Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению ОАО «Ульяновскэнерго»

Номер дела: А72-10764/2012
Дата публикации: 11 февраля 2013, 10:02

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54  E-mail: normativ@mv.ru  Интернет:www.ulyanovsk.arbitr.ru

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                            Дело № А72-10764/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2013

В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2013

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Кузьминой К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской  области «Ульяновскэнерго» (ИНН 7327012462), г.Ульяновск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

о признании незаконным решения и признании недействительным предписания   

 

заинтересованное лицо:

- Товарищество индивидуальных застройщиков «Искра-Полис»,

 

при участии в заседании:

от заявителя  – Карсункин С.А., доверенность № 639/юр от 10.01.2013, паспорт;  Каракозова Л.Ю., доверенность от 01.09.2012, паспорт,

от УФАС по Ульяновской области  – до перерыва  - Канева Е.С., доверенность от  16.07.2012, удостоверение, после перерыва  – не явился, извещен, ходатайство о  рассмотрении дела без участия представителя,

от Товарищества индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» – не явился, извещен;

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, в котором  просит:

1. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области по делу № 8821/04-2012 от 28.08.2012 о признании в действиях ОАО  «Ульяновскэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении договором энергоснабжения  № 000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате  электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис» (включение пункта 6.2. договора,  противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в  переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением

Правительства РФ от 31.08.2006 № 530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в граница ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск,  Ленинский район, микрорайон «Искра» признать незаконным;2

2. Предписание № 67 Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области по делу № 8821/04-2012 от 28.08.2012 о приведении в срок до  17.09.2012 в соответствие с антимонопольным законодательством п. 6.2 договора  энергоснабжения № 000475 ЭО от 01.01.2009 путем отмены пункта 6.2 договора или  внесения в него изменений признать недействительным.

Определением от 06.11.2012 суд на основании ст. 40 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве заинтересованного  лица Товарищество индивидуальных застройщиков «Искра-Полис».

Представители  Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» в  судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим  образом.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие представителей  Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» в порядке статьи 156 АПК  РФ.

25.01.2013 в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до

 31.01.2013 до  13 час.  00 мин. Информация о перерыве была размещена на официальном  сайте Арбитражного суда Ульяновской области http://ulyanovsk.arbitr.ru/.

После перерыва судебное заседание продолжено.

 

Из материалов дела усматривается:

21.06.2012 в УФАС по Ульяновской области поступило заявление Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» с жалобой на действия ОАО  «Ульяновскэнгерго», выразившееся в установлении договором энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате  электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис».

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области от 11.07.2012 №205 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО  «Ульяновсеэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  установлении договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного  требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис».

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской  области вынесено  решение о признании  в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в установлении  договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009  необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ  «Искра-Полис» (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам  функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от  31.08.2006 №530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка,  находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район,  микрорайон «Искра».

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской  области в отношении ОАО «Ульяновскэнерго»   выдано предписание с указанием  прекратить злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем  отмены пункта 6.2 договора энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009 или внесения в  него изменений.

Представитель  ОАО «Ульяновскэнерго» поддержал требования, изложенные в  заявлении. По мнению заявителя  на  ТИЗ «Искра-Полис»  не распространяется льготный  порядок  оплаты за потребленную электрическую энергию, предусмотренный пунктом 73  Положений.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное решение  законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные  доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствие с частью  4 статьи  200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых  актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица,  которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Согласно  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите  конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее  положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других  лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона №135-ФЗ доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает  пятьдесят процентов.

ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел  «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер 16, наименование товара, работ,  услуг – купля продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50%.

Согласно пункту 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной  службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего  положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении  антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля  за  экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5,  определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для  хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на  рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более  пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется  на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на  товарном рынке услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических  границах г.Ульяновска.

01.01.2009 между ОАО «Ульяновскэнерго» (поставщик) и ТИЗ «Искра-Полис» (потребитель) заключен договор энергоснабжения №000475ЭО, согласно которому поставщик  обязуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения  договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и  предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической  энергией потребителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую  электрическую энергию и оказанные услуги.

Согласно Уставу ТИЗ «Искра-Полис» - это некоммерческая организация, созданная решением общего собрания индивидуальных застройщиков  - членов товарищества,  объединившихся на добровольной основе для эффективного освоения земельных участков,  выделенных в микрорайоне «Искра» под индивидуальное жилищное строительство с  последующей передачей этих участков в аренду, субаренду, собственность членам  товарищества в целях удовлетворения их жилищно-бытовых и социально-культурных потребностей за счет привлечения их труда, денежных и иных средств. Товарищество  может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ  и уставу, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности. Цели  деятельности товарищества  - строительство, капитальный ремонт и эксплуатация  малоэтажных жилых домов, надворных построек, инженерных коммуникаций и других  объектов, принадлежащих товариществу либо гражданам - членам товарищества (на праве  личной и общей долевой собственности). Для реализации данных целей товарищество  имеет право, в том числе, выступать заказчиком на коммунальное обслуживание, заключать  договоры с соответствующими организациями на данное обслуживание.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от  23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее  – Правила №307) исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой  формы, а также индивидуальный предприниматель,  предоставляющие коммунальные  услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за  обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых  потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть  управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный,  жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при  непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная  организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, ТИЗ «Искра-Полис» является исполнителем коммунальных услуг для  членов товарищества.

При заключении договора с ОАО «Ульяновскэнерго» ТИЗ «Искра-Полис»  представило, как следует из письменных пояснений ОАО «Ульяновскэнерго» (вх. № 6652 от  07.08.2012), устав. Следовательно, ОАО «Ульяновскэнерго» обладало информацией о том,  что Товарищество является специализированным потребительским кооперативом  - исполнителем коммунальных услуг для граждан.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,  утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, условия договора о  приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод),  заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя  коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В пункте 6.2 договора №000475ЭО от 01.01.2009 в первоначальной редакции указано,  что потребитель обязуется производить оплату по договору в следующем порядке:

 - до 5 числа расчетного месяца  - первый промежуточный платеж в размере 45%  стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода,  рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой)  цены, платежными поручениями потребителем самостоятельно;

- до 20  числа расчетного месяца  - второй промежуточный платеж в размере 45%  стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода,  рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой)  цены, платежными поручениями Потребителем самостоятельно;

- до 15 числа месяца, следующего за расчетным  - окончательный расчет за  фактический объем поставленной электрической энергии расчетного периода,  определенный по показаниям приборов коммерческого учета согласно Акту об объеме  поставленной потребителю электрической энергии или расчетным способом, компенсацию  стоимости отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного  объема и прочие платежи с исключением суммы промежуточных платежей расчетного  периода  - по платежным требованиям поставщика путем безакцептного списания с  расчетного счета потребителя в обслуживающем его банке.

При этом в приложении 1 к договору указано, что ТИЗ «Искра-Полис» отнесена к  категории потребителей, приравненных к городскому населению.

Пунктом 70 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 №530 «Об утверждении  правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики», в редакции, действующей на момент заключения  договора энергоснабжения № 000475ЭО от 01.01.2009, устанавливалось, что если иное не  установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки)  электрической энергии), покупатели (за исключением граждан-потребителей и  исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую  энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил)  оплачивают гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории  потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам половину договорного объема  потребления электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, в котором  осуществляется потребление электрической энергии.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 №294 «Об  утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» в  ред. от 23.05.2006, действовавшей на момент заключения договора энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009, оплата потребителями электрической, тепловой энергии и  природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением  авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением  между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено  соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений,  деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы  доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно- строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов,  управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих  управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг  не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 73 Правил функционирования розничных рынков  электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики  (впоследствии - Основных положений функционирования розничных рынков электрической  энергии), утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, граждане- потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие  электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89  настоящего документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и  договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии)  потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве,  необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в  соответствии с пунктом 89 настоящего документа). Расчетным периодом при  энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный  месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с  договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа  месяца, следующего за расчетным периодом.

Таким образом, действующие на день заключения договора энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 нормы права не предусматривали обязанности исполнителя  коммунальной услуги по электроснабжению вносить авансовые платежи за потребляемую электрическую энергию.

В соответствии с пунктом 81 Основных положений функционирования розничных  рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от  04.05.2012 № 442, граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего  поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный 6 период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за  расчетным периодом. Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес  гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период  электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным  периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более  поздний срок оплаты. Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки  населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме  потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за  расчетным.

Таким образом, действующее в настоящий момент законодательство Российской Федерации также не предусматривает предварительную оплату потребляемой электрической  энергии для исполнителей коммунальной услуги.

Представитель ОАО «Ульяновскэнерго»  пояснил, что по договору энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 ТИЗ «Искра-Полис» отнесено к тарифной группе «потребители,  приравненные к городскому населению» (приложение 1). В соответствии с Актом от  24.03.2009 ОАО «Ульяновскэнерго» (по заявлению ТИЗ «Искра-Полис») установило факт  нахождения на территории поселка 52 жилых домов. Дополнительным соглашением от  27.12.2011 к договору энергоснабжения наименование группы потребителей, к которой  было приравнено ТИЗ «Искра-Полис» было изменено в Приложении к договору на  «городское население, проживающее в жилых домах, не оборудованных стационарными  электроплитами» что подтверждает факт того, что ОАО «Ульяновскэнерго» обладало  информацией о том, что ТИЗ «Искра-Полис» является исполнителем коммунальных услуг.

Суд считает, что УФАС по Ульяновской области верно  определила неправомерность  условия о предварительной оплате поставляемой электрической энергии, установленного   договором энергоснабжения №00047530 от 01.01.2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным  законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его  заключения.

На момент заключения договора №00047530 от 01.01.2009, как и в настоящий момент,  законодательством не предусматривается установление условиями договора с исполнителем  коммунальных услуг предварительного порядка оплаты электрической энергии.

Условие пункта 6.2 договора энергоснабжения №00047530 от 01.01.2009 не соответствует действующему жилищному законодательству, устанавливает порядок оплаты, за  поставляемую электрическую энергию, ухудшающий положение потребителя  - ТИЗ  «Искра-Полис», чем нарушает права и законные интересы последнего, а следовательно,  - жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск,  Ленинский район, микрорайон «Искра».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по  Ульяновской области о признании в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» нарушения части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в установлении  договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009  необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ  «Искра-Полис» (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам  функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от  31.08.2006 №530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка,  находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район,  микрорайон «Искра» и  предписание №67 от 28.08.2012 являются законными и  обоснованными.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования  удовлетворению не подлежат.7

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине следует возложить на заявителя и  взыскать с Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской  области «Ульяновскэнерго» в доход федерального бюджета государственную пошлину в  размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного  процессуального кодекса  Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с  Открытого акционерного общества энергетики и электрификации  Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (ИНН 7327012462) в доход федерального  бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение,  если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в  арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

 

 

Судья                                                                                                       О.А.Лубянова

stdClass Object ( [vid] => 19260 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению ОАО «Ульяновскэнерго» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 19261 [type] => solution [language] => ru [created] => 1361945164 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54  E-mail: normativ@mv.ru  Интернет:www.ulyanovsk.arbitr.ru

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                            Дело № А72-10764/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2013

В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2013

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Кузьминой К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской  области «Ульяновскэнерго» (ИНН 7327012462), г.Ульяновск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

о признании незаконным решения и признании недействительным предписания   

 

заинтересованное лицо:

- Товарищество индивидуальных застройщиков «Искра-Полис»,

 

при участии в заседании:

от заявителя  – Карсункин С.А., доверенность № 639/юр от 10.01.2013, паспорт;  Каракозова Л.Ю., доверенность от 01.09.2012, паспорт,

от УФАС по Ульяновской области  – до перерыва  - Канева Е.С., доверенность от  16.07.2012, удостоверение, после перерыва  – не явился, извещен, ходатайство о  рассмотрении дела без участия представителя,

от Товарищества индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» – не явился, извещен;

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, в котором  просит:

1. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области по делу № 8821/04-2012 от 28.08.2012 о признании в действиях ОАО  «Ульяновскэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении договором энергоснабжения  № 000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате  электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис» (включение пункта 6.2. договора,  противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в  переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением

Правительства РФ от 31.08.2006 № 530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в граница ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск,  Ленинский район, микрорайон «Искра» признать незаконным;2

2. Предписание № 67 Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области по делу № 8821/04-2012 от 28.08.2012 о приведении в срок до  17.09.2012 в соответствие с антимонопольным законодательством п. 6.2 договора  энергоснабжения № 000475 ЭО от 01.01.2009 путем отмены пункта 6.2 договора или  внесения в него изменений признать недействительным.

Определением от 06.11.2012 суд на основании ст. 40 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве заинтересованного  лица Товарищество индивидуальных застройщиков «Искра-Полис».

Представители  Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» в  судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим  образом.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие представителей  Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» в порядке статьи 156 АПК  РФ.

25.01.2013 в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до

 31.01.2013 до  13 час.  00 мин. Информация о перерыве была размещена на официальном  сайте Арбитражного суда Ульяновской области http://ulyanovsk.arbitr.ru/.

После перерыва судебное заседание продолжено.

 

Из материалов дела усматривается:

21.06.2012 в УФАС по Ульяновской области поступило заявление Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» с жалобой на действия ОАО  «Ульяновскэнгерго», выразившееся в установлении договором энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате  электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис».

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области от 11.07.2012 №205 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО  «Ульяновсеэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  установлении договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного  требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис».

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской  области вынесено  решение о признании  в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в установлении  договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009  необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ  «Искра-Полис» (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам  функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от  31.08.2006 №530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка,  находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район,  микрорайон «Искра».

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской  области в отношении ОАО «Ульяновскэнерго»   выдано предписание с указанием  прекратить злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем  отмены пункта 6.2 договора энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009 или внесения в  него изменений.

Представитель  ОАО «Ульяновскэнерго» поддержал требования, изложенные в  заявлении. По мнению заявителя  на  ТИЗ «Искра-Полис»  не распространяется льготный  порядок  оплаты за потребленную электрическую энергию, предусмотренный пунктом 73  Положений.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное решение  законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные  доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствие с частью  4 статьи  200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых  актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица,  которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Согласно  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите  конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее  положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других  лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона №135-ФЗ доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает  пятьдесят процентов.

ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел  «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер 16, наименование товара, работ,  услуг – купля продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50%.

Согласно пункту 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной  службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего  положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении  антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля  за  экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5,  определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для  хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на  рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более  пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется  на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на  товарном рынке услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических  границах г.Ульяновска.

01.01.2009 между ОАО «Ульяновскэнерго» (поставщик) и ТИЗ «Искра-Полис» (потребитель) заключен договор энергоснабжения №000475ЭО, согласно которому поставщик  обязуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения  договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и  предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической  энергией потребителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую  электрическую энергию и оказанные услуги.

Согласно Уставу ТИЗ «Искра-Полис» - это некоммерческая организация, созданная решением общего собрания индивидуальных застройщиков  - членов товарищества,  объединившихся на добровольной основе для эффективного освоения земельных участков,  выделенных в микрорайоне «Искра» под индивидуальное жилищное строительство с  последующей передачей этих участков в аренду, субаренду, собственность членам  товарищества в целях удовлетворения их жилищно-бытовых и социально-культурных потребностей за счет привлечения их труда, денежных и иных средств. Товарищество  может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ  и уставу, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности. Цели  деятельности товарищества  - строительство, капитальный ремонт и эксплуатация  малоэтажных жилых домов, надворных построек, инженерных коммуникаций и других  объектов, принадлежащих товариществу либо гражданам - членам товарищества (на праве  личной и общей долевой собственности). Для реализации данных целей товарищество  имеет право, в том числе, выступать заказчиком на коммунальное обслуживание, заключать  договоры с соответствующими организациями на данное обслуживание.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от  23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее  – Правила №307) исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой  формы, а также индивидуальный предприниматель,  предоставляющие коммунальные  услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за  обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых  потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть  управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный,  жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при  непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная  организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, ТИЗ «Искра-Полис» является исполнителем коммунальных услуг для  членов товарищества.

При заключении договора с ОАО «Ульяновскэнерго» ТИЗ «Искра-Полис»  представило, как следует из письменных пояснений ОАО «Ульяновскэнерго» (вх. № 6652 от  07.08.2012), устав. Следовательно, ОАО «Ульяновскэнерго» обладало информацией о том,  что Товарищество является специализированным потребительским кооперативом  - исполнителем коммунальных услуг для граждан.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,  утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, условия договора о  приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод),  заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя  коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В пункте 6.2 договора №000475ЭО от 01.01.2009 в первоначальной редакции указано,  что потребитель обязуется производить оплату по договору в следующем порядке:

 - до 5 числа расчетного месяца  - первый промежуточный платеж в размере 45%  стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода,  рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой)  цены, платежными поручениями потребителем самостоятельно;

- до 20  числа расчетного месяца  - второй промежуточный платеж в размере 45%  стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода,  рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой)  цены, платежными поручениями Потребителем самостоятельно;

- до 15 числа месяца, следующего за расчетным  - окончательный расчет за  фактический объем поставленной электрической энергии расчетного периода,  определенный по показаниям приборов коммерческого учета согласно Акту об объеме  поставленной потребителю электрической энергии или расчетным способом, компенсацию  стоимости отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного  объема и прочие платежи с исключением суммы промежуточных платежей расчетного  периода  - по платежным требованиям поставщика путем безакцептного списания с  расчетного счета потребителя в обслуживающем его банке.

При этом в приложении 1 к договору указано, что ТИЗ «Искра-Полис» отнесена к  категории потребителей, приравненных к городскому населению.

Пунктом 70 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 №530 «Об утверждении  правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики», в редакции, действующей на момент заключения  договора энергоснабжения № 000475ЭО от 01.01.2009, устанавливалось, что если иное не  установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки)  электрической энергии), покупатели (за исключением граждан-потребителей и  исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую  энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил)  оплачивают гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории  потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам половину договорного объема  потребления электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, в котором  осуществляется потребление электрической энергии.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 №294 «Об  утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» в  ред. от 23.05.2006, действовавшей на момент заключения договора энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009, оплата потребителями электрической, тепловой энергии и  природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением  авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением  между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено  соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений,  деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы  доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно- строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов,  управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих  управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг  не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 73 Правил функционирования розничных рынков  электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики  (впоследствии - Основных положений функционирования розничных рынков электрической  энергии), утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, граждане- потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие  электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89  настоящего документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и  договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии)  потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве,  необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в  соответствии с пунктом 89 настоящего документа). Расчетным периодом при  энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный  месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с  договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа  месяца, следующего за расчетным периодом.

Таким образом, действующие на день заключения договора энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 нормы права не предусматривали обязанности исполнителя  коммунальной услуги по электроснабжению вносить авансовые платежи за потребляемую электрическую энергию.

В соответствии с пунктом 81 Основных положений функционирования розничных  рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от  04.05.2012 № 442, граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего  поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный 6 период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за  расчетным периодом. Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес  гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период  электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным  периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более  поздний срок оплаты. Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки  населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме  потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за  расчетным.

Таким образом, действующее в настоящий момент законодательство Российской Федерации также не предусматривает предварительную оплату потребляемой электрической  энергии для исполнителей коммунальной услуги.

Представитель ОАО «Ульяновскэнерго»  пояснил, что по договору энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 ТИЗ «Искра-Полис» отнесено к тарифной группе «потребители,  приравненные к городскому населению» (приложение 1). В соответствии с Актом от  24.03.2009 ОАО «Ульяновскэнерго» (по заявлению ТИЗ «Искра-Полис») установило факт  нахождения на территории поселка 52 жилых домов. Дополнительным соглашением от  27.12.2011 к договору энергоснабжения наименование группы потребителей, к которой  было приравнено ТИЗ «Искра-Полис» было изменено в Приложении к договору на  «городское население, проживающее в жилых домах, не оборудованных стационарными  электроплитами» что подтверждает факт того, что ОАО «Ульяновскэнерго» обладало  информацией о том, что ТИЗ «Искра-Полис» является исполнителем коммунальных услуг.

Суд считает, что УФАС по Ульяновской области верно  определила неправомерность  условия о предварительной оплате поставляемой электрической энергии, установленного   договором энергоснабжения №00047530 от 01.01.2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным  законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его  заключения.

На момент заключения договора №00047530 от 01.01.2009, как и в настоящий момент,  законодательством не предусматривается установление условиями договора с исполнителем  коммунальных услуг предварительного порядка оплаты электрической энергии.

Условие пункта 6.2 договора энергоснабжения №00047530 от 01.01.2009 не соответствует действующему жилищному законодательству, устанавливает порядок оплаты, за  поставляемую электрическую энергию, ухудшающий положение потребителя  - ТИЗ  «Искра-Полис», чем нарушает права и законные интересы последнего, а следовательно,  - жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск,  Ленинский район, микрорайон «Искра».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по  Ульяновской области о признании в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» нарушения части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в установлении  договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009  необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ  «Искра-Полис» (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам  функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от  31.08.2006 №530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка,  находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район,  микрорайон «Искра» и  предписание №67 от 28.08.2012 являются законными и  обоснованными.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования  удовлетворению не подлежат.7

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине следует возложить на заявителя и  взыскать с Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской  области «Ульяновскэнерго» в доход федерального бюджета государственную пошлину в  размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного  процессуального кодекса  Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с  Открытого акционерного общества энергетики и электрификации  Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (ИНН 7327012462) в доход федерального  бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение,  если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в  арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

 

 

Судья                                                                                                       О.А.Лубянова

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14

Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54  E-mail: normativ@mv.ru  Интернет:www.ulyanovsk.arbitr.ru

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                            Дело № А72-10764/2012

 

Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2013

В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2013

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи О.А.Лубяновой,

при ведении  протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Кузьминой К.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской  области «Ульяновскэнерго» (ИНН 7327012462), г.Ульяновск

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

о признании незаконным решения и признании недействительным предписания   

 

заинтересованное лицо:

- Товарищество индивидуальных застройщиков «Искра-Полис»,

 

при участии в заседании:

от заявителя  – Карсункин С.А., доверенность № 639/юр от 10.01.2013, паспорт;  Каракозова Л.Ю., доверенность от 01.09.2012, паспорт,

от УФАС по Ульяновской области  – до перерыва  - Канева Е.С., доверенность от  16.07.2012, удостоверение, после перерыва  – не явился, извещен, ходатайство о  рассмотрении дела без участия представителя,

от Товарищества индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» – не явился, извещен;

 

УСТАНОВИЛ:

 

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области «Ульяновскэнерго» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, в котором  просит:

1. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области по делу № 8821/04-2012 от 28.08.2012 о признании в действиях ОАО  «Ульяновскэнерго» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении договором энергоснабжения  № 000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате  электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис» (включение пункта 6.2. договора,  противоречащего Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в  переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением

Правительства РФ от 31.08.2006 № 530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка, находящегося в граница ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск,  Ленинский район, микрорайон «Искра» признать незаконным;2

2. Предписание № 67 Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области по делу № 8821/04-2012 от 28.08.2012 о приведении в срок до  17.09.2012 в соответствие с антимонопольным законодательством п. 6.2 договора  энергоснабжения № 000475 ЭО от 01.01.2009 путем отмены пункта 6.2 договора или  внесения в него изменений признать недействительным.

Определением от 06.11.2012 суд на основании ст. 40 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации привлек к участию в деле в качестве заинтересованного  лица Товарищество индивидуальных застройщиков «Искра-Полис».

Представители  Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» в  судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим  образом.

При данных обстоятельствах дело рассматривается в отсутствие представителей  Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» в порядке статьи 156 АПК  РФ.

25.01.2013 в судебном заседании в порядке статьи 163 АПК РФ объявлен перерыв до

 31.01.2013 до  13 час.  00 мин. Информация о перерыве была размещена на официальном  сайте Арбитражного суда Ульяновской области http://ulyanovsk.arbitr.ru/.

После перерыва судебное заседание продолжено.

 

Из материалов дела усматривается:

21.06.2012 в УФАС по Ульяновской области поступило заявление Товарищества  индивидуальных застройщиков «Искра-Полис» с жалобой на действия ОАО  «Ульяновскэнгерго», выразившееся в установлении договором энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного требования о предварительной оплате  электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис».

Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по  Ульяновской области от 11.07.2012 №205 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО  «Ульяновсеэнерго» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в  установлении договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009 необоснованного  требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ «Искра-Полис».

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской  области вынесено  решение о признании  в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в установлении  договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009  необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ  «Искра-Полис» (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам  функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от  31.08.2006 №530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка,  находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район,  микрорайон «Искра».

28.08.2012 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской  области в отношении ОАО «Ульяновскэнерго»   выдано предписание с указанием  прекратить злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением путем  отмены пункта 6.2 договора энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009 или внесения в  него изменений.

Представитель  ОАО «Ульяновскэнерго» поддержал требования, изложенные в  заявлении. По мнению заявителя  на  ТИЗ «Искра-Полис»  не распространяется льготный  порядок  оплаты за потребленную электрическую энергию, предусмотренный пунктом 73  Положений.

УФАС по Ульяновской области требования не признает, считает вынесенное решение  законным и обоснованным.

Выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные  доказательства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствие с частью  4 статьи  200 Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых  актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного  самоуправления,  иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании  осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, оспариваемых  решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному  нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или  лица,  которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия  (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия  (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной  экономической деятельности.

Согласно  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите  конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее  положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других  лиц.

В соответствии со статьей 5 Закона №135-ФЗ доминирующим признается положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает  пятьдесят процентов.

ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел  «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер 16, наименование товара, работ,  услуг – купля продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50%.

Согласно пункту 3.6.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной  службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего  положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении  антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля  за  экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5,  определение признаков наличия доминирующего положения не требуется для  хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на  рынке определенного товара долю более тридцати пяти процентов, с долей более  пятидесяти процентов и доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется  на товарном рынке, в продуктовых границах которого они были включены в Реестр.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на  товарном рынке услуг купли-продажи (поставки) электрической энергии в географических  границах г.Ульяновска.

01.01.2009 между ОАО «Ульяновскэнерго» (поставщик) и ТИЗ «Искра-Полис» (потребитель) заключен договор энергоснабжения №000475ЭО, согласно которому поставщик  обязуется осуществлять поставку электрической энергии, а также посредством заключения  договоров с сетевыми организациями обеспечивать передачу электрической энергии и  предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической  энергией потребителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую  электрическую энергию и оказанные услуги.

Согласно Уставу ТИЗ «Искра-Полис» - это некоммерческая организация, созданная решением общего собрания индивидуальных застройщиков  - членов товарищества,  объединившихся на добровольной основе для эффективного освоения земельных участков,  выделенных в микрорайоне «Искра» под индивидуальное жилищное строительство с  последующей передачей этих участков в аренду, субаренду, собственность членам  товарищества в целях удовлетворения их жилищно-бытовых и социально-культурных потребностей за счет привлечения их труда, денежных и иных средств. Товарищество  может от своего имени совершать любые сделки, не противоречащие законодательству РФ  и уставу, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности. Цели  деятельности товарищества  - строительство, капитальный ремонт и эксплуатация  малоэтажных жилых домов, надворных построек, инженерных коммуникаций и других  объектов, принадлежащих товариществу либо гражданам - членам товарищества (на праве  личной и общей долевой собственности). Для реализации данных целей товарищество  имеет право, в том числе, выступать заказчиком на коммунальное обслуживание, заключать  договоры с соответствующими организациями на данное обслуживание.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от  23.05.2006 №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам (далее  – Правила №307) исполнитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой  формы, а также индивидуальный предприниматель,  предоставляющие коммунальные  услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за  обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых  потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть  управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный,  жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при  непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная  организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Таким образом, ТИЗ «Искра-Полис» является исполнителем коммунальных услуг для  членов товарищества.

При заключении договора с ОАО «Ульяновскэнерго» ТИЗ «Искра-Полис»  представило, как следует из письменных пояснений ОАО «Ульяновскэнерго» (вх. № 6652 от  07.08.2012), устав. Следовательно, ОАО «Ульяновскэнерго» обладало информацией о том,  что Товарищество является специализированным потребительским кооперативом  - исполнителем коммунальных услуг для граждан.

В соответствии с пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,  утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, условия договора о  приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод),  заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя  коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

В пункте 6.2 договора №000475ЭО от 01.01.2009 в первоначальной редакции указано,  что потребитель обязуется производить оплату по договору в следующем порядке:

 - до 5 числа расчетного месяца  - первый промежуточный платеж в размере 45%  стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода,  рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой)  цены, платежными поручениями потребителем самостоятельно;

- до 20  числа расчетного месяца  - второй промежуточный платеж в размере 45%  стоимости договорного объема электрической энергии текущего расчетного периода,  рассчитанной по регулируемой цене и прогнозному значению свободной (нерегулируемой)  цены, платежными поручениями Потребителем самостоятельно;

- до 15 числа месяца, следующего за расчетным  - окончательный расчет за  фактический объем поставленной электрической энергии расчетного периода,  определенный по показаниям приборов коммерческого учета согласно Акту об объеме  поставленной потребителю электрической энергии или расчетным способом, компенсацию  стоимости отклонений фактического объема потребления электроэнергии от договорного  объема и прочие платежи с исключением суммы промежуточных платежей расчетного  периода  - по платежным требованиям поставщика путем безакцептного списания с  расчетного счета потребителя в обслуживающем его банке.

При этом в приложении 1 к договору указано, что ТИЗ «Искра-Полис» отнесена к  категории потребителей, приравненных к городскому населению.

Пунктом 70 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 №530 «Об утверждении  правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики», в редакции, действующей на момент заключения  договора энергоснабжения № 000475ЭО от 01.01.2009, устанавливалось, что если иное не  установлено договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки)  электрической энергии), покупатели (за исключением граждан-потребителей и  исполнителей коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающих электрическую  энергию в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89 настоящих Правил)  оплачивают гарантирующему поставщику по тарифу, установленному органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории  потребителей, и свободным (нерегулируемым) ценам половину договорного объема  потребления электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, в котором  осуществляется потребление электрической энергии.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2000 №294 «Об  утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» в  ред. от 23.05.2006, действовавшей на момент заключения договора энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009, оплата потребителями электрической, тепловой энергии и  природного газа на территории Российской Федерации осуществляется с применением  авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением  между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено  соглашением сторон. Это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений,  деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы  доходов и расходов, казенных предприятий, товариществ собственников жилья, жилищно- строительных, жилищных и иных специализированных потребительских кооперативов,  управляющих организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих  управление многоквартирными домами, если предварительная оплата коммунальных услуг  не установлена в договоре управления многоквартирными домами.

В соответствии с пунктом 73 Правил функционирования розничных рынков  электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики  (впоследствии - Основных положений функционирования розничных рынков электрической  энергии), утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 №530, граждане- потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению, приобретающие  электрическую энергию (мощность) в объеме, определяемом в соответствии с пунктом 89  настоящего документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации и  договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии)  потребляют электрическую энергию (мощность) в необходимом им количестве (количестве,  необходимом для оказания коммунальной услуги по электроснабжению и определяемом в  соответствии с пунктом 89 настоящего документа). Расчетным периодом при  энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный  месяц. Плата за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с  договором энергоснабжения, вносится указанными покупателями не позднее 10-го числа  месяца, следующего за расчетным периодом.

Таким образом, действующие на день заключения договора энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 нормы права не предусматривали обязанности исполнителя  коммунальной услуги по электроснабжению вносить авансовые платежи за потребляемую электрическую энергию.

В соответствии с пунктом 81 Основных положений функционирования розничных  рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от  04.05.2012 № 442, граждане, приобретающие электрическую энергию у гарантирующего  поставщика, обязаны вносить в его адрес оплату стоимости потребленной за расчетный 6 период электрической энергии (мощности) не позднее 10-го числа месяца, следующего за  расчетным периодом. Исполнители коммунальной услуги обязаны вносить в адрес  гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период  электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным  периодом, если соглашением с гарантирующим поставщиком не предусмотрен более  поздний срок оплаты. Покупатели, приобретающие электрическую энергию для ее поставки  населению, обязаны оплачивать стоимость электрической энергии (мощности) в объеме  потребления населения за расчетный период до 15-го числа месяца, следующего за  расчетным.

Таким образом, действующее в настоящий момент законодательство Российской Федерации также не предусматривает предварительную оплату потребляемой электрической  энергии для исполнителей коммунальной услуги.

Представитель ОАО «Ульяновскэнерго»  пояснил, что по договору энергоснабжения  №000475ЭО от 01.01.2009 ТИЗ «Искра-Полис» отнесено к тарифной группе «потребители,  приравненные к городскому населению» (приложение 1). В соответствии с Актом от  24.03.2009 ОАО «Ульяновскэнерго» (по заявлению ТИЗ «Искра-Полис») установило факт  нахождения на территории поселка 52 жилых домов. Дополнительным соглашением от  27.12.2011 к договору энергоснабжения наименование группы потребителей, к которой  было приравнено ТИЗ «Искра-Полис» было изменено в Приложении к договору на  «городское население, проживающее в жилых домах, не оборудованных стационарными  электроплитами» что подтверждает факт того, что ОАО «Ульяновскэнерго» обладало  информацией о том, что ТИЗ «Искра-Полис» является исполнителем коммунальных услуг.

Суд считает, что УФАС по Ульяновской области верно  определила неправомерность  условия о предварительной оплате поставляемой электрической энергии, установленного   договором энергоснабжения №00047530 от 01.01.2009.

В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным  законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его  заключения.

На момент заключения договора №00047530 от 01.01.2009, как и в настоящий момент,  законодательством не предусматривается установление условиями договора с исполнителем  коммунальных услуг предварительного порядка оплаты электрической энергии.

Условие пункта 6.2 договора энергоснабжения №00047530 от 01.01.2009 не соответствует действующему жилищному законодательству, устанавливает порядок оплаты, за  поставляемую электрическую энергию, ухудшающий положение потребителя  - ТИЗ  «Искра-Полис», чем нарушает права и законные интересы последнего, а следовательно,  - жителей поселка, находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск,  Ленинский район, микрорайон «Искра».

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УФАС по  Ульяновской области о признании в действиях ОАО «Ульяновскэнерго» нарушения части 1  статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившееся в установлении  договором энергоснабжения №000475ЭО от 01.01.2009  необоснованного требования о предварительной оплате электрической энергии ТИЗ  «Искра-Полис» (включение пункта 6.2 договора, противоречащего Правилам  функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период  реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением  Правительства РФ от  31.08.2006 №530), результатом чего является ущемление интересов жителей поселка,  находящегося в границах ТИЗ «Искра-Полис» по адресу: г.Ульяновск, Ленинский район,  микрорайон «Искра» и  предписание №67 от 28.08.2012 являются законными и  обоснованными.

При таких обстоятельствах дела, суд считает, что заявленные требования  удовлетворению не подлежат.7

В силу статьи 110 АПК РФ расходы по госпошлине следует возложить на заявителя и  взыскать с Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской  области «Ульяновскэнерго» в доход федерального бюджета государственную пошлину в  размере 2 000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного  процессуального кодекса  Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Взыскать с  Открытого акционерного общества энергетики и электрификации  Ульяновской области «Ульяновскэнерго» (ИНН 7327012462) в доход федерального  бюджета государственную пошлину в размере 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия,  если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение,  если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия  постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в  арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.

 

 

Судья                                                                                                       О.А.Лубянова

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А72-10764/2012 [format] => [safe_value] => А72-10764/2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Арбитражный суд Ульяновской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской  области «Ульяновскэнерго», г.Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения и признании недействительным предписания установил...

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Арбитражный суд Ульяновской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской  области «Ульяновскэнерго», г.Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения и признании недействительным предписания установил...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 123 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 123 [vid] => 6 [name] => Энергоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 212 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 212 [vid] => 1 [name] => ОАО «Ульяновскэнерго» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-11 06:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-06 06:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1361945164 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )