Решение и предписание в отношении ООО «ЭкоЛайф»

Номер дела: 8440/04-2012
Дата публикации: 18 июня 2012, 15:58

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                  ДЕЛО № 8440/04-2012

г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена "01" июня 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "15" июня 2012 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

 

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

специалист – эксперт К.Н. Сергейчева;

 

рассмотрев дело № 8440/04-2012 по признакам нарушения  ООО «ЭкоЛайф» (432072, г. Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, д.8) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.02.2012 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «Альтаир» на действия ООО «ЭкоЛайф»» по установлению монопольно высокой цены на вывоз твердых бытовых отходов (далее ТБО).

На основании указанного обращения приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.03.2012 №74 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «ЭкоЛайф» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу ТБО.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица определением от 04.05.2012 было также привлечено ООО «Завод ЖБИ №3», чье заявление на действия ООО «ЭкоЛайф»» по установлению монопольно высокой цены на вывоз ТБО поступило в управление в ходе рассмотрения данного дела (вх. от 16.04.2012 №3256).

На заседании комиссии представитель ООО «Завод ЖБИ-3» поддержал доводы, изложенные в заявлении.

 

На заседаниях комиссии представители ООО «ЭкоЛайф» поддержали представленные пояснения, факт нарушения антимонопольного законодательства не признал. Указали следующее.

Стоимость услуг по вывозу ТБО ООО «ЭкоЛайф» в 2012 году составляет: 180 рублей за контейнер (240 руб. за 1 куб. м) – при оплате услуг посредством предоплаты, 230 рублей за контейнер (307 руб за 1 куб. м) – при оплате услуг в месяце, следующим за месяцем оказания услуг (стоимость с НДС).

Стоимость услуг по вывозу ТБО определяется соглашением сторон при заключении договора и зависит от выбранного клиентом порядка оплаты, а не категории потребителя услуги.

Стоимость услуг, оказываемых организациям, управляющим жилым фондом (УК,ТСЖ, ЖСК), как правило, согласована сторонами договора за 1 кв.м площади, находящейся в управлении соответствующей организации, что связано с отсутствием в г.Ульяновске утвержденной нормы накопления ТБО и особенностью формирования тарифа на управление жилым фондом.

Изменения стоимости услуги по вывозу ТБО, указанной в договоре оказания услуг по вывозу и приему ТБО №91-12 ЭЛ от 01.01.2012 на условиях предоплаты, направленного для подписания потребителю ООО «Альтаир», по сравнению со стоимостью, указанной в договоре №91-12 ЭЛ от 15.02.2012, на условиях постоплаты, вызвано следующими причинами:

- предоплата снижает риск неплатежеспособности контрагента и его платежной недобросовестности. В стоимость с оплатой «постфактум» заложен данный риск, который выражен в увеличении стоимости услуг;

- в случае предоплаты ООО «ЭкоЛайф» закупает необходимые сырье и материалы по действующей на момент заключения договора цене, а не по цене на момент оказания услуг (с учетом инфляции). Рост стоимости ГСМ в 2011 году в среднем составил 25%, а инфляция за 2011 год по данным Росстата – 6,1%.

- при постоплате ООО «ЭкоЛайф» использует заемные источники для пополнения оборотных средств. Затраты по обслуживанию заемных ресурсов также увеличивают себестоимость услуг.

Представитель ООО «ЭкоЛайф» указал, что стоимость услуг по вывозу ТБО у Общества в целом соответствует стоимости таких услуг, сложившейся на конкурентном рынке г.Ульяновска и Ульяновской области.

Пояснили, что тарифы на вывоз ТБО на предприятии не утверждены и указываются в коммерческом предложении. Цены на вывоз ТБО устанавливаются в зависимости от условий оплаты услуги. При постоплате цены выше, чем при предоплате. Это связано с недостатком оборотных средств, что вызвало необходимость ввести изменения в учетную политику в части формирования резерва по сомнительным долгам.  В 2012 году данный резерв создавался впервые. Резерв по сомнительным долгам стал создаваться в связи с ростом величины дебиторской задолженности. Величина резерва по сомнительным долгам установлена в размере 10% от выручки по предприятию.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что оказание услуг по вывозу ТБО является основным видом деятельности, который Общество начало осуществлять в конце 2010 года. Других видов деятельности предприятие не осуществляет. ООО «ЭкоЛайф» осуществляет данный вид деятельности практически во всех районах города и производит вывоз ТБО на полигон Баратаевки.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что затраты в 2012 году на услугу по вывозу ТБО сформировались исходя из фактических затрат в 2011 году, статистики за 2011 год и плановых затрат на 2012 год.

Пояснили, что в статью «Затраты на оплату труда» входит только фонд оплаты труда. В 2012 году планировалось значительно увеличить фонд оплаты труда и сократить, по сравнению с 2011 годом, затраты на технику, т.е. чтобы не нанимать подрядные организации, а принять для данной работы своих сотрудников. Пояснили, что при постоплате данная статья имеет большее значение в связи с включением в нее процентов по банковским кредитам, которые необходимы для пополнения оборотных средств предприятия.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что в статье «Затраты на топливо» учитываются затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и их доставку. Разница в величине данных затрат возникает в связи с тем, что при постоплате ГСМ покупаются по розничным ценам, при предоплате – по оптовым. Также при покупке оптом снижаются затраты на доставку ГСМ. Поэтому величина затрат при предоплате ниже, чем при постоплате.

Пояснили, что резерв по сомнительным долгам формируется в соответствии с учетной политикой на 2012 год. Величина резерва рассчитывается исходя из величины дебиторской задолженности. Сомнительным долгом признается задолженность, которая не погашена в течение 30 дней с момента отгрузки товара.

В прочих прямых затратах учитываются проценты по банковским кредитам. Кредиты берутся только на формирование оборотных средств.

 

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ЭкоЛайф» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу твердых бытовых отходов.

При этом комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно статье 6  Федерального закона  «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 №220, с целью установления доминирующего положения ООО «ЭкоЛайф» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Ульяновска.

Согласно проведенному анализу ООО «ЭкоЛайф», ООО «Контракт плюс», ООО «Полигон» коллективно доминируют на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г.Ульяновска, совокупная доля составляет 77,42%, доля ООО «ЭкоЛайф» - 44,58%.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ЭкоЛайф» занимает доминирующее положение на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории г.Ульяновска.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155 (далее - Правила), под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.           

Согласно п. 10 Правил цена  услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Согласно приложению к договору №91-12 ЭЛ от 15.02.2012, направленному ООО «ЭкоЛайф» для подписания  ООО «Альтаир», стоимость услуги по сбору и вывозу 1 контейнера (0,75 куб. м.) составила 230 рублей (следовательно, стоимость вывоза 1 куб. м. ТБО - 307 рублей). 

Таким образом, цена на услуги по вывозу ТБО, оказываемые ООО «ЭкоЛайф», устанавливается соглашением, актом должностного лица ООО «ЭкоЛайф» не утверждается.

Для выявления  наличия в действиях ООО «ЭкоЛайф»  по установлению цен на услуги по сбору и вывозу ТБО монопольно высокой  цены - превышение цены, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции, управлением проведен сравнительный анализ цен на услуги по сбору и транспортировке ТБО с иными организациями, действующими на данном товарном рынке.

Стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО в 2011 г. у хозяйствующих субъектов, оказывающих данную услугу, составила (за 1 куб. м):

ООО «Центр экологических технологий» - от 130-200 руб.;

ООО «Полигон» - 190,85 руб.;

ООО «РКЦ» - 158,5 руб.;

ООО «ЭкоИнвест» - 100 руб.;

ООО «Контракт плюс» - 164,68 руб.;

ИП Михайлин А.А. – от 115 до 215 руб.;

ООО «Симбирский взлет-НЕВ» - 69,4 руб.;

МУП «Ульяновскдорремсервис» - 147,87 руб.;

ООО «Титул» - 270 руб.

Таким образом, цена, установленная ООО «ЭкоЛайф» за услуги по сбору и вывозу ТБО на 2012 год (240 руб. за 1 куб. м– при оплате услуг посредством предоплаты, 307 руб. за 1 куб. м при постоплате)  превышает цену, установленную хозяйствующими субъектами на товарном рынке.

В целях обоснованности расходов и прибыли, необходимых ООО «ЭкоЛайф» для оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, Обществом представлена структура себестоимости услуг по сбору и вывозу ТБО в г.Ульяновске .

 

Исходя из представленных калькуляций видно, что все статьи затрат, кроме статьи «Амортизация» претерпели изменение в сторону увеличения. Из пояснений ООО «ЭкоЛайф» следует, что изменение статей «Затраты на оплату труда», «Отчисления из ФОТ», «Затраты на топливо», «Техническое обслуживание и ремонт спецмашин» калькуляции вызвано отнесением на данные статьи (в случае с договором по факту оказания услуги) процентов по банковским кредитам.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «ЭкоЛайф» о порядке расчета каждой статьи калькуляции на 2012 год следует, что проценты по полученным займам, кредитам учитываются по статье «Общехозяйственные расходы» (подтверждается также  представленными оборотно-сальдовыми ведомостями  по счетам 20, 26, 91.02), что противоречит ранее данным пояснениям о распределении на каждую статью калькуляции расходов по обслуживанию заемных источников.

Следовательно, увеличение выше перечисленных статей калькуляции на относимые на данные статьи проценты по банковским кредитам является необоснованным.

В соответствии с п. 70 Приказа Министерства финансов от  29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

ООО «ЭкоЛайф» создает резерв по сомнительным долгам, начиная с 2012 года, хотя данная обязанность возникла у организаций в 2011 году (Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н). Таким образом, сумма дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию, которая могла быть списана за счет суммы резерва, образованного в 2011 году, повлекла увеличение резерва, созданного в 2012 году и, следовательно, увеличение себестоимости услуги по сбору и вывозу ТБО.

В соответствии с п.16 положения об учетной политике на 2012 год ООО «ЭкоЛайф» расходы в виде отчислений в резерв по сомнительным долгам учитываются при составлении калькуляций в виде отдельной статьи калькулирования.

Исходя из представленных калькуляций стоимости услуги по сбору и вывозу ТБО статья «Резерв по сомнительным долгам» присутствует лишь в калькуляции, рассчитанной для случая оплаты по факту оказания услуги, следовательно,  учет резерва по сомнительным долгам только  при расчете платы «по факту оказания услуг» противоречит учетной политике общества.

Из пояснений представителей ООО «ЭкоЛайф» следует, что плановой калькуляции на предприятии не разрабатывается. Составляются 2 различные калькуляции параллельно исходя из способов оплаты, причем только одна из них (рассчитанная для случая оплаты за услугу по факту ее оказания) содержит статью «Резерв по сомнительным долгам».

Так как ООО «ЭкоЛайф» оказывается единая услуга по сбору и вывозу ТБО, то статья «Резерв по сомнительным долгам» должна присутствовать и в калькуляции, рассчитанной для случая оплаты по факту оказания услуги, и калькуляции, рассчитанной для случая с предоплатой.

Ответчиками пояснено, что при расчете стоимости услуги учитывались плановые расходы общества в 2012 году, следовательно, и при расчете стоимости услуги, оплачиваемой авансовым платежом учитывались изменения статей калькуляции, доказательства, что увеличение таких статей затрат, как «Затраты на оплату труда», «Отчисления из ФОТ», «Затраты на топливо», «Техническое обслуживание и ремонт спецмашин» связано со способом оплаты за оказанные услуги, не представлены, следовательно, расчет затрат в двух калькуляциях должен быть одинаковым.

Таким образом, Общество установило цену, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в действиях ООО «ЭкоЛайф»  имеется состав нарушения, предусмотренный  пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В рассматриваемом случае ущемление интересов других лиц, подтверждается жалобами ООО «Альтаир», ООО «Завод ЖБИ-3» на высокую стоимость услуг по сбору, вывозу твердых бытовых отходов ООО «ЭкоЛайф». В связи с тем, что пользователями услуг по сбору и вывозу ТБО является неопределенный круг лиц -   население, индивидуальные предприниматели, организации, в процессе жизнедеятельности которых образуются ТБО, то и ущемление интересов следует признать не только обратившихся субъектов, но и всех потребителей данной услуги.

В соответствии с пунктом 4 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008 исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для применения запрета, установленного частью 1  статьи 10 Закона о защите конкуренции  в соответствии со сложившейся судебной практикой достаточно установить факт наличия монопольно высокой цены товара, в результате которой произошло ущемление интересов неопределенного круга лиц (потребителей).

Таким образом, действия ООО «ЭкоЛайф», занимающегося сбором и вывозом ТБО, по одностороннему воздействию на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу ТБО на рынке г. Ульяновска приводят к ущемлению интересов лиц.

Все это свидетельствуют о совершении ООО «ЭкоЛайф» запрещённых антимонопольным законодательством действий.

Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.

Сведения о размере причиненного ответчиком ущерба и извлеченного дохода отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях ООО «ЭкоЛайф», выразившихся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (в размере 230 руб. за контейнер объемом 0,75 куб. м на 2012 год) в г.Ульяновске, нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об администр

ативных правонарушениях, для возбуждения административного производства по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

К.Н. Сергейчева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 51

 

                                                                                                                                                        г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления  К.Ю.Попов,

Члены Комиссии              - нач. отдела М.С. Степанова,

                                           - специалист-эксперт К.Н. Сергейчева

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 01.06.2012  по делу № 8440/04-2012 о нарушении ООО «ЭкоЛайф» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г.Ульяновске,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Кому: ООО «ЭкоЛайф»

 

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г.Ульяновске;

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания произвести расчет и установить экономически обоснованный тариф на сбор и вывоз ТБО с учетом требований законодательства;

направить контрагентам, получающим услуги по сбору и вывозу ТБО по договору с условием оплаты по факту, дополнительное соглашение (иной документ) об изменении стоимости услуги;

направить в Ульяновское УФАС России калькуляции стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО, рассчитанные для договора с условием  предоплаты и договора с условием оплаты по факту оказания услуги, в течение 5 (пяти) дней с момента исполнения предписания.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в пятидневный срок с момента его исполнения.

 

 

    Председатель комиссии

       К.Ю.Попов

 

 

    Члены комиссии

       М.С. Степанова

 

       К.Н. Сергейчева

 

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 17988 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении ООО «ЭкоЛайф» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 17989 [type] => solution [language] => ru [created] => 1340107574 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                  ДЕЛО № 8440/04-2012

г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена "01" июня 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "15" июня 2012 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

 

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

специалист – эксперт К.Н. Сергейчева;

 

рассмотрев дело № 8440/04-2012 по признакам нарушения  ООО «ЭкоЛайф» (432072, г. Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, д.8) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.02.2012 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «Альтаир» на действия ООО «ЭкоЛайф»» по установлению монопольно высокой цены на вывоз твердых бытовых отходов (далее ТБО).

На основании указанного обращения приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.03.2012 №74 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «ЭкоЛайф» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу ТБО.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица определением от 04.05.2012 было также привлечено ООО «Завод ЖБИ №3», чье заявление на действия ООО «ЭкоЛайф»» по установлению монопольно высокой цены на вывоз ТБО поступило в управление в ходе рассмотрения данного дела (вх. от 16.04.2012 №3256).

На заседании комиссии представитель ООО «Завод ЖБИ-3» поддержал доводы, изложенные в заявлении.

 

На заседаниях комиссии представители ООО «ЭкоЛайф» поддержали представленные пояснения, факт нарушения антимонопольного законодательства не признал. Указали следующее.

Стоимость услуг по вывозу ТБО ООО «ЭкоЛайф» в 2012 году составляет: 180 рублей за контейнер (240 руб. за 1 куб. м) – при оплате услуг посредством предоплаты, 230 рублей за контейнер (307 руб за 1 куб. м) – при оплате услуг в месяце, следующим за месяцем оказания услуг (стоимость с НДС).

Стоимость услуг по вывозу ТБО определяется соглашением сторон при заключении договора и зависит от выбранного клиентом порядка оплаты, а не категории потребителя услуги.

Стоимость услуг, оказываемых организациям, управляющим жилым фондом (УК,ТСЖ, ЖСК), как правило, согласована сторонами договора за 1 кв.м площади, находящейся в управлении соответствующей организации, что связано с отсутствием в г.Ульяновске утвержденной нормы накопления ТБО и особенностью формирования тарифа на управление жилым фондом.

Изменения стоимости услуги по вывозу ТБО, указанной в договоре оказания услуг по вывозу и приему ТБО №91-12 ЭЛ от 01.01.2012 на условиях предоплаты, направленного для подписания потребителю ООО «Альтаир», по сравнению со стоимостью, указанной в договоре №91-12 ЭЛ от 15.02.2012, на условиях постоплаты, вызвано следующими причинами:

- предоплата снижает риск неплатежеспособности контрагента и его платежной недобросовестности. В стоимость с оплатой «постфактум» заложен данный риск, который выражен в увеличении стоимости услуг;

- в случае предоплаты ООО «ЭкоЛайф» закупает необходимые сырье и материалы по действующей на момент заключения договора цене, а не по цене на момент оказания услуг (с учетом инфляции). Рост стоимости ГСМ в 2011 году в среднем составил 25%, а инфляция за 2011 год по данным Росстата – 6,1%.

- при постоплате ООО «ЭкоЛайф» использует заемные источники для пополнения оборотных средств. Затраты по обслуживанию заемных ресурсов также увеличивают себестоимость услуг.

Представитель ООО «ЭкоЛайф» указал, что стоимость услуг по вывозу ТБО у Общества в целом соответствует стоимости таких услуг, сложившейся на конкурентном рынке г.Ульяновска и Ульяновской области.

Пояснили, что тарифы на вывоз ТБО на предприятии не утверждены и указываются в коммерческом предложении. Цены на вывоз ТБО устанавливаются в зависимости от условий оплаты услуги. При постоплате цены выше, чем при предоплате. Это связано с недостатком оборотных средств, что вызвало необходимость ввести изменения в учетную политику в части формирования резерва по сомнительным долгам.  В 2012 году данный резерв создавался впервые. Резерв по сомнительным долгам стал создаваться в связи с ростом величины дебиторской задолженности. Величина резерва по сомнительным долгам установлена в размере 10% от выручки по предприятию.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что оказание услуг по вывозу ТБО является основным видом деятельности, который Общество начало осуществлять в конце 2010 года. Других видов деятельности предприятие не осуществляет. ООО «ЭкоЛайф» осуществляет данный вид деятельности практически во всех районах города и производит вывоз ТБО на полигон Баратаевки.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что затраты в 2012 году на услугу по вывозу ТБО сформировались исходя из фактических затрат в 2011 году, статистики за 2011 год и плановых затрат на 2012 год.

Пояснили, что в статью «Затраты на оплату труда» входит только фонд оплаты труда. В 2012 году планировалось значительно увеличить фонд оплаты труда и сократить, по сравнению с 2011 годом, затраты на технику, т.е. чтобы не нанимать подрядные организации, а принять для данной работы своих сотрудников. Пояснили, что при постоплате данная статья имеет большее значение в связи с включением в нее процентов по банковским кредитам, которые необходимы для пополнения оборотных средств предприятия.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что в статье «Затраты на топливо» учитываются затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и их доставку. Разница в величине данных затрат возникает в связи с тем, что при постоплате ГСМ покупаются по розничным ценам, при предоплате – по оптовым. Также при покупке оптом снижаются затраты на доставку ГСМ. Поэтому величина затрат при предоплате ниже, чем при постоплате.

Пояснили, что резерв по сомнительным долгам формируется в соответствии с учетной политикой на 2012 год. Величина резерва рассчитывается исходя из величины дебиторской задолженности. Сомнительным долгом признается задолженность, которая не погашена в течение 30 дней с момента отгрузки товара.

В прочих прямых затратах учитываются проценты по банковским кредитам. Кредиты берутся только на формирование оборотных средств.

 

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ЭкоЛайф» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу твердых бытовых отходов.

При этом комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно статье 6  Федерального закона  «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 №220, с целью установления доминирующего положения ООО «ЭкоЛайф» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Ульяновска.

Согласно проведенному анализу ООО «ЭкоЛайф», ООО «Контракт плюс», ООО «Полигон» коллективно доминируют на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г.Ульяновска, совокупная доля составляет 77,42%, доля ООО «ЭкоЛайф» - 44,58%.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ЭкоЛайф» занимает доминирующее положение на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории г.Ульяновска.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155 (далее - Правила), под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.           

Согласно п. 10 Правил цена  услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Согласно приложению к договору №91-12 ЭЛ от 15.02.2012, направленному ООО «ЭкоЛайф» для подписания  ООО «Альтаир», стоимость услуги по сбору и вывозу 1 контейнера (0,75 куб. м.) составила 230 рублей (следовательно, стоимость вывоза 1 куб. м. ТБО - 307 рублей). 

Таким образом, цена на услуги по вывозу ТБО, оказываемые ООО «ЭкоЛайф», устанавливается соглашением, актом должностного лица ООО «ЭкоЛайф» не утверждается.

Для выявления  наличия в действиях ООО «ЭкоЛайф»  по установлению цен на услуги по сбору и вывозу ТБО монопольно высокой  цены - превышение цены, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции, управлением проведен сравнительный анализ цен на услуги по сбору и транспортировке ТБО с иными организациями, действующими на данном товарном рынке.

Стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО в 2011 г. у хозяйствующих субъектов, оказывающих данную услугу, составила (за 1 куб. м):

ООО «Центр экологических технологий» - от 130-200 руб.;

ООО «Полигон» - 190,85 руб.;

ООО «РКЦ» - 158,5 руб.;

ООО «ЭкоИнвест» - 100 руб.;

ООО «Контракт плюс» - 164,68 руб.;

ИП Михайлин А.А. – от 115 до 215 руб.;

ООО «Симбирский взлет-НЕВ» - 69,4 руб.;

МУП «Ульяновскдорремсервис» - 147,87 руб.;

ООО «Титул» - 270 руб.

Таким образом, цена, установленная ООО «ЭкоЛайф» за услуги по сбору и вывозу ТБО на 2012 год (240 руб. за 1 куб. м– при оплате услуг посредством предоплаты, 307 руб. за 1 куб. м при постоплате)  превышает цену, установленную хозяйствующими субъектами на товарном рынке.

В целях обоснованности расходов и прибыли, необходимых ООО «ЭкоЛайф» для оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, Обществом представлена структура себестоимости услуг по сбору и вывозу ТБО в г.Ульяновске .

 

Исходя из представленных калькуляций видно, что все статьи затрат, кроме статьи «Амортизация» претерпели изменение в сторону увеличения. Из пояснений ООО «ЭкоЛайф» следует, что изменение статей «Затраты на оплату труда», «Отчисления из ФОТ», «Затраты на топливо», «Техническое обслуживание и ремонт спецмашин» калькуляции вызвано отнесением на данные статьи (в случае с договором по факту оказания услуги) процентов по банковским кредитам.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «ЭкоЛайф» о порядке расчета каждой статьи калькуляции на 2012 год следует, что проценты по полученным займам, кредитам учитываются по статье «Общехозяйственные расходы» (подтверждается также  представленными оборотно-сальдовыми ведомостями  по счетам 20, 26, 91.02), что противоречит ранее данным пояснениям о распределении на каждую статью калькуляции расходов по обслуживанию заемных источников.

Следовательно, увеличение выше перечисленных статей калькуляции на относимые на данные статьи проценты по банковским кредитам является необоснованным.

В соответствии с п. 70 Приказа Министерства финансов от  29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

ООО «ЭкоЛайф» создает резерв по сомнительным долгам, начиная с 2012 года, хотя данная обязанность возникла у организаций в 2011 году (Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н). Таким образом, сумма дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию, которая могла быть списана за счет суммы резерва, образованного в 2011 году, повлекла увеличение резерва, созданного в 2012 году и, следовательно, увеличение себестоимости услуги по сбору и вывозу ТБО.

В соответствии с п.16 положения об учетной политике на 2012 год ООО «ЭкоЛайф» расходы в виде отчислений в резерв по сомнительным долгам учитываются при составлении калькуляций в виде отдельной статьи калькулирования.

Исходя из представленных калькуляций стоимости услуги по сбору и вывозу ТБО статья «Резерв по сомнительным долгам» присутствует лишь в калькуляции, рассчитанной для случая оплаты по факту оказания услуги, следовательно,  учет резерва по сомнительным долгам только  при расчете платы «по факту оказания услуг» противоречит учетной политике общества.

Из пояснений представителей ООО «ЭкоЛайф» следует, что плановой калькуляции на предприятии не разрабатывается. Составляются 2 различные калькуляции параллельно исходя из способов оплаты, причем только одна из них (рассчитанная для случая оплаты за услугу по факту ее оказания) содержит статью «Резерв по сомнительным долгам».

Так как ООО «ЭкоЛайф» оказывается единая услуга по сбору и вывозу ТБО, то статья «Резерв по сомнительным долгам» должна присутствовать и в калькуляции, рассчитанной для случая оплаты по факту оказания услуги, и калькуляции, рассчитанной для случая с предоплатой.

Ответчиками пояснено, что при расчете стоимости услуги учитывались плановые расходы общества в 2012 году, следовательно, и при расчете стоимости услуги, оплачиваемой авансовым платежом учитывались изменения статей калькуляции, доказательства, что увеличение таких статей затрат, как «Затраты на оплату труда», «Отчисления из ФОТ», «Затраты на топливо», «Техническое обслуживание и ремонт спецмашин» связано со способом оплаты за оказанные услуги, не представлены, следовательно, расчет затрат в двух калькуляциях должен быть одинаковым.

Таким образом, Общество установило цену, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в действиях ООО «ЭкоЛайф»  имеется состав нарушения, предусмотренный  пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В рассматриваемом случае ущемление интересов других лиц, подтверждается жалобами ООО «Альтаир», ООО «Завод ЖБИ-3» на высокую стоимость услуг по сбору, вывозу твердых бытовых отходов ООО «ЭкоЛайф». В связи с тем, что пользователями услуг по сбору и вывозу ТБО является неопределенный круг лиц -   население, индивидуальные предприниматели, организации, в процессе жизнедеятельности которых образуются ТБО, то и ущемление интересов следует признать не только обратившихся субъектов, но и всех потребителей данной услуги.

В соответствии с пунктом 4 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008 исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для применения запрета, установленного частью 1  статьи 10 Закона о защите конкуренции  в соответствии со сложившейся судебной практикой достаточно установить факт наличия монопольно высокой цены товара, в результате которой произошло ущемление интересов неопределенного круга лиц (потребителей).

Таким образом, действия ООО «ЭкоЛайф», занимающегося сбором и вывозом ТБО, по одностороннему воздействию на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу ТБО на рынке г. Ульяновска приводят к ущемлению интересов лиц.

Все это свидетельствуют о совершении ООО «ЭкоЛайф» запрещённых антимонопольным законодательством действий.

Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.

Сведения о размере причиненного ответчиком ущерба и извлеченного дохода отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях ООО «ЭкоЛайф», выразившихся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (в размере 230 руб. за контейнер объемом 0,75 куб. м на 2012 год) в г.Ульяновске, нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об администр

ативных правонарушениях, для возбуждения административного производства по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

К.Н. Сергейчева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 51

 

                                                                                                                                                        г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления  К.Ю.Попов,

Члены Комиссии              - нач. отдела М.С. Степанова,

                                           - специалист-эксперт К.Н. Сергейчева

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 01.06.2012  по делу № 8440/04-2012 о нарушении ООО «ЭкоЛайф» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г.Ульяновске,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Кому: ООО «ЭкоЛайф»

 

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г.Ульяновске;

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания произвести расчет и установить экономически обоснованный тариф на сбор и вывоз ТБО с учетом требований законодательства;

направить контрагентам, получающим услуги по сбору и вывозу ТБО по договору с условием оплаты по факту, дополнительное соглашение (иной документ) об изменении стоимости услуги;

направить в Ульяновское УФАС России калькуляции стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО, рассчитанные для договора с условием  предоплаты и договора с условием оплаты по факту оказания услуги, в течение 5 (пяти) дней с момента исполнения предписания.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в пятидневный срок с момента его исполнения.

 

 

    Председатель комиссии

       К.Ю.Попов

 

 

    Члены комиссии

       М.С. Степанова

 

       К.Н. Сергейчева

 

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                  ДЕЛО № 8440/04-2012

г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена "01" июня 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено "15" июня 2012 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

 

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

специалист – эксперт К.Н. Сергейчева;

 

рассмотрев дело № 8440/04-2012 по признакам нарушения  ООО «ЭкоЛайф» (432072, г. Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, д.8) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.02.2012 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «Альтаир» на действия ООО «ЭкоЛайф»» по установлению монопольно высокой цены на вывоз твердых бытовых отходов (далее ТБО).

На основании указанного обращения приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.03.2012 №74 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «ЭкоЛайф» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу ТБО.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица определением от 04.05.2012 было также привлечено ООО «Завод ЖБИ №3», чье заявление на действия ООО «ЭкоЛайф»» по установлению монопольно высокой цены на вывоз ТБО поступило в управление в ходе рассмотрения данного дела (вх. от 16.04.2012 №3256).

На заседании комиссии представитель ООО «Завод ЖБИ-3» поддержал доводы, изложенные в заявлении.

 

На заседаниях комиссии представители ООО «ЭкоЛайф» поддержали представленные пояснения, факт нарушения антимонопольного законодательства не признал. Указали следующее.

Стоимость услуг по вывозу ТБО ООО «ЭкоЛайф» в 2012 году составляет: 180 рублей за контейнер (240 руб. за 1 куб. м) – при оплате услуг посредством предоплаты, 230 рублей за контейнер (307 руб за 1 куб. м) – при оплате услуг в месяце, следующим за месяцем оказания услуг (стоимость с НДС).

Стоимость услуг по вывозу ТБО определяется соглашением сторон при заключении договора и зависит от выбранного клиентом порядка оплаты, а не категории потребителя услуги.

Стоимость услуг, оказываемых организациям, управляющим жилым фондом (УК,ТСЖ, ЖСК), как правило, согласована сторонами договора за 1 кв.м площади, находящейся в управлении соответствующей организации, что связано с отсутствием в г.Ульяновске утвержденной нормы накопления ТБО и особенностью формирования тарифа на управление жилым фондом.

Изменения стоимости услуги по вывозу ТБО, указанной в договоре оказания услуг по вывозу и приему ТБО №91-12 ЭЛ от 01.01.2012 на условиях предоплаты, направленного для подписания потребителю ООО «Альтаир», по сравнению со стоимостью, указанной в договоре №91-12 ЭЛ от 15.02.2012, на условиях постоплаты, вызвано следующими причинами:

- предоплата снижает риск неплатежеспособности контрагента и его платежной недобросовестности. В стоимость с оплатой «постфактум» заложен данный риск, который выражен в увеличении стоимости услуг;

- в случае предоплаты ООО «ЭкоЛайф» закупает необходимые сырье и материалы по действующей на момент заключения договора цене, а не по цене на момент оказания услуг (с учетом инфляции). Рост стоимости ГСМ в 2011 году в среднем составил 25%, а инфляция за 2011 год по данным Росстата – 6,1%.

- при постоплате ООО «ЭкоЛайф» использует заемные источники для пополнения оборотных средств. Затраты по обслуживанию заемных ресурсов также увеличивают себестоимость услуг.

Представитель ООО «ЭкоЛайф» указал, что стоимость услуг по вывозу ТБО у Общества в целом соответствует стоимости таких услуг, сложившейся на конкурентном рынке г.Ульяновска и Ульяновской области.

Пояснили, что тарифы на вывоз ТБО на предприятии не утверждены и указываются в коммерческом предложении. Цены на вывоз ТБО устанавливаются в зависимости от условий оплаты услуги. При постоплате цены выше, чем при предоплате. Это связано с недостатком оборотных средств, что вызвало необходимость ввести изменения в учетную политику в части формирования резерва по сомнительным долгам.  В 2012 году данный резерв создавался впервые. Резерв по сомнительным долгам стал создаваться в связи с ростом величины дебиторской задолженности. Величина резерва по сомнительным долгам установлена в размере 10% от выручки по предприятию.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что оказание услуг по вывозу ТБО является основным видом деятельности, который Общество начало осуществлять в конце 2010 года. Других видов деятельности предприятие не осуществляет. ООО «ЭкоЛайф» осуществляет данный вид деятельности практически во всех районах города и производит вывоз ТБО на полигон Баратаевки.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что затраты в 2012 году на услугу по вывозу ТБО сформировались исходя из фактических затрат в 2011 году, статистики за 2011 год и плановых затрат на 2012 год.

Пояснили, что в статью «Затраты на оплату труда» входит только фонд оплаты труда. В 2012 году планировалось значительно увеличить фонд оплаты труда и сократить, по сравнению с 2011 годом, затраты на технику, т.е. чтобы не нанимать подрядные организации, а принять для данной работы своих сотрудников. Пояснили, что при постоплате данная статья имеет большее значение в связи с включением в нее процентов по банковским кредитам, которые необходимы для пополнения оборотных средств предприятия.

Представители ООО «ЭкоЛайф» пояснили, что в статье «Затраты на топливо» учитываются затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и их доставку. Разница в величине данных затрат возникает в связи с тем, что при постоплате ГСМ покупаются по розничным ценам, при предоплате – по оптовым. Также при покупке оптом снижаются затраты на доставку ГСМ. Поэтому величина затрат при предоплате ниже, чем при постоплате.

Пояснили, что резерв по сомнительным долгам формируется в соответствии с учетной политикой на 2012 год. Величина резерва рассчитывается исходя из величины дебиторской задолженности. Сомнительным долгом признается задолженность, которая не погашена в течение 30 дней с момента отгрузки товара.

В прочих прямых затратах учитываются проценты по банковским кредитам. Кредиты берутся только на формирование оборотных средств.

 

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ЭкоЛайф» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу твердых бытовых отходов.

При этом комиссия исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

Согласно статье 6  Федерального закона  «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

В соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 №220, с целью установления доминирующего положения ООО «ЭкоЛайф» проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории г. Ульяновска.

Согласно проведенному анализу ООО «ЭкоЛайф», ООО «Контракт плюс», ООО «Полигон» коллективно доминируют на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г.Ульяновска, совокупная доля составляет 77,42%, доля ООО «ЭкоЛайф» - 44,58%.

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» ООО «ЭкоЛайф» занимает доминирующее положение на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории г.Ульяновска.

В соответствии с п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155 (далее - Правила), под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» регулированию в соответствии с указанным Федеральным законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Закон не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.           

Согласно п. 10 Правил цена  услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.

Согласно приложению к договору №91-12 ЭЛ от 15.02.2012, направленному ООО «ЭкоЛайф» для подписания  ООО «Альтаир», стоимость услуги по сбору и вывозу 1 контейнера (0,75 куб. м.) составила 230 рублей (следовательно, стоимость вывоза 1 куб. м. ТБО - 307 рублей). 

Таким образом, цена на услуги по вывозу ТБО, оказываемые ООО «ЭкоЛайф», устанавливается соглашением, актом должностного лица ООО «ЭкоЛайф» не утверждается.

Для выявления  наличия в действиях ООО «ЭкоЛайф»  по установлению цен на услуги по сбору и вывозу ТБО монопольно высокой  цены - превышение цены, которая формируется на сопоставимом товарном рынке в условиях конкуренции, управлением проведен сравнительный анализ цен на услуги по сбору и транспортировке ТБО с иными организациями, действующими на данном товарном рынке.

Стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО в 2011 г. у хозяйствующих субъектов, оказывающих данную услугу, составила (за 1 куб. м):

ООО «Центр экологических технологий» - от 130-200 руб.;

ООО «Полигон» - 190,85 руб.;

ООО «РКЦ» - 158,5 руб.;

ООО «ЭкоИнвест» - 100 руб.;

ООО «Контракт плюс» - 164,68 руб.;

ИП Михайлин А.А. – от 115 до 215 руб.;

ООО «Симбирский взлет-НЕВ» - 69,4 руб.;

МУП «Ульяновскдорремсервис» - 147,87 руб.;

ООО «Титул» - 270 руб.

Таким образом, цена, установленная ООО «ЭкоЛайф» за услуги по сбору и вывозу ТБО на 2012 год (240 руб. за 1 куб. м– при оплате услуг посредством предоплаты, 307 руб. за 1 куб. м при постоплате)  превышает цену, установленную хозяйствующими субъектами на товарном рынке.

В целях обоснованности расходов и прибыли, необходимых ООО «ЭкоЛайф» для оказания услуг по сбору и вывозу ТБО, Обществом представлена структура себестоимости услуг по сбору и вывозу ТБО в г.Ульяновске .

 

Исходя из представленных калькуляций видно, что все статьи затрат, кроме статьи «Амортизация» претерпели изменение в сторону увеличения. Из пояснений ООО «ЭкоЛайф» следует, что изменение статей «Затраты на оплату труда», «Отчисления из ФОТ», «Затраты на топливо», «Техническое обслуживание и ремонт спецмашин» калькуляции вызвано отнесением на данные статьи (в случае с договором по факту оказания услуги) процентов по банковским кредитам.

В соответствии с письменными пояснениями ООО «ЭкоЛайф» о порядке расчета каждой статьи калькуляции на 2012 год следует, что проценты по полученным займам, кредитам учитываются по статье «Общехозяйственные расходы» (подтверждается также  представленными оборотно-сальдовыми ведомостями  по счетам 20, 26, 91.02), что противоречит ранее данным пояснениям о распределении на каждую статью калькуляции расходов по обслуживанию заемных источников.

Следовательно, увеличение выше перечисленных статей калькуляции на относимые на данные статьи проценты по банковским кредитам является необоснованным.

В соответствии с п. 70 Приказа Министерства финансов от  29 июля 1998 г. N 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

ООО «ЭкоЛайф» создает резерв по сомнительным долгам, начиная с 2012 года, хотя данная обязанность возникла у организаций в 2011 году (Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н). Таким образом, сумма дебиторской задолженности, безнадежной к взысканию, которая могла быть списана за счет суммы резерва, образованного в 2011 году, повлекла увеличение резерва, созданного в 2012 году и, следовательно, увеличение себестоимости услуги по сбору и вывозу ТБО.

В соответствии с п.16 положения об учетной политике на 2012 год ООО «ЭкоЛайф» расходы в виде отчислений в резерв по сомнительным долгам учитываются при составлении калькуляций в виде отдельной статьи калькулирования.

Исходя из представленных калькуляций стоимости услуги по сбору и вывозу ТБО статья «Резерв по сомнительным долгам» присутствует лишь в калькуляции, рассчитанной для случая оплаты по факту оказания услуги, следовательно,  учет резерва по сомнительным долгам только  при расчете платы «по факту оказания услуг» противоречит учетной политике общества.

Из пояснений представителей ООО «ЭкоЛайф» следует, что плановой калькуляции на предприятии не разрабатывается. Составляются 2 различные калькуляции параллельно исходя из способов оплаты, причем только одна из них (рассчитанная для случая оплаты за услугу по факту ее оказания) содержит статью «Резерв по сомнительным долгам».

Так как ООО «ЭкоЛайф» оказывается единая услуга по сбору и вывозу ТБО, то статья «Резерв по сомнительным долгам» должна присутствовать и в калькуляции, рассчитанной для случая оплаты по факту оказания услуги, и калькуляции, рассчитанной для случая с предоплатой.

Ответчиками пояснено, что при расчете стоимости услуги учитывались плановые расходы общества в 2012 году, следовательно, и при расчете стоимости услуги, оплачиваемой авансовым платежом учитывались изменения статей калькуляции, доказательства, что увеличение таких статей затрат, как «Затраты на оплату труда», «Отчисления из ФОТ», «Затраты на топливо», «Техническое обслуживание и ремонт спецмашин» связано со способом оплаты за оказанные услуги, не представлены, следовательно, расчет затрат в двух калькуляциях должен быть одинаковым.

Таким образом, Общество установило цену, которая превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что в действиях ООО «ЭкоЛайф»  имеется состав нарушения, предусмотренный  пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», которым запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

В рассматриваемом случае ущемление интересов других лиц, подтверждается жалобами ООО «Альтаир», ООО «Завод ЖБИ-3» на высокую стоимость услуг по сбору, вывозу твердых бытовых отходов ООО «ЭкоЛайф». В связи с тем, что пользователями услуг по сбору и вывозу ТБО является неопределенный круг лиц -   население, индивидуальные предприниматели, организации, в процессе жизнедеятельности которых образуются ТБО, то и ущемление интересов следует признать не только обратившихся субъектов, но и всех потребителей данной услуги.

В соответствии с пунктом 4 Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №30 от 30.06.2008 исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для применения запрета, установленного частью 1  статьи 10 Закона о защите конкуренции  в соответствии со сложившейся судебной практикой достаточно установить факт наличия монопольно высокой цены товара, в результате которой произошло ущемление интересов неопределенного круга лиц (потребителей).

Таким образом, действия ООО «ЭкоЛайф», занимающегося сбором и вывозом ТБО, по одностороннему воздействию на общие условия обращения услуг по сбору и вывозу ТБО на рынке г. Ульяновска приводят к ущемлению интересов лиц.

Все это свидетельствуют о совершении ООО «ЭкоЛайф» запрещённых антимонопольным законодательством действий.

Поскольку в период рассмотрения настоящего дела ответчиком продолжается совершение действий, нарушающих антимонопольное законодательство, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения определенных предписанием действий.

Сведения о размере причиненного ответчиком ущерба и извлеченного дохода отсутствуют.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях ООО «ЭкоЛайф», выразившихся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (в размере 230 руб. за контейнер объемом 0,75 куб. м на 2012 год) в г.Ульяновске, нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об администр

ативных правонарушениях, для возбуждения административного производства по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

К.Н. Сергейчева

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 51

 

                                                                                                                                                        г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления  К.Ю.Попов,

Члены Комиссии              - нач. отдела М.С. Степанова,

                                           - специалист-эксперт К.Н. Сергейчева

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 01.06.2012  по делу № 8440/04-2012 о нарушении ООО «ЭкоЛайф» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г.Ульяновске,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Кому: ООО «ЭкоЛайф»

 

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г.Ульяновске;

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания произвести расчет и установить экономически обоснованный тариф на сбор и вывоз ТБО с учетом требований законодательства;

направить контрагентам, получающим услуги по сбору и вывозу ТБО по договору с условием оплаты по факту, дополнительное соглашение (иной документ) об изменении стоимости услуги;

направить в Ульяновское УФАС России калькуляции стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО, рассчитанные для договора с условием  предоплаты и договора с условием оплаты по факту оказания услуги, в течение 5 (пяти) дней с момента исполнения предписания.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить в пятидневный срок с момента его исполнения.

 

 

    Председатель комиссии

       К.Ю.Попов

 

 

    Члены комиссии

       М.С. Степанова

 

       К.Н. Сергейчева

 

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8440/04-2012 [format] => [safe_value] => 8440/04-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 8440/04-2012 по признакам нарушения  ООО «ЭкоЛайф» (432072, г. Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, д.8) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон «О защите конкуренции»)...

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 8440/04-2012 по признакам нарушения  ООО «ЭкоЛайф» (432072, г. Ульяновск, 11-й проезд Инженерный, д.8) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее также – Закон «О защите конкуренции»)...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 82 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 82 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 476 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 476 [vid] => 1 [name] => ООО «ЭкоЛайф» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-18 11:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-06-01 11:58:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1340107574 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )