Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов

Общие положения

Анализ состояния конкуренции на мелкооптовом рынке автомобильного бензина проведен во исполнение Приказа ФАС России от 05.12.2016  № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы», в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью проведения анализа конкуренции на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее-ВИНК) на региональных рынках.

Для обзора состояния конкурентной среды на региональном мелкооптовом рынке автомобильного бензина использована информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкооптовую реализацию нефтепродуктов, хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов.

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно,  проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке

Временной интервал исследования мелкооптового рынка  автомобильного бензина  с 01.01.2016  по 31.12.2016.

Определение продуктовых границ товарного рынка

Предварительное определение товара - автомобильные бензины.

Согласно     Общероссийскому     классификатору     видов     экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, мелкооптовая торговля   автомобильными   бензинами   классифицирована   в   подгруппе   51.51.2 «Оптовая торговля моторным топливом, включая авиационный бензин».

Бензины предназначены для поршневых двигателей внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). ГОСТ по автомобильным бензинам определяют область применения автомобильных бензинов как моторное топливо для бензиновых двигателей (ГОСТ Р 51866-2002: «Настоящий стандарт распространяется на неэтилированные бензины, предназначенные для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями...»).

        В настоящее время в Российской Федерации производятся и реализуются 4 основных вида автомобильных бензинов, предназначенных для использования в качестве моторного топлива на транспортных средствах с бензиновыми двигателями: А-76 (ГОСТ 2084-77), АИ-92 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ТУ 38.001165-2003, ГОСТ Р 51313-99), АИ-95 (ГОСТ 2084-77, ГОСТ Р 51105-97, ГОСТ Р 51313-99), АИ-98 (ГОСТ Р 51313-99).

Вместе с тем распространены также бензины иных марок: Нормаль-80 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-80 (ТУ 38.001165-2003), Регуляр-91 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум-95 (ГОСТ Р 51105-97), АИ-96 (ТУ 38.001165-2003), Супер-98 (ГОСТ Р 51105-97), Премиум Евро-95 и Супер Евро-98 (ГОСТ Р 51866-2002), Регуляр Евро-92 (ГОСТ Р 51866-2002) и другие.

        Спецификация топлива, которое допустимо применять в конкретных бензиновых двигателях, определяется производителем двигателей. В технических паспортах (инструкциях по эксплуатации) автомобилей приводятся физико-химические эксплуатационные показатели бензинов, исходя из которых, пользователь автомобиля определяет соответствующую марку бензина для использования в качестве моторного топлива.

            На практике единственным существенным показателем, классифицирующим автомобильные бензины, является октановое число моторного топлива (далее - ОЧ). По ОЧ автомобильные бензины разделяются на две подгруппы, что и является существенным различием:

-низкооктановые бензины - А-76, АИ-80, Нормалъ-80 (ОЧ 76,0 по моторному методу и 80,0 по исследовательскому методу);

-высокооктановые бензины -  Регуляр-91, АИ-92, АИ-96, Супер-98, Премиум Евро-95, Супер Евро-98, Регуляр Евро-92 и другие (ОЧ 82,5 -- 88 по моторному методу, 91 - 98 по исследовательскому методу).

            С   целью   определения   продуктовых   границ   товарного   рынка   можно предположить,   что   для   мелкооптовых   покупателей   автомобильных   бензинов, владельцев автозаправочных станций (далее - АЗС), марка автомобильного бензина не играет существенной роли при его реализации, поскольку на любую марку имеется спрос в условиях случайного потока автомобилей. Однако для крупных промышленных предприятий, приобретающих автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования и располагающих мощностями по заправке и (или) хранению автомобильных бензинов для собственных нужд, вопрос о взаимозаменяемости автомобильных бензинов по маркам может стоять более остро, так как они зачастую имеют определенный, а не случайно-сформировавшийся парк автомобилей, для эксплуатации которого нужны определенные марки автомобильных бензинов.

        Управлением поведен опрос для уточнения продуктовых границ товарных рынков автомобильных мелкооптовых покупателей автомобильных бензинов (тест «гипотетического монополиста»), с целью определения готовности заменить одну марку автомобильного бензина на другую, если цена одного из товаров долговременно (дольше одного года) повысится на 5-10%, а цены на остальные товары останутся неизменными.

Как установил проведенный опрос, хозяйствующие субъекты не готовы заменить один вид автомобильного бензина другим видом.

Таким образом, продуктовые границы данных товаров определены по маркам автомобильных бензинов:

-оптовая реализация Аи-76 (АИ-80);

- оптовая реализация Аи-92;

- оптовая реализация Аи-95;

- оптовая реализация Аи-98.

Определение географических границ товарного рынка

Определение географических границ товарного рынка, в соответствии с п. 4.5 Порядка основывается на установлении фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продаж на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определённых географических границах).

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой
 покупатель  имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Географические границы оптового рынка предварительно определены как региональные границы Ульяновской области, что объясняется ограниченным количеством нефтебаз предназначенных для хранения и тем, что  они  расположены на территории Ульяновской области.

Также полномочия территориальных органов ФАС России ограничены административными границами субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган. Соответственно полномочия Ульяновского УФАС России ограничены административной территорией Ульяновской области.

В Ульяновской области отсутствует первичный оптовый рынок нефтепродуктов, на котором в качестве продавцов выступают нефтеперерабатывающие заводы и их сбытовые структуры и организации. В связи с этим, формирование объемов рынка происходит за счет нефтепродуктов, ввозимых на территорию области из других регионов.

      Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

Поставщиками на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие     субъекты,     осуществляющие     деятельность     по     поставке автомобильных бензинов в мелкооптовом сегменте товарного рынка, в том числе хозяйствующие    субъекты,    закупающие   товар    преимущественно   для    целей последующей перепродажи.

       Покупателями на мелкооптовых рынках автомобильных бензинов являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную реализацию автомобильных бензинов, крупные промышленные предприятия, приобретающие автомобильные бензины преимущественно для целей профессионального использования, а также хозяйствующие    субъекты,    приобретающие    товар    мелкооптовыми    партиями преимущественно для целей последующей перепродажи.

        Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке,  представлен в Таблице 1.

 

Таблица 1

 

 

Продавец

Адрес

Принадлежность к ВИНК

 
 
 
 

1

2

3

4

 

1

АО "Ульяновскнефтепродукт"

432017, г. Ульяновск, ул.Л.Толстого,91

ПАО "НК Роснефть"

 

2

Ульяновский филиал  ООО "Татнефть-АЗСЦентр"

432011, г. Ульяновск, ул. Федерации,149

ПАО «Татнефть»

 

3

ООО "Ресурс-Ойл"

432072, г. Ульяновск, ул.40-летия. Победы, 9

независимый

 

4

ЗАО "Онако-Комета"

Ульяновская обл. Чердаклинский р-н, 21-й км а/д "Ульяновск-Димитровград-Самара"

независимый

 

5

ООО ТК "Ойл Ульяновск"

432072, г. Ульяновск, 9-й пр-д Инженерный, 8

независимый

 

6

ООО «ХК «Средневолжский Топливный Альянс»

446008, Самарская обл., г.Сызрань, ул.Промышленная, 10

независимый

 

7

ООО «Грисер»

432071, г. Ульяновск, ул. Урицкого, д. 23б.

независимый

 

8

ООО «Ключики-Нефтепродукт»

433810, Ульяновская область, р.п. Николаевка, ул. Привокзальная, 67

независимый

 

9

Филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Региональные продажи», отделение «Верхнее  Приволжье», сектор региональных продаж г. Ульяновск

450027, г. УФА, ул. Уфимское шоссе, д. 3 корп.6

ПАО АНК «Башнефть»

 

10

ООО «Ульяновскцентргаз»

432035, г. Ульяновск, ул. Автомобилистов, д.17

независимый

 

11

ИП Измайлов

«------»

независимый

 
     

 

На территории Ульяновской области мелкооптовый рынок автомобильных бензинов формируется за счет нефтепродуктов ввозимых из других регионов, в связи с тем, что в регионе отсутствуют нефтеперерабатывающие заводы.

При изначальном разделении региональных рынков нефтепродуктов за основными вертикально-интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) с момента приватизации и акционирования нефтяного комплекса территория Ульяновской области «закреплена» за НК «Роснефть». Ситуацию на оптовом  рынке нефтепродуктов определяет НК «Роснефть» через предприятие АО «Ульяновскнефтепродукт».

Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

В  качестве  показателя  объема товарной  массы  используется  показатель объема  поставок  автомобильных  бензинов  в  натуральном  выражении  (тонны) хозяйствующим       субъектам,       осуществляющим       розничную       реализацию автомобильных бензинов, крупным промышленным предприятиям, приобретающим автомобильные    бензины    преимущественно    для    целей    профессионального использования,    а   также   хозяйствующим   субъектам,   приобретающим   товар преимущественно для целей последующей перепродажи.

            Доля  хозяйствующего   субъекта  на  мелкооптовом  рынке  автомобильных бензинов рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на исследуемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доли хозяйствующих субъектов на мелкооптовом рынке автомобильных бензинов по маркам бензина отражены в Приложении 1.

Из приведенных в Приложении 1 данных можно сделать вывод, что крупнейшим поставщиком автомобильных бензинов на территории Ульяновской области  в рассматриваемый период является АО «Ульяновскнефтепродукт» и Филиал ПАО АНК "Башнефть" "Башнефть-Региональные продажи", отделение «Верхнее  Приволжье», сектор региональных продаж г. Ульяновск.

Определение уровня концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

а) коэффициент рыночной концентрации (CR) - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

б) индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

Марка товара

01.01.2016 -31.12.2016

 

 

CR3, %

HHI

 

А-76  (АИ-80)

98,55

4042,14

АИ-92

88,41

3625,87

АИ-95

95,69

3942,89

АИ-98

100,00

10000,00

 

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана, в 2016 году мелкооптовый рынок автомобильных бензинов (АИ-76 (АИ-80), АИ-92, АИ-95 и АИ-98) относится к рынкам с высоким уровнем концентрации (при 70% <CR3 <100%   или 2000< HHI <10000 ,  уровень концентрации рынка высокий).

Барьеры входа на рынок

Для входа новых хозяйствующих субъектов на мелкооптовый рынок автомобильных бензинов Ульяновской области существуют следующие барьеры:

- отсутствие у большинства участников исследуемого рынка нефтебаз (нефтехранилищ);

- высокий уровень затрат на строительство нефтебаз (нефтехранилищ) и большие сроки окупаемости капитальных вложений;

- высокий уровень расходов на содержание и эксплуатацию резервуарного парка.

 

 

Итоговая оценка состояния конкурентной среды на мелкооптовом рынке автомобильного бензина в Ульяновской области

 

Нефтедобывающие предприятия и нефтеперерабатывающие заводы на территории Ульяновской области отсутствуют. Оптовые цены на территории Ульяновской области зависят от цен, устанавливаемых нефтеперерабатывающими заводами, находящимися за пределами Ульяновской области.

Рынок оптовой реализации автомобильных бензинов в Ульяновской области высококонцентрированный и относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

  В соответствии с частью 1 статьи 5 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50 %  и доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В соответствии с частью 3статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается  положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субектов, доля каждого из которых больше долей хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%.

Таким образом,  признается доминирующим положение следующих хозяйствующих субъектов:

- по оптовой реализации  АИ-92, АИ-95, АИ-98 группы лиц АО «Ульяновскнефтепродукт», Филиал ПАО АНК «Башнефть» «Башнефть-Региональные продажи», отделение «Верхнее  Приволжье», сектор региональных продаж г. Ульяновска  составила более 50%  (84,07%, 87,49%, 100%).

- по оптовой реализации Аи-76 (АИ-80) Ульяновский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр», ООО «Ресурс-Ойл» (46,11%, 42,65%).

Мелкооптовый рынок автомобильных бензинов относится к рынку с недостаточно развитой конкуренцией.

Файлы для скачивания

prilozhenie_1_benzin.xlsx
Тип файла: xlsx
Размер файла: 0.01 МБ