Аналитический отчет по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в г. Ульяновске и г. Димитровграде в 2016 г.

Аналитический отчет

по результатам анализа рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в г. Ульяновске и г. Димитровграде  в 2016 г.

 

  1. Общие положения

 

Анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами по итогам 2016 года проведен в целях реализации Стандарта развития конкуренции Ульяновской области в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и для использования результатов анализа при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства и экономической концентрацией.

При анализе и оценке состояния конкуренции на товарном рынке в качестве исходной информации использовались сведения, полученные от хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, а также информация, полученная от Министерства здравоохранения Ульяновской области.

 

  1. Временной интервал исследования товарного рынка

 

В связи с тем, что исследование ограничивается изучением характеристик розничной торговли лекарственными препаратами на соответствующем товарном рынке, анализ ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента его проведения (ретроспективный анализ). Временной интервал исследования является 2016 год.

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

 

Предварительное определение товара произведено на основе нормативных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность.

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность включает в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, изготовление лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств, фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

При этом согласно пункту 35 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств, под аптечной организацией понимается организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.07.2010 № 553н утверждены следующие виды аптечных организаций:

1) аптека:

– готовых лекарственных форм;

–         производственная;

–         производственная с правом изготовления асептических лекарственных препаратов.

2) аптечный пункт;

3) аптечный киоск.

Частью 1 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств установлено, что розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, а также медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

Таким образом, нормативными правовыми актами определен закрытый перечень хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять розничную торговлю лекарственными препаратами.

Разрешена розничная торговля только лекарственными препаратами, зарегистрированными в Российской Федерации или изготовленными аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, установлено следующее.

Лекарственные препараты по функциональному назначению, потребительским свойствам, качественным характеристикам, условиям реализации не имеют товаров-заменителей. При этом покупатель имеет возможность приобрести лекарственные препараты только у хозяйствующего субъекта, имеющего лицензию на фармацевтическую деятельность, и не имеет возможности приобрести лекарственные препараты у хозяйствующих субъектов, не имеющих такой лицензии.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств, аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, наряду с лекарственными препаратами имеют право приобретать и продавать изделия медицинского назначения, дезинфицирующие средства, предметы и средства личной гигиены, посуду для медицинских целей, предметы и средства, предназначенные для ухода за больными, новорожденными и детьми, не достигшими возраста трех лет, очковую оптику и средства ухода за ней, минеральные воды, продукты лечебного, детского и диетического питания, биологически активные добавки, парфюмерные и косметические средства, медицинские и санитарно-просветительные печатные издания, предназначенные для пропаганды здорового образа жизни (далее – изделия медицинского назначения и сопутствующие товары).

При этом услуга розничной торговли изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами, оказываемая покупателям хозяйствующими субъектами, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (далее – аптеками), связана с услугой розничной торговли лекарственными препаратами, например:

–         приобретение лекарственных препаратов для приема внутрь обусловливает покупку минеральной воды и посуды для медицинских целей (пеналов, мерных емкостей);

–         приобретение лекарственных препаратов для парентерального применения обусловливает покупку изделий медицинского назначения (шприцов инъекционных, ваты, лейкопластырей, дезинфицирующих средств);

–         приобретение предметов для ухода за больными обусловливает покупку санитарно-гигиенических изделий (перчаток) и дезинфицирующих средств.

Кроме того, парфюмерные и косметические средства определенных производителей продаются в розницу преимущественно в аптеках.

В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51304-2009 «Услуги торговли. Общие требования», утвержденного приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 769-ст, услуги розничной торговли включают в себя реализацию товаров, оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров, информационно-консультационные (консалтинговые) услуги, дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров. При этом процесс оказания услуг розничной торговли состоит из следующих основных этапов: выявление спроса и формирование ассортимента товаров, приемка товаров, обеспечение хранения товаров, предпродажная подготовка товаров, выкладка товаров, предложение товаров покупателю (показ, демонстрация, примерка, взвешивание), организация расчета с покупателем, отпуск товара покупателю.

Розничная торговля товарами, разрешенными к продаже в аптеках, предполагает аккумулирование предложения множества разных видов товаров различных производителей и создание определенных условий (сервиса) для покупателей по выбору и приобретению товаров.

Таким образом, деятельность аптек рассматривается как предоставление услуг розничной торговли, с одной стороны, покупателям (населению), а с другой стороны – оптовым поставщикам товаров.

Потребность и практика покупателей приобретать в аптеках разные виды товаров за одну покупку определяет продуктовые границы товарного рынка как совокупность всех товаров, разрешенных к продаже в аптеках.

Широта ассортимента влияет на привлекательность аптеки для потребителей, а в условиях усиления государственного регулирования цен на лекарственные средства позволяет аптекам сохранять уровень рентабельности, усиливает финансовую устойчивость, возможность привлечения заемного капитала, формирования скидочных систем для привлечения потребителей и иных маркетинговых стратегий.

Таким образом, розничная торговля в аптеках представляет собой услугу по продаже широкой номенклатуры товаров, которые можно отнести к «транзакционно-комплементарным товарам», то есть таким, приобретение которых в одной организации существенно снижает транзакционные издержки потребителей.

Величина суммарного товарооборота аптеки (объем продажи товаров и оказания услуг населению) определяет ее рыночную силу и преимущества перед конкурентами как в привлечении покупателей, так и во взаимоотношениях с оптовиками и кредиторами.

В связи с изложенным продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются услуги розничной торговли лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами.

 

  1. Географические границы товарного рынка

 

Для определения географических границ товарного рынка выделяется группа покупателей по месту приобретения товаров, разрешенных к продаже в аптеках, расположенных на территориях Ульяновской области, ограниченных:

– городскими округами.

 

Таблица 1. Перечень городских округов и муниципальных районов субъекта РФ

 

Наименование городского округа или муниципального района

Численность населения,  чел.

Город Димитровград

116055

город Ульяновск

647425

 

 

 

  1. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Продавцами на рассматриваемом товарном рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность (розничная торговля).

Для продавцов, действующих на рассматриваемом товарном рынке, определяется принадлежность к группе лиц.

Покупателями товара на рассматриваемом товарном рынке являются физические лица. В связи с тем, что количество покупателей превышает 15 человек, хозяйственные связи покупателей с продавцами не выявляются.

В целях данного анализа «аптечная сеть» - это два и более аптечных учреждения, принадлежащих одному или нескольким лицам, работающим под одним торговым наименованием, торговой маркой.

 

В 2016 году в г. Ульяновске и  г. Димитровграде осуществляли свою деятельность 80 хозяйствующих субъектов, имеющих 225 аптечных пункта (места реализации), общий товарооборот которых составил – 4 103 503,81 тыс.руб.

 

В разрезе городских округов информация представлена ниже:

Таблица 2. Количество хозяйствующих субъектов, аптечных организаций

 

Наименование городского округа или муниципального района

Количество хозяйствующих субъектов

Количество аптечных пунктов (мест реализации)

г. Ульяновск

61

195

г.  Димитровград

19

30

 

Расчет долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке:

 

Таблица 3. Хозяйствующие субъекты, имеющие 2 и более аптечных пункта в г.Ульяновске и Димитровграде.

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Количество аптечных пунктов (мест реализации)

Перечень городских округов или муниципальных районов, в которых действуют аптечные пункты хозяйствующего субъекта

Доли, занимаемые хозяйствующими субъектами в каждом из городских округов, %

ОАО "УльяновскФармация" (7326033364)

62

город Ульяновск

11,79

 

Город Димитровград

15,74

ООО «Рона»

19

город Ульяновск

10,90

Город Димитровград

7,60

ООО «Поликлиника»Лекон»

2

Город Димитровград

0,72

ИП Сосикова О.И.

2

город Ульяновск

1,44

ООО "Аирмед" (7325087166)

2

город Ульяновск

0,73

ООО "Сатурн" (6319710221)

2

город Ульяновск

1,26

ООО "Фармком"(7328070474)

5

город Ульяновск

1,85

ООО "Калипсо" (6316166363)

2

город Ульяновск

7,30

ООО "Галант"

13

город Ульяновск

6,27

ООО "Протея" (7326051130)

6

город Ульяновск

2,53

ПАО "Фармимэкс" (7710106212)

3

город Ульяновск

0,38

ООО "Ригла-Ульяновск"

13

город Ульяновск

2,99

ООО "Виктория"

2

город Ульяновск

1,03

ООО "Фармацевтическая Компания" (7325076950)

2

город Ульяновск

0,79

ООО "Фармстандарт"

5

город Ульяновск

0,83

ООО НПП "АЕТ"

5

город Ульяновск

0,99

ООО "Перспектива-Плюс"

3

город Ульяновск

1,24

ООО "Двина" (6315637210)

3

город Ульяновск

2,22

ООО "СИМБИРСКИЙ АПТЕЧНЫЙ ДОМ"

8

город Ульяновск

2,35

ООО "АЛЬЯНС-ФАРМ"

3

город Ульяновск

0,91

ООО "ДАРЬЯНА"

5

город Ульяновск

0,75

ООО "Рябина"

2

город Ульяновск

0,62

 

Таблица 4. Количество аптечных организаций по формам собственности

 

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Количество аптечных организаций (пунктов отпуска)

 

государственной формы собственности

муниципальной формы собственности

частной формы собственности

иных форм собственности

1

Город Димитровград

10

0

20

0

 

2

город Ульяновск

56

0

139

0

 

Всего :

66

0

159

0

 

График 1. Изменение соотношения частных и государственных (муниципальных) аптечных пунктов в г. Ульяновске и  г. Димитровграде в 2016г., %.

  1. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

 

Расчет объема товарного рынка производится в стоимостном выражении (в тыс.руб., с НДС) по показателю объема суммарной выручки хозяйствующих субъектов, действовавших на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за год в пределах установленного временного интервала (2016г). При этом в объем суммарной выручки включаются только доходы, полученные хозяйствующими субъектами от реализации лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров, включая доходы от участия хозяйствующих субъектов в программах лекарственного обеспечения населения.

Источник получения данных – информация, представленная хозяйствующими субъектами по запросам антимонопольных органов, а также органами статистики, налоговых органов, органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Таблица 5. Объем рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами каждого городского округа и муниципального района:

 

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Объем товарного рынка (суммарный товарооборот всех аптечных организаций), тыс.руб.

1

город Ульяновск

3 603 984,58

2

город Димитровград

499 519,23

Всего по муниципальным округам:

4 103 503,81

 

 

Доля хозяйствующего субъекта или группы лиц на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах рассчитывается как выраженное в процентах отношение годового суммарного товарооборота всех аптечных организаций хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих на рассматриваемом товарном рынке в установленных географических границах отдельно за каждый год, в пределах установленного временного интервала в стоимостном выражении к годовому объему рассматриваемого товарного рынка.

Таким образом, в результате исследования не выявлено хозяйствующих субъектов и групп лиц, имеющие в течение 2016 года долю на товарном рынке более чем тридцать пять процентов.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка

 

Для определения уровня концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами были использованы коэффициент рыночной концентрации и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Коэффициент рыночной концентрации (CR) рассчитывается как сумма долей крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке. Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

 

Таблица 6. Уровень концентрации рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

 

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Коэффициент рыночной концентрации CR3,

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана(HHI)

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

1

город Димитровград

               43,89

981,64

Низкий

2

город Ульяновск

               31,22

511,85

Низкий

 

 

 

  1. Уровень обеспеченности населения услугами розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами

 

Принято считать, что норма соотношения численности населения и количества аптечных организаций – 4-5 тыс. человек на 1 аптеку. В городских округах и муниципальных районах, где действует недостаточное количество аптек, рынок чаще всего является высококонцентрированным.

 

Таблица 7. Уровень обеспеченности населения услугами аптечных организаций

 

№ п/п

Наименование городского округа или муниципального района

Вывод об уровне концентрации товарного рынка

Численность населения, чел.

Количество аптечных организаций

Соотношение численности населения и количества аптечных организаций, чел.

Вывод об уровне обеспеченности населения услугами аптечных организаций

1

город Ульяновск

Высокий

647425

195

3320,12

Высокая плотность

Высокая плотность

2

город Димитровград

Высокий

116055

30

3868,50

Высокая плотность

Высокая плотность

 

Низкий уровень обеспеченности аптечными учреждениями может означать, что в рассматриваемых географических границах имеются серьезные барьеры для входа на рынок.

 

  1. Барьеры входа на товарный рынок

 

Источник получения данных о барьерах входа на рынок услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами - информация, представленная хозяйствующими субъектами.

На рассматриваемом рынке услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в 2016 году  в г. Ульяновске и Димитровграде выявлены следующие барьеры входа:

 

Таблица 8. Барьеры входа на товарный рынок:

Основные группы барьеров

Перечень барьеров

Подробное описание сути барьеров

Оценка преодолимости выявленных барьеров

Экономические ограничения

Низкая платежеспособность населения

 

Низкая платежеспособность населения, сочетающаяся с постоянным ростом цен на лекарственные средства и преференции крупных аптечных  сетей

 

 

Значительная величина стартовых инвестиций при длительных сроках окупаемости этих вложений, отсутствие доступных кредитных ресурсов

 

Длительный процесс  перевода помещения внежилое, высокий уровень арендной платы, нестабильность арендных отношений

 

Проблемы с помещениями для торговли

Высокие капитальные вложени на приобретение помещений в собственность, длительный процесс перевода жилого помещения в нежилое, высокий уровень арендной платы, нестабильность арендных отношений (так как отсутствуют гарантии продления договоров аренды, при окончании действия договора аренды, помещение выставляется на продажу на конкурсной основе и может быть приобретено более состоятельным участником конкурса)

 

Малая или отрицательная доходность

Низкий уровень рентабельности, дифицит оборотных средств, значительная величина стартовых инвестиций при длительных сроках окупаемости этих вложений, отсутствие доступных кредитных ресурсов.

 

 

Административные ограничения

Трудности при получении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности

Усложненный процесс и высокая стоимость лицензирования фармацевтической деятельности и аккредитации аптечных учреждений, длительное рассмотрение заявок на лицензирование – все это является серьезным сдерживающим фактором для развития малого бизнеса на фармацевтическом рынке. Необходимость предоставления заключенного договора аренды на помещения, для получения лицензии на розничную торговлю (таким образом без осуществления  предпринимательской деятельности, приходится оплачивать арендную плату, во время процесса согласования, что увеличивает затраты при входе на рынок.

 Упрощение системы лицензирования и уменьшение длительности оформления разрешительных документов позволило бы быстрее, и с наименьшими финансовыми  затратами получить необходимые разрешительные документы для осуществления данного вида деятельности.

 

Дублирование контрольных функций разными органами государственной власти

 

 

 

Затраты на особые условия хранения лекарственных средств

Высокие затраты на особые условия хранения лекарственных средств.

 

 

Рост закупочных цен на лекарственные средства

 

 

Рост  тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию.

 

 

 

Несовершенство системы налогооблажения и высокая налоговая нагрузка, величина торговых надбавок.

 

 

 

 

Высокий уровень транспортных тарифов и сборов, отдаленность от транспортных коммуникаций.

 

 

 

Ограниченный перечень товаров, которые могут быть реализованы рядовым аптечным учреждением, а также запрет отпуска многих лекарственных препаратов без рецепта, низкая величина устанавливаемых торговых надбавок.

 

 

 

 

 

Высокие штрафные санкции к юридическим лицам по сравнению с индивидуальными предпринимателями при одинаковом уровне доходов.

 

 

Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров

Наличие на рынке хорошо организованных аптечных сетей с брендами высокой лояльности

Стратегия поведения действующих на рынке субъектов из других регионов является одной из причин снижения количества местных аптечных учреждений. Малый бизнес в виде небольших аптечных сетей не имеет финансовой возможности на протяжении длительного времени работать с максимально низкой наценкой, что в итоге приводит к его нерентабельности. Уменьшение количества местных аптек  может привести к перебоям с доставкой лекарственных средств, так как дистрибьюторам будет нерентабельно поставлять небольшое количество товара. Уже сейчас некоторые поставщики переходят на доставку через день.

По мнению хозяйствующих субъектов, эта ситуация опасна не только для местных аптечных организаций, но и для региона в целом. Именно местные аптеки являются сдерживающим фактором в отношении цен на лекарства. В процентном соотношении  аптечные сети  других регионов занимают огромную долю на розничном фармацевтическом рынке Ульяновской области. И эта доля увеличивается с каждым годом.

Труднопреодолимые

Наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов

Имеются

Налаженные отношения уже существующих на рынке хозяйствующих субъектов и аптечных сетей с дистрибьютерами и поставщиками

 

 

 Наличие крупных аптечных сетей

Преимущества действующих на рынке хозяйствующих субъектов, в том числе аптечных сетей перед потенциальными участниками рынка

 

 

Другие ограничения входа на товарный рынок

Отсутствие квалифицированных фармацевтических специалистов

 

 

Агрессивная ценовая политика аптек-дискаунтеров

Крупные аптечные сети отличаются высоким объемом продаж, в связи с чем, могут оказывать давление на поставщиков, добиваюсь значительных оптовых скидок

 

 

 

  1.  Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Таким образом, проведенный анализ рынка розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами показал, что рынок розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами в г. Ульяновске и г. Димитровграде относится к рынку с развитой конкуренцией.

 

  1. Выводы

 

  1. Уровень концентрации на рынке розничной торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и сопутствующими товарами на территории г. Ульяновска и г. Димитровграда низкий.
  2.      Рассматриваемый локальный рынок относится к рынку с развитой конкуренцией.