Постановление о назначении административного наказания в отношении ОАО «Ростелеком»

Номер дела: 8321 -К/04-2012
Дата публикации: 12 апреля 2012, 10:18

 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

     

Исх. от   12.04.2012 № 2979-04

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 98
о назначении административного наказания
 

09.04.2012                                                                                               ДЕЛО № 8321 -К/04-2012

г. Ульяновск
 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области К. Ю. Попов,  рассмотрев представленные материалы о совершении ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенным по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя <…>

УСТАНОВИЛ:

22.02.2012 по результатам рассмотрения дела № 8118/04-2011 о нарушении антимонопольного законодательства действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области», признаны Комиссией нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

Согласно статье 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

По указанному факту руководителем управления 07.03.2012 в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела №8321-К/04-2012 об административном правонарушении и проведении административного расследования. 26.03.2012 составлен протокол № 111, в присутствии представителя <…>, замечаний к протоколу не было.

            <…> на рассмотрении дела пояснила, что в соответствии с действующим гражданским законодательством <…> является потребителем услуги. Согласно ст. ст. 29,30 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300 от 07.02.1992 потребитель при обнаружении недостатков услуги имеет право обратиться с требованием об устранении недостатков, кроме того, в любое время отказаться от услуг и расторгнуть заключенный договор.

При подписании Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 все абоненты ООО «СТС» были заблаговременно уведомлены о предстоящей передаче прав и обязанностей по договорам на оказание услуг связи и, таким образом, имели возможность выразить свое согласие либо несогласие на получение услуг связи от ОАО «Ростелеком» в дальнейшем. <…> с подобным заявлением к ОАО «Ростелеком», как и к ООО «СТС», не обратилась, продолжив пользоваться услугами связи и оплачивая их.

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства не было, а было нарушение законодательства о защите прав потребителей.

Рассмотрев представленные материалы, заместитель руководителя управления К.Ю. Попов приходит к выводу о необходимости признать ОАО «Ростелеком» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31   КоАП РФ, и привлечь к административной ответственности, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6).

ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг связи, в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Ростелеком» является субъектом естественной монополии, находящийся в состоянии естественной монополии (включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под пунктом 77-2-7).

В Ульяновское УФАС России поступило заявление <…> (вх. от 18.11.2011 №244/02) на действия ОАО «Ростелеком» по установлению монопольно высокой цены на услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента.

            Услуга «Определение номера вызывающего абонента» является дополнительной услугой местной телефонной связи, ее оказание технологически неразрывно связано с оказанием услуг местной телефонной связи.

Между ООО «СТС» и ОАО «Ростелеком» 11.07.2011 было заключено Соглашение № 19-10/103, в соответствии с п.п. 1.2., 1.4. которого ОАО «Ростелеком» приняло на себя от ООО «СТС» все права и обязанности по заключенным с абонентами договорам об оказании услуг связи в полном объеме в том составе, который существовал на момент передачи прав и обязанностей.

Основанием для заключения указанного Соглашения явился Договор № 19-10/102 от 11.07.2011, согласно которому ООО «СТС» представило ОАО «Ростелеком» во временное пользование недвижимое имущество – линейно-кабельные сооружения связи и движимое имущество - физические цепи и оборудование в целях обеспечения предоставления ОАО «Ростелеком» услуг связи.

Заявительница <…> до 31 июля 2011 года включительно являлась абонентом ООО «СТС» и ей оказывались услуги связи домашнего телефона с услугой автоматического определения номера вызывающего абонента. Стоимость услуги составляла 47 рублей в месяц. Она получила уведомление ООО «СТС», что с 1 августа 2011 года, если ею до наступления указанного срока не будет изъявлено желание расторгнуть договор на указанные услуги связи, то она автоматически становится абонентом ОАО «Ростелеком». Заявительница не изъявила желания расторгнуть договор и стала абонентом ОАО «Ростелеком».

С 1 августа 2011 года счета за оплату услуг телефонной связи гражданке <…> стали выставляться ОАО «Ростелеком», что свидетельствует о том, что права и обязанности по договору оказания услуг местной телефонной связи несет ОАО «Ростелеком». После начала оказания услуг ОАО «Ростелеком» изменился порядок оплаты (на авансовую систему оплаты), и изменились тарифы на услуги, в том числе и тариф на услугу автоматического определения номера, то есть изменилось существенное условие договора на оказание услуг связи – цена услуги.

Для абонентов ОАО «Ростелеком» тариф на услугу автоматического определения номера составляет 27,5 рублей. (в соответствии с ст. 9 подраздела II «Нерегулируемые тарифы на услуги местной телефонной связи» Раздела I «Тарифы на услуги местной телефонной связи» Прейскуранта «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»).

Однако ОАО «Ростелеком» не изменило ранее установленную ООО «СТС» цену товара – услуги по предоставлению возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и, начиная с 1 августа 2011 года, выставляло заявительнице счет с наименованием услуги: «ДВО: Автоматическое определение номера ООО «СТС»» - по тарифам, установленным ранее ООО «СТС» (47 рублей в месяц).

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 ООО «СТС» передало ОАО «Ростелеком» права и обязанности по договорам об оказании услуг связи,  все абоненты ООО «СТС» становятся абонентами ОАО «Ростелеком».

В соответствии с пунктом 43 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, договор, заключаемый с гражданином, является публичным. В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.  

Таким образом, выставление платы за услугу «определение номера вызывающего абонента» отдельным потребителям услуги в более высоком размере является незаконным и ущемляет их интересы.

Доводы о том, что работа по проведению перерасчета до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости, что повлекло выставление платы за указанную услугу в размере 47 рублей, отклонены, т.к. счета выставляются ОАО «Ростелеком» абонентам по окончании месяца оказания услуг, т.е. в течение августа 2011 года у ОАО «Ростелеком» имелась возможность провести указанный мониторинг, кроме того, в счетах на оплату с августа 2011 года такая услуга как «предоставление абонентской линии основной повременная система», а также услуга «предоставление местного телефонного соединения при повременной системе» абонентам, ранее получавшими услуги ООО «СТС», выставлялись по тарифам ОАО «Ростелеком».

В счете за услуги связи <…> за декабрь 2011 года (дата выставления – 01.01.2012) за услугу связи «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» был произведен перерасчет на сумму 188,00 рублей (перерасчет за период с августа 2011 года по ноябрь 2011 года). С декабря 2011 года плата за указанную услугу выставлялась в размере 27,5 рублей в месяц.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.

  Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В указанной редакции статья действовала на момент совершения правонарушения.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 06.12.2011 № 404-ФЗ на момент возбуждения дела об административном правонарушении состав правонарушения, совершенного ОАО «Ростелеком», содержится в части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» совершено административное правонарушение, состав установлен:

-событие административного правонарушения – злоупотребление доминирующим положением путем выставления <…> тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года в размере, не установленном Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»;

-субъект административного правонарушения – ОАО «Ростелеком»;

-субъективная сторона правонарушения- вина, выразившаяся в том, что у ОАО «Ростелеком» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правонарушение совершено в 2011 г. В соответствии с п. 3 ч.1 статьи 3.5 КоАП РФ для расчета размера административного штрафа необходимо исходить из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Согласно ч. 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Дата изготовления решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства в полном объеме считается датой его принятия. Решение по делу № 8118/04-2011 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Ростелеком» было принято 08.02.2012. Соответственно, при исчислении штрафа необходимо использовать сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 2011 год.

Согласно полученным от  ОАО «Ростелеком» данным за 2011 год выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составила 287 754,90 руб.

Совокупный размер суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2011 год составил 214607158000 руб.

Сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, от совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) составляет 287 754,90 руб. / 892561200 руб. * 100 % = 0,03 %, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

 

В соответствии с санкцией, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ на момент совершения правонарушения, административный штраф составит:

Одна сотая размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составила: 287 754,90. * 1/100 = 2877,549 руб.

15% от выручки на рынке, на котором совершено правонарушение, составляет 43163,235 руб.

В связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства соразмерным выявленному нарушению является  штраф в размере 5% от выручки на рынке, на котором совершено правонарушение, что составляет 14387,745 руб.

Однако в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ штраф должен составлять не менее ста тысяч рублей.    

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения, обстоятельства отягчающие административную ответственность (неоднократное повторное совершение однородного административного правонарушения), смягчающие административную ответственность (прекращение нарушения в ходе рассмотрения дело о нарушении антимонопольного законодательства), учтены при назначении наказания.

 

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать в действиях ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенного по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенному по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, административное наказание в виде штрафа в размере  100 000 руб. (сто тысяч рублей 00 копеек).

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  РФ постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

  В соответствии с ч.1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы),

Налоговый орган: ИНН 7325002331

Код КПП 732501001

Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001

Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКАТО 73401000000

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 07.06.2012, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 статьи 32.2. КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесший постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления                                                                                      К.Ю. Попов

 

stdClass Object ( [vid] => 17572 [uid] => 5 [title] => Постановление о назначении административного наказания в отношении ОАО «Ростелеком» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 17573 [type] => solution [language] => ru [created] => 1334298168 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

     

Исх. от   12.04.2012 № 2979-04

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 98
о назначении административного наказания
 

09.04.2012                                                                                               ДЕЛО № 8321 -К/04-2012

г. Ульяновск
 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области К. Ю. Попов,  рассмотрев представленные материалы о совершении ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенным по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя <…>

УСТАНОВИЛ:

22.02.2012 по результатам рассмотрения дела № 8118/04-2011 о нарушении антимонопольного законодательства действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области», признаны Комиссией нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

Согласно статье 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

По указанному факту руководителем управления 07.03.2012 в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела №8321-К/04-2012 об административном правонарушении и проведении административного расследования. 26.03.2012 составлен протокол № 111, в присутствии представителя <…>, замечаний к протоколу не было.

            <…> на рассмотрении дела пояснила, что в соответствии с действующим гражданским законодательством <…> является потребителем услуги. Согласно ст. ст. 29,30 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300 от 07.02.1992 потребитель при обнаружении недостатков услуги имеет право обратиться с требованием об устранении недостатков, кроме того, в любое время отказаться от услуг и расторгнуть заключенный договор.

При подписании Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 все абоненты ООО «СТС» были заблаговременно уведомлены о предстоящей передаче прав и обязанностей по договорам на оказание услуг связи и, таким образом, имели возможность выразить свое согласие либо несогласие на получение услуг связи от ОАО «Ростелеком» в дальнейшем. <…> с подобным заявлением к ОАО «Ростелеком», как и к ООО «СТС», не обратилась, продолжив пользоваться услугами связи и оплачивая их.

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства не было, а было нарушение законодательства о защите прав потребителей.

Рассмотрев представленные материалы, заместитель руководителя управления К.Ю. Попов приходит к выводу о необходимости признать ОАО «Ростелеком» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31   КоАП РФ, и привлечь к административной ответственности, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6).

ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг связи, в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Ростелеком» является субъектом естественной монополии, находящийся в состоянии естественной монополии (включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под пунктом 77-2-7).

В Ульяновское УФАС России поступило заявление <…> (вх. от 18.11.2011 №244/02) на действия ОАО «Ростелеком» по установлению монопольно высокой цены на услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента.

            Услуга «Определение номера вызывающего абонента» является дополнительной услугой местной телефонной связи, ее оказание технологически неразрывно связано с оказанием услуг местной телефонной связи.

Между ООО «СТС» и ОАО «Ростелеком» 11.07.2011 было заключено Соглашение № 19-10/103, в соответствии с п.п. 1.2., 1.4. которого ОАО «Ростелеком» приняло на себя от ООО «СТС» все права и обязанности по заключенным с абонентами договорам об оказании услуг связи в полном объеме в том составе, который существовал на момент передачи прав и обязанностей.

Основанием для заключения указанного Соглашения явился Договор № 19-10/102 от 11.07.2011, согласно которому ООО «СТС» представило ОАО «Ростелеком» во временное пользование недвижимое имущество – линейно-кабельные сооружения связи и движимое имущество - физические цепи и оборудование в целях обеспечения предоставления ОАО «Ростелеком» услуг связи.

Заявительница <…> до 31 июля 2011 года включительно являлась абонентом ООО «СТС» и ей оказывались услуги связи домашнего телефона с услугой автоматического определения номера вызывающего абонента. Стоимость услуги составляла 47 рублей в месяц. Она получила уведомление ООО «СТС», что с 1 августа 2011 года, если ею до наступления указанного срока не будет изъявлено желание расторгнуть договор на указанные услуги связи, то она автоматически становится абонентом ОАО «Ростелеком». Заявительница не изъявила желания расторгнуть договор и стала абонентом ОАО «Ростелеком».

С 1 августа 2011 года счета за оплату услуг телефонной связи гражданке <…> стали выставляться ОАО «Ростелеком», что свидетельствует о том, что права и обязанности по договору оказания услуг местной телефонной связи несет ОАО «Ростелеком». После начала оказания услуг ОАО «Ростелеком» изменился порядок оплаты (на авансовую систему оплаты), и изменились тарифы на услуги, в том числе и тариф на услугу автоматического определения номера, то есть изменилось существенное условие договора на оказание услуг связи – цена услуги.

Для абонентов ОАО «Ростелеком» тариф на услугу автоматического определения номера составляет 27,5 рублей. (в соответствии с ст. 9 подраздела II «Нерегулируемые тарифы на услуги местной телефонной связи» Раздела I «Тарифы на услуги местной телефонной связи» Прейскуранта «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»).

Однако ОАО «Ростелеком» не изменило ранее установленную ООО «СТС» цену товара – услуги по предоставлению возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и, начиная с 1 августа 2011 года, выставляло заявительнице счет с наименованием услуги: «ДВО: Автоматическое определение номера ООО «СТС»» - по тарифам, установленным ранее ООО «СТС» (47 рублей в месяц).

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 ООО «СТС» передало ОАО «Ростелеком» права и обязанности по договорам об оказании услуг связи,  все абоненты ООО «СТС» становятся абонентами ОАО «Ростелеком».

В соответствии с пунктом 43 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, договор, заключаемый с гражданином, является публичным. В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.  

Таким образом, выставление платы за услугу «определение номера вызывающего абонента» отдельным потребителям услуги в более высоком размере является незаконным и ущемляет их интересы.

Доводы о том, что работа по проведению перерасчета до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости, что повлекло выставление платы за указанную услугу в размере 47 рублей, отклонены, т.к. счета выставляются ОАО «Ростелеком» абонентам по окончании месяца оказания услуг, т.е. в течение августа 2011 года у ОАО «Ростелеком» имелась возможность провести указанный мониторинг, кроме того, в счетах на оплату с августа 2011 года такая услуга как «предоставление абонентской линии основной повременная система», а также услуга «предоставление местного телефонного соединения при повременной системе» абонентам, ранее получавшими услуги ООО «СТС», выставлялись по тарифам ОАО «Ростелеком».

В счете за услуги связи <…> за декабрь 2011 года (дата выставления – 01.01.2012) за услугу связи «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» был произведен перерасчет на сумму 188,00 рублей (перерасчет за период с августа 2011 года по ноябрь 2011 года). С декабря 2011 года плата за указанную услугу выставлялась в размере 27,5 рублей в месяц.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.

  Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В указанной редакции статья действовала на момент совершения правонарушения.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 06.12.2011 № 404-ФЗ на момент возбуждения дела об административном правонарушении состав правонарушения, совершенного ОАО «Ростелеком», содержится в части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» совершено административное правонарушение, состав установлен:

-событие административного правонарушения – злоупотребление доминирующим положением путем выставления <…> тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года в размере, не установленном Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»;

-субъект административного правонарушения – ОАО «Ростелеком»;

-субъективная сторона правонарушения- вина, выразившаяся в том, что у ОАО «Ростелеком» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правонарушение совершено в 2011 г. В соответствии с п. 3 ч.1 статьи 3.5 КоАП РФ для расчета размера административного штрафа необходимо исходить из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Согласно ч. 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Дата изготовления решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства в полном объеме считается датой его принятия. Решение по делу № 8118/04-2011 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Ростелеком» было принято 08.02.2012. Соответственно, при исчислении штрафа необходимо использовать сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 2011 год.

Согласно полученным от  ОАО «Ростелеком» данным за 2011 год выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составила 287 754,90 руб.

Совокупный размер суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2011 год составил 214607158000 руб.

Сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, от совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) составляет 287 754,90 руб. / 892561200 руб. * 100 % = 0,03 %, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

 

В соответствии с санкцией, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ на момент совершения правонарушения, административный штраф составит:

Одна сотая размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составила: 287 754,90. * 1/100 = 2877,549 руб.

15% от выручки на рынке, на котором совершено правонарушение, составляет 43163,235 руб.

В связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства соразмерным выявленному нарушению является  штраф в размере 5% от выручки на рынке, на котором совершено правонарушение, что составляет 14387,745 руб.

Однако в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ штраф должен составлять не менее ста тысяч рублей.    

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения, обстоятельства отягчающие административную ответственность (неоднократное повторное совершение однородного административного правонарушения), смягчающие административную ответственность (прекращение нарушения в ходе рассмотрения дело о нарушении антимонопольного законодательства), учтены при назначении наказания.

 

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать в действиях ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенного по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенному по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, административное наказание в виде штрафа в размере  100 000 руб. (сто тысяч рублей 00 копеек).

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  РФ постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

  В соответствии с ч.1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы),

Налоговый орган: ИНН 7325002331

Код КПП 732501001

Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001

Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКАТО 73401000000

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 07.06.2012, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 статьи 32.2. КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесший постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления                                                                                      К.Ю. Попов

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

     

Исх. от   12.04.2012 № 2979-04

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 98
о назначении административного наказания
 

09.04.2012                                                                                               ДЕЛО № 8321 -К/04-2012

г. Ульяновск
 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области К. Ю. Попов,  рассмотрев представленные материалы о совершении ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенным по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя <…>

УСТАНОВИЛ:

22.02.2012 по результатам рассмотрения дела № 8118/04-2011 о нарушении антимонопольного законодательства действия ОАО «Ростелеком», выразившиеся в ущемлении интересов <…> путем выставления тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года, не установленных Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области», признаны Комиссией нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".  

Согласно статье 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

По указанному факту руководителем управления 07.03.2012 в соответствии со ст.28.7 КоАП РФ вынесено определение о возбуждении дела №8321-К/04-2012 об административном правонарушении и проведении административного расследования. 26.03.2012 составлен протокол № 111, в присутствии представителя <…>, замечаний к протоколу не было.

            <…> на рассмотрении дела пояснила, что в соответствии с действующим гражданским законодательством <…> является потребителем услуги. Согласно ст. ст. 29,30 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» № 2300 от 07.02.1992 потребитель при обнаружении недостатков услуги имеет право обратиться с требованием об устранении недостатков, кроме того, в любое время отказаться от услуг и расторгнуть заключенный договор.

При подписании Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 все абоненты ООО «СТС» были заблаговременно уведомлены о предстоящей передаче прав и обязанностей по договорам на оказание услуг связи и, таким образом, имели возможность выразить свое согласие либо несогласие на получение услуг связи от ОАО «Ростелеком» в дальнейшем. <…> с подобным заявлением к ОАО «Ростелеком», как и к ООО «СТС», не обратилась, продолжив пользоваться услугами связи и оплачивая их.

Таким образом, нарушений антимонопольного законодательства не было, а было нарушение законодательства о защите прав потребителей.

Рассмотрев представленные материалы, заместитель руководителя управления К.Ю. Попов приходит к выводу о необходимости признать ОАО «Ростелеком» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.31   КоАП РФ, и привлечь к административной ответственности, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц, в том числе  экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6).

ОАО «Ростелеком» занимает доминирующее положение на рынке по предоставлению услуг связи, в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ОАО «Ростелеком» является субъектом естественной монополии, находящийся в состоянии естественной монополии (включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, под пунктом 77-2-7).

В Ульяновское УФАС России поступило заявление <…> (вх. от 18.11.2011 №244/02) на действия ОАО «Ростелеком» по установлению монопольно высокой цены на услугу предоставления возможности абоненту определять номер вызывающего абонента.

            Услуга «Определение номера вызывающего абонента» является дополнительной услугой местной телефонной связи, ее оказание технологически неразрывно связано с оказанием услуг местной телефонной связи.

Между ООО «СТС» и ОАО «Ростелеком» 11.07.2011 было заключено Соглашение № 19-10/103, в соответствии с п.п. 1.2., 1.4. которого ОАО «Ростелеком» приняло на себя от ООО «СТС» все права и обязанности по заключенным с абонентами договорам об оказании услуг связи в полном объеме в том составе, который существовал на момент передачи прав и обязанностей.

Основанием для заключения указанного Соглашения явился Договор № 19-10/102 от 11.07.2011, согласно которому ООО «СТС» представило ОАО «Ростелеком» во временное пользование недвижимое имущество – линейно-кабельные сооружения связи и движимое имущество - физические цепи и оборудование в целях обеспечения предоставления ОАО «Ростелеком» услуг связи.

Заявительница <…> до 31 июля 2011 года включительно являлась абонентом ООО «СТС» и ей оказывались услуги связи домашнего телефона с услугой автоматического определения номера вызывающего абонента. Стоимость услуги составляла 47 рублей в месяц. Она получила уведомление ООО «СТС», что с 1 августа 2011 года, если ею до наступления указанного срока не будет изъявлено желание расторгнуть договор на указанные услуги связи, то она автоматически становится абонентом ОАО «Ростелеком». Заявительница не изъявила желания расторгнуть договор и стала абонентом ОАО «Ростелеком».

С 1 августа 2011 года счета за оплату услуг телефонной связи гражданке <…> стали выставляться ОАО «Ростелеком», что свидетельствует о том, что права и обязанности по договору оказания услуг местной телефонной связи несет ОАО «Ростелеком». После начала оказания услуг ОАО «Ростелеком» изменился порядок оплаты (на авансовую систему оплаты), и изменились тарифы на услуги, в том числе и тариф на услугу автоматического определения номера, то есть изменилось существенное условие договора на оказание услуг связи – цена услуги.

Для абонентов ОАО «Ростелеком» тариф на услугу автоматического определения номера составляет 27,5 рублей. (в соответствии с ст. 9 подраздела II «Нерегулируемые тарифы на услуги местной телефонной связи» Раздела I «Тарифы на услуги местной телефонной связи» Прейскуранта «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»).

Однако ОАО «Ростелеком» не изменило ранее установленную ООО «СТС» цену товара – услуги по предоставлению возможности абоненту определять номер вызывающего абонента и, начиная с 1 августа 2011 года, выставляло заявительнице счет с наименованием услуги: «ДВО: Автоматическое определение номера ООО «СТС»» - по тарифам, установленным ранее ООО «СТС» (47 рублей в месяц).

В соответствии с пунктом 1.3 Соглашения № 19-10/103 от 11.07.2011 ООО «СТС» передало ОАО «Ростелеком» права и обязанности по договорам об оказании услуг связи,  все абоненты ООО «СТС» становятся абонентами ОАО «Ростелеком».

В соответствии с пунктом 43 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 № 310, договор, заключаемый с гражданином, является публичным. В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.  

Таким образом, выставление платы за услугу «определение номера вызывающего абонента» отдельным потребителям услуги в более высоком размере является незаконным и ущемляет их интересы.

Доводы о том, что работа по проведению перерасчета до момента начала эксплуатации оборудования и системы расчетов ООО «СТС» ОАО «Ростелеком» было невозможно провести анализ услуг, схожих по своим потребительским характеристикам, но различных по стоимости, что повлекло выставление платы за указанную услугу в размере 47 рублей, отклонены, т.к. счета выставляются ОАО «Ростелеком» абонентам по окончании месяца оказания услуг, т.е. в течение августа 2011 года у ОАО «Ростелеком» имелась возможность провести указанный мониторинг, кроме того, в счетах на оплату с августа 2011 года такая услуга как «предоставление абонентской линии основной повременная система», а также услуга «предоставление местного телефонного соединения при повременной системе» абонентам, ранее получавшими услуги ООО «СТС», выставлялись по тарифам ОАО «Ростелеком».

В счете за услуги связи <…> за декабрь 2011 года (дата выставления – 01.01.2012) за услугу связи «ДВО: автоматическое определение номера (абонплата) ООО «СТС»» был произведен перерасчет на сумму 188,00 рублей (перерасчет за период с августа 2011 года по ноябрь 2011 года). С декабря 2011 года плата за указанную услугу выставлялась в размере 27,5 рублей в месяц.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» добровольно устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.

  Статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В указанной редакции статья действовала на момент совершения правонарушения.

В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 06.12.2011 № 404-ФЗ на момент возбуждения дела об административном правонарушении состав правонарушения, совершенного ОАО «Ростелеком», содержится в части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Согласно ч. 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Таким образом, ОАО «Ростелеком» совершено административное правонарушение, состав установлен:

-событие административного правонарушения – злоупотребление доминирующим положением путем выставления <…> тарифа за услугу «определение номера вызывающего абонента» за период август-ноябрь 2011 года в размере, не установленном Прейскурантом «Тарифы на услуги связи, предоставляемые ОАО «Ростелеком» на территории Ульяновской области»;

-субъект административного правонарушения – ОАО «Ростелеком»;

-субъективная сторона правонарушения- вина, выразившаяся в том, что у ОАО «Ростелеком» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правонарушение совершено в 2011 г. В соответствии с п. 3 ч.1 статьи 3.5 КоАП РФ для расчета размера административного штрафа необходимо исходить из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение. Согласно ч. 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Дата изготовления решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства в полном объеме считается датой его принятия. Решение по делу № 8118/04-2011 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Ростелеком» было принято 08.02.2012. Соответственно, при исчислении штрафа необходимо использовать сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) за 2011 год.

Согласно полученным от  ОАО «Ростелеком» данным за 2011 год выручка правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составила 287 754,90 руб.

Совокупный размер суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2011 год составил 214607158000 руб.

Сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, от совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) составляет 287 754,90 руб. / 892561200 руб. * 100 % = 0,03 %, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

 

В соответствии с санкцией, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ на момент совершения правонарушения, административный штраф составит:

Одна сотая размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, составила: 287 754,90. * 1/100 = 2877,549 руб.

15% от выручки на рынке, на котором совершено правонарушение, составляет 43163,235 руб.

В связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства соразмерным выявленному нарушению является  штраф в размере 5% от выручки на рынке, на котором совершено правонарушение, что составляет 14387,745 руб.

Однако в соответствии со статьей 14.31 КоАП РФ штраф должен составлять не менее ста тысяч рублей.    

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения, обстоятельства отягчающие административную ответственность (неоднократное повторное совершение однородного административного правонарушения), смягчающие административную ответственность (прекращение нарушения в ходе рассмотрения дело о нарушении антимонопольного законодательства), учтены при назначении наказания.

 

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать в действиях ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенного по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, состав административного правонарушения, предусмотренного ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Назначить ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенному по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, административное наказание в виде штрафа в размере  100 000 руб. (сто тысяч рублей 00 копеек).

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в суд в соответствии с законодательством в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Согласно   части   1   статьи   31.1  КоАП  РФ постановление  по  делу  об административном  правонарушении  вступает  в законную силу после истечения срока,   установленного   для   обжалования   постановления   по   делу  об административном  правонарушении,  если  указанное  постановление  не  было обжаловано или опротестовано.

  В соответствии с ч.1 ст. 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы),

Налоговый орган: ИНН 7325002331

Код КПП 732501001

Номер счета получателя платежа:  40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001

Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140

ОКАТО 73401000000

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 07.06.2012, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 статьи 32.2. КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесший постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления                                                                                      К.Ю. Попов

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2979-04 [format] => [safe_value] => 2979-04 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 8321 -К/04-2012 [format] => [safe_value] => 8321 -К/04-2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области К. Ю. Попов,  рассмотрев представленные материалы о совершении ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенным по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя…

[format] => full_html [safe_value] =>

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области К. Ю. Попов,  рассмотрев представленные материалы о совершении ОАО «Ростелеком» (ИНН 7707049388), расположенным по адресу: 191002, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского д.15, правонарушения, предусмотренного ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в присутствии представителя…

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 61 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 61 [vid] => 6 [name] => Транспорт и связь [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 314 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 314 [vid] => 1 [name] => ОАО «РосТелеком» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-12 06:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-04-09 06:18:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1334298168 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )