Уведомление о поступлении жалобы ООО «Альянс»

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Альянс» на положения документации о проведении запроса предложений в электронной форме № 32009264514 (наименование объекта закупки – «Отбор организации на поставку труб стальных»; заказчик – Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Ульяновск»; начальная (максимальная) цена контракта – 1 714 504,36 руб., срок окончания подачи заявок – 07.07.2020 в 07 час. 59 мин.).

Жалоба ООО «Альянс» содержит указание на следующее.  В Техническом задании на проведение тендерных процедур для заключения договора поставки в отношении лотов 1, 18, 21 и 27 предмета закупки установлены следующие характеристики: «Изоляция соответствует: Трубы стальные электросварные прямошовные, изготовленные по ГОСТ 10704-91, 10705-80 с наружным двухслойным покрытием весьма усиленного типа (НПЭПк-2/2ВУС) из экструдированного полиэтилена по ТУ 1390-005-26704661-10»

Разработчиком ТУ 1390-005-26704661-10 «Трубы стальные диаметром 89-630 мм с наружным двухслойным и трехслойным полиэтиленовым покрытием» является ЗАО «Изопайп».  При этом документацией не предусмотрено, что допускается поставка аналогов.

Кроме того, как следует из наименования ТУ 1390-005-26704661-10, они определяют технические условия для труб диаметром 89-630 мм, в то время как согласно лоту 1 Технического задания, одним из наименований поставляемых товаров в составе неделимого предмета закупки является: «Труба стальная электросварная прямошовная 57х3.5мм ГОСТ 10704-91 покрытие двухслойное полимерное ВУС».  Из чего следует, что ТУ 1390-005-26704661-10 не применимы к данному лоту.

Заявитель жалобы считает, что такое описание предмета закупки не соответствует нормам Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), Документации и Положения о закупках Заказчика по следующим основаниям.

  1. В силу ч. 6.1 ст. 3 Закона №223-ФЗ, при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)».
  2. Технические условия, разработанные ЗАО «Изопайп» и, по сути, являющиеся внутренним нормативным документом данной коммерческой организации, не относятся ни к одному из видов документов, перечисленных в пунктах 1.7.1 и 1.7.2 Положения о закупках, в соответствии с которыми могут определяться технические характеристики предмета закупки или на которые могут даваться ссылки при описании предмета закупки.
  3. Согласно п.1.7.4. Положения о закупках, в описание предмета конкурентной закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случая, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

При этом, в силу пункта 1.7.5. Положения о закупках, в случае использования в описании предмета конкурентной закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «или эквивалент», за исключением случаев, описанных в пунктах 1.7.5.1 – 1.7.5.4 Положения о закупках

Пункты 1.7.5.3. и 1.7.5.4. не применимы в рамках рассматриваемой процедуры, а пункты 1.7.5.1 и 1.7.5.2 Положения о закупках не могут служить основанием для указания на конкретного производителя / разработчика ТУ без использования слов «или эквивалент», поскольку предмет закупки – трубы определённого диаметра (объем поставки которых исчисляется в метрах), а точнее, их изоляция – не являются технологически сложным оборудованием или предметом, обладающим индивидуально определёнными признаками, которые могут быть несовместимым с иным оборудованием, уже используемым Заказчиком; предмет закупки не относится к категории запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, уже используемым Заказчиком.

Также отсутствуют сведения о том, что у труб, соответствующих данным ТУ, отсутствуют аналоги – т.к. иных технических характеристик, кроме ссылки на ТУ, Заказчиком в Документации не приведено. Следовательно, при осуществлении закупки должна быть допустима поставка труб с изоляцией по иным ТУ, с равными или лучшими техническими характеристиками, имеющих все необходимые разрешительные документы и сертификаты соответствия, включая сертификат «Газсерт».

  1. В случае, если ссылка на ТУ 1390-005-26704661-10 представлена согласно проектно-сметной документации, необходимо отметить, что:

- в силу ст.758 Гражданского кодекса РФ и п.11 ст.48 Градостроительного кодекса РФ, подготовка проектной документации осуществляется на основании задания Заказчика;  в проектной документации спецификации на материалы и оборудование подлежат согласованию и утверждению заказчиком;

- проектировщик не вправе отступать от задания, утвержденного Заказчиком, и принимать какие-либо проектные решения по собственному усмотрению; все проектные решения, а также применяемые в проектной документации спецификации на материалы и оборудование подлежат согласованию и утверждению заказчиком;

- разрабатываемая проектная документация подлежит проверке, приёмке и утверждению Заказчиком.

Таким образом, именно Заказчик контролирует весь процесс подготовки проектной документации, от установления требований к её содержанию до её утверждения.

Кроме того, ссылка в проектной документации на ТУ конкретного производителя может быть приведена в качестве примера минимально необходимых технических характеристик, а также в целях подготовки сметной документации – для расчёта ориентировочной сметной строительства и определения её достоверности, что не лишает Заказчика права использовать при строительстве материалы с аналогичными техническими характеристиками.

Более того, подобная ссылка не должна быть направлена на ограничение конкуренции путём определения заведомо единственного возможного производителя материалов для строительства, и Заказчик – единственный, кто может и должен отвечать за соблюдение данного требования при разработке проектной документации, поскольку именно он должен утвердить в задании на проектирование и в последующем согласовать проектные решения, не нарушающие положения антимонопольного законодательства.

 

Дистанционное рассмотрение указанной жалобы будет проходить 07.07.2020 в 10 час. 30 мин. (время местное, MСK+1).