заказчиком.
Также отсутствуют сведения о том, что у труб, соответствующих данным ТУ, отсутствуют аналоги – т.к. иных технических характеристик, кроме ссылки на ТУ, Заказчиком в Документации не приведено. Следовательно, при осуществлении закупки должна быть допустима поставка труб с изоляцией по иным ТУ, с равными или лучшими техническими характеристиками, имеющих все необходимые разрешительные документы и сертификаты соответствия, включая сертификат «Газсерт».
- В случае, если ссылка на ТУ 1390-005-26704661-10 представлена согласно проектно-сметной документации, необходимо отметить, что:
- в силу ст.758 Гражданского кодекса РФ и п.11 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания Заказчика; в проектной документации спецификации на материалы и оборудование подлежат согласованию и утверждению заказчиком;
- проектировщик не вправе отступать от задания, утвержденного Заказчиком, и принимать какие-либо проектные решения по собственному усмотрению; все проектные решения, а также применяемые в проектной документации спецификации на материалы и оборудование подлежат согласованию и утверждению заказчиком;
- разрабатываемая проектная документация подлежит проверке, приёмке и утверждению Заказчиком.
Таким образом, именно Заказчик контролирует весь процесс подготовки проектной документации, от установления требований к её содержанию до её утверждения.
Кроме того, ссылка в проектной документации на ТУ конкретного производителя может быть приведена в качестве примера минимально необходимых технических характеристик, а также в целях подготовки сметной документации – для расчёта ориентировочной сметной строительства и определения её достоверности, что не лишает Заказчика права использовать при строительстве материалы с аналогичными техническими характеристиками.
Более того, подобная ссылка не должна быть направлена на ограничение конкуренции путём определения заведомо единственного возможного производителя материалов для строительства, и Заказчик – единственный, кто может и должен отвечать за соблюдение данного требования при разработке проектной документации, поскольку именно он должен утвердить в задании на проектирование и в последующем согласовать проектные решения, не нарушающие положения антимонопольного законодательства.
Дистанционное рассмотрение указанной жалобы будет проходить 07.07.2020 в 10 час. 30 мин. (время местное, MСK+1).