Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городскойтеплосервис»

Номер дела: 7271/04-2011
Дата публикации: 14 июля 2011, 14:16

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

          14.07.2011                                                                                   Дело № А72-3827/2011

 

            Судья Арбитражного суда Ульяновской области А. Е. Прохоров,

            при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. В. Улашкевич,

            рассмотрев в судебном заседании заявление

           Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городскойтеплосервис» (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

  третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: АНО «Центр ТСЖ»

 

   о признании незаконным решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011 и недействительным предписания от 27.04.2011 № 15

 

   при участии в заседании:

от заявителя – Ананьева  И. Е., доверенность от 18.02.2011, паспорт

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области – Лачкина Е. А., доверенность от 15.03.2011, паспорт

   от АНО «Центр ТСЖ» - не явился, уведомлен

 

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заяв­лением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011 и недействительным предписания от 27.04.2011 № 15.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено АНО «Центр ТСЖ».

         Представитель Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» заявленное требование поддерживает в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

         Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с требованием заявителя не согласен по основаниям письменного отзыва.

АНО «Центр ТСЖ» о месте и времени рассмотрения дела уведомлено. Представителя не направило, в представленном отзыве просит рассмотреть дело без участия представителя.

         С учетом согласия сторон, достаточности представленных доказательств дело рассматривается по существу в суде 1 инстанции.

Из материалов дела усматривается, что Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» зарегистрировано  в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485).

В Управление ФАС России по Ульяновской области 18.01.2011 поступило заявление АНО «Центр ТСЖ» в отношении дей­ствий УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся во включении стоимости Гкал, являю­щейся потерями в системе горячего водоснабжения, в стоимость оплаты за тепловую энергию для отопления.

На основании данного заявления приказом от 24.02.2011 № 62 в отношении УМУП «Го­родской теплосервис» было возбуждено дело № 7271/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в АНО «Центр ТСЖ», путём предъявления к оп­лате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов АНО «Центр ТСЖ».

Решением от 27.04.2011  по делу № 7271/04-2011 действия УМЦП «Городской теплосервис», выраженные в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, признаны нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По указанному делу заявителю было выдано предписание от 27.04.2011  № 15, в котором заявитель обязывался в срок до 01.06.2011 прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, а именно: производить расчет при оказании услуги горячего водоснабжения при централизованной системе горячего водоснабжения для АНО «Центр ТСЖ» строго по показаниям приборов учета в руб. за 1 куб. м., при этом фиксируемый по показаниям приборов учета потрубопроводами горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчете платы за отопление не учитывать.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обжаловал их в арбитражный суд.

 

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устра­нение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.

         В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субьекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирую­щим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по пере­даче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Между УМУП «Городской теплосервис» и АНО «Центр ТСЖ» в 2009 и 2010 годах дейст­вовали договоры теплоснабжения: отЗО.01.2009 № 1283, от 03.02.2010 № 9019, от 03 02 2010 №9020, от 03.02.2010 №9021.

УМУП «Городской теплосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией, подает дан­ным ТСЖ тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.

В жилых многоквартирных домах АНО «Центр ТСЖ» по адресам г. Ульяновск, ул. Л.Шевцовой, 61а, ул. Робеспьера, 114, ул. Воробьева, 99, ул. Крымова, 65, ул. Хлебозаводская, 6, ул. Отрадная, 70, ул. К.Маркса, 52 установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система те­плоснабжения и горячего водоснабжения.

         Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур за 2009-2011 г.г.) от 31.01.2011 №9020, от 31.01.2011 №9019, от 31.01.2011 № 9021, от 31.12.2010 №9019, от 31.12.2010 №9021, от 31.12.2010 №9020, от 30.11.2010 №9019, от 30.11.2010 №9020, от ЗОЛ 1.2010 №9021, от 29.10.2010 №9019, от 29.10.2010 №9020, от 29.10.2010 №9021, от 30.04.2010 № 9020, от 30.04.2010 №9019, от 30.04.2010 №9021, от 31.03.2010 №9020, от 31.03.2010 №9021, от 31.03.2010 №9019, от 26.02.2010 №9019, от 26.02.2010 №9021, от 26.02.2010 №9020, от 29.01.2010 №9020, от 29.01.2010 №9019, от 29.01.2010 №9021, от 31.12.2009 №1283_ТИ-6, от 31.12.2009 №1283_ТИ-1, от 31.12.2009 №1283_ТИ-7, от 30.11.2009 №1283_ТИ-7, от 30.11.2009 №1283_ТИ-6, от 30.11.2009 №1283_ТИ-1, от 30.10.2009 №1283, от 30.04.2009 №1283, от 31.03.2009 №1283, от 27.02.2009 №1283, от 30.01.2009 №1283, а также копий актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период (за период с января 2009 года по январь 2011 года), отчётов приборов учёта о параметрах тепло­снабжения (за период с января 2009 года по январь 2011 года), актов об оказании услуг от 29.10.2010 №9019, от 29.10.2010 №9020, от 29.10.2010 №9021, от 30.11.2010 №9019, от30.11.2010 №9020, от 30.11.2010 №9021, от 31.12.2010 №9019, от 31.12.2010 №9021, от 31.12.2010 №9020, от 31.01.2011 №9020, от 31.01.2011, №9019, от 31.01.2011 №'9021, следует, что объем выставляемой УМУП «Городской теплосервис» к оплате АНО «Центр ТСЖ» (по вышеуказанным домам) тепловой энергии для отопления определен путём сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных рас­чётным путем исходя из показаний приборов учёта системы ГВС.

           Кроме того, в феврале 2010 года согласно копии счетов-фактур от 26.02.2010 расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.

 Исходя из представленных данных, объем излишне выставленных за отопление Гкал соста­вил: в 2009 году - 634,28 Гкал, в 2010 году - 918, 28Гкал, в январе 2011 года -148,71Гкал.

 Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения всоответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральнойантимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.

В условиях отсутствия данного документа до настоящего времени, необходимо руководствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП «Городской теплосервис» должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м куб.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004  № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 14.07.2008  № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчёт не включаются.

Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 № 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учёта каких-либо иных дополнительных потерь.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Действия УМУП «Городской теплосервис» нарушают статью 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Действия УМУП «Городской теплосервис» совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.

Потребителям услуги горячего водоснабжения при её оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.

Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.

УМУП «Городской теплосервис» допустил нарушение указанным выше норм законодательства, по существу возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, не предусмотренной утвержденными тарифами.

05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47.

Во исполнение данного приказа Министерство экономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экономики Ульяновской области» внесло изменение в приказ от 26.11.2010 № 06-454, указав, что тариф на горячую воду за куб.м. подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения, то есть не имеют отношения к заявителю.Изложенное с момента вступлению в законную силу указанных актов исключает незаконность оспариваемых действий заявителя. Данный факт подтвержден представителем ответчика в судебном заседании.

Вместе с тем действия, вмененные в вину заявителю оспариваемым решением, совершены  до вступления в законную силу указанных Методических указаний и приказа Минэкономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39, не имеющих обратной силы и противоречат законодательству, действовавшему на дату их совершения.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления в части признании незаконным решения от 13.04.2011  по делу № 7271/04-2011.

В тоже время как усматривается из оспариваемого предписания  от 27.04.2011 № 15, заявителю вменено в обязанность прекращение нарушения по существу с 27.04.2011  (дата вынесения решения и предписания) до 01.06.2011  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, а именно: производить расчет при оказанииуслуги горячего водоснабжения при централизованной системе горячего водоснабжения для АНО «Центр ТСЖ» строго по показаниям приборов учета в руб. за 1 куб. м, при этом фиксируемый по показаниям приборов учета по трубопроводами горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчете платы за отопление не учитывать, в то время как после вступления в законную силу Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011  N 47, то есть с 05.04.2011, рассматриваемые действия заявителя не противоречат законодательству. При изложенных обстоятельствах заявленное требование в части признания недействительным предписания от  27.04.2011 № 15 подлежит удовлетворению. При этом суд не принимает довод представителя ответчика о том, что указанные в предписании даты исполнения являются техническими ошибками. Предписание действует в оспариваемой редакции и изменений и исправлений в него не вносилось.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям - поровну. Суд расценивает заявленные требования как одно, в связи с чем подлежащая уплате сумма госпошлины составит 2.000 руб., при этом на истца и заявителя она относится в сумме по 1.000 руб.

Учитывая, что заявителю предоставлялась отсрочка в ее уплате, а ответчик в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, после вступления решения в законную силу госпошлина в сумме 1.000 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход Федерального бюджета.

 

          Руководствуясь, ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  суд

 

Р Е Ш И Л :

 

          Признать недействительным предписание  от 27.04.2011 № 15, выданное на основании решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011.                     

 В остальной части заявленное требование оставить без удовлетворения.

 Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485; 432071, Ульяновская область, город Ульяновск, ул. К. Маркса, д. 25) в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 1.000 (Одна тысяча) руб.

 Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

 Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

 Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном АПК РФ.

 Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции в порядке, предусмотренном АПК РФ.

 

 

     Судья                                                                                                              Прохоров А. Е.

 

stdClass Object ( [vid] => 16952 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ульяновской области по заявлению Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городскойтеплосервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16953 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324293536 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

          14.07.2011                                                                                   Дело № А72-3827/2011

 

            Судья Арбитражного суда Ульяновской области А. Е. Прохоров,

            при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. В. Улашкевич,

            рассмотрев в судебном заседании заявление

           Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городскойтеплосервис» (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

  третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: АНО «Центр ТСЖ»

 

   о признании незаконным решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011 и недействительным предписания от 27.04.2011 № 15

 

   при участии в заседании:

от заявителя – Ананьева  И. Е., доверенность от 18.02.2011, паспорт

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области – Лачкина Е. А., доверенность от 15.03.2011, паспорт

   от АНО «Центр ТСЖ» - не явился, уведомлен

 

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заяв­лением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011 и недействительным предписания от 27.04.2011 № 15.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено АНО «Центр ТСЖ».

         Представитель Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» заявленное требование поддерживает в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

         Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с требованием заявителя не согласен по основаниям письменного отзыва.

АНО «Центр ТСЖ» о месте и времени рассмотрения дела уведомлено. Представителя не направило, в представленном отзыве просит рассмотреть дело без участия представителя.

         С учетом согласия сторон, достаточности представленных доказательств дело рассматривается по существу в суде 1 инстанции.

Из материалов дела усматривается, что Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» зарегистрировано  в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485).

В Управление ФАС России по Ульяновской области 18.01.2011 поступило заявление АНО «Центр ТСЖ» в отношении дей­ствий УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся во включении стоимости Гкал, являю­щейся потерями в системе горячего водоснабжения, в стоимость оплаты за тепловую энергию для отопления.

На основании данного заявления приказом от 24.02.2011 № 62 в отношении УМУП «Го­родской теплосервис» было возбуждено дело № 7271/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в АНО «Центр ТСЖ», путём предъявления к оп­лате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов АНО «Центр ТСЖ».

Решением от 27.04.2011  по делу № 7271/04-2011 действия УМЦП «Городской теплосервис», выраженные в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, признаны нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По указанному делу заявителю было выдано предписание от 27.04.2011  № 15, в котором заявитель обязывался в срок до 01.06.2011 прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, а именно: производить расчет при оказании услуги горячего водоснабжения при централизованной системе горячего водоснабжения для АНО «Центр ТСЖ» строго по показаниям приборов учета в руб. за 1 куб. м., при этом фиксируемый по показаниям приборов учета потрубопроводами горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчете платы за отопление не учитывать.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обжаловал их в арбитражный суд.

 

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устра­нение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.

         В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субьекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирую­щим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по пере­даче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Между УМУП «Городской теплосервис» и АНО «Центр ТСЖ» в 2009 и 2010 годах дейст­вовали договоры теплоснабжения: отЗО.01.2009 № 1283, от 03.02.2010 № 9019, от 03 02 2010 №9020, от 03.02.2010 №9021.

УМУП «Городской теплосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией, подает дан­ным ТСЖ тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.

В жилых многоквартирных домах АНО «Центр ТСЖ» по адресам г. Ульяновск, ул. Л.Шевцовой, 61а, ул. Робеспьера, 114, ул. Воробьева, 99, ул. Крымова, 65, ул. Хлебозаводская, 6, ул. Отрадная, 70, ул. К.Маркса, 52 установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система те­плоснабжения и горячего водоснабжения.

         Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур за 2009-2011 г.г.) от 31.01.2011 №9020, от 31.01.2011 №9019, от 31.01.2011 № 9021, от 31.12.2010 №9019, от 31.12.2010 №9021, от 31.12.2010 №9020, от 30.11.2010 №9019, от 30.11.2010 №9020, от ЗОЛ 1.2010 №9021, от 29.10.2010 №9019, от 29.10.2010 №9020, от 29.10.2010 №9021, от 30.04.2010 № 9020, от 30.04.2010 №9019, от 30.04.2010 №9021, от 31.03.2010 №9020, от 31.03.2010 №9021, от 31.03.2010 №9019, от 26.02.2010 №9019, от 26.02.2010 №9021, от 26.02.2010 №9020, от 29.01.2010 №9020, от 29.01.2010 №9019, от 29.01.2010 №9021, от 31.12.2009 №1283_ТИ-6, от 31.12.2009 №1283_ТИ-1, от 31.12.2009 №1283_ТИ-7, от 30.11.2009 №1283_ТИ-7, от 30.11.2009 №1283_ТИ-6, от 30.11.2009 №1283_ТИ-1, от 30.10.2009 №1283, от 30.04.2009 №1283, от 31.03.2009 №1283, от 27.02.2009 №1283, от 30.01.2009 №1283, а также копий актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период (за период с января 2009 года по январь 2011 года), отчётов приборов учёта о параметрах тепло­снабжения (за период с января 2009 года по январь 2011 года), актов об оказании услуг от 29.10.2010 №9019, от 29.10.2010 №9020, от 29.10.2010 №9021, от 30.11.2010 №9019, от30.11.2010 №9020, от 30.11.2010 №9021, от 31.12.2010 №9019, от 31.12.2010 №9021, от 31.12.2010 №9020, от 31.01.2011 №9020, от 31.01.2011, №9019, от 31.01.2011 №'9021, следует, что объем выставляемой УМУП «Городской теплосервис» к оплате АНО «Центр ТСЖ» (по вышеуказанным домам) тепловой энергии для отопления определен путём сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных рас­чётным путем исходя из показаний приборов учёта системы ГВС.

           Кроме того, в феврале 2010 года согласно копии счетов-фактур от 26.02.2010 расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.

 Исходя из представленных данных, объем излишне выставленных за отопление Гкал соста­вил: в 2009 году - 634,28 Гкал, в 2010 году - 918, 28Гкал, в январе 2011 года -148,71Гкал.

 Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения всоответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральнойантимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.

В условиях отсутствия данного документа до настоящего времени, необходимо руководствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП «Городской теплосервис» должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м куб.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004  № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 14.07.2008  № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчёт не включаются.

Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 № 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учёта каких-либо иных дополнительных потерь.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Действия УМУП «Городской теплосервис» нарушают статью 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Действия УМУП «Городской теплосервис» совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.

Потребителям услуги горячего водоснабжения при её оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.

Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.

УМУП «Городской теплосервис» допустил нарушение указанным выше норм законодательства, по существу возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, не предусмотренной утвержденными тарифами.

05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47.

Во исполнение данного приказа Министерство экономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экономики Ульяновской области» внесло изменение в приказ от 26.11.2010 № 06-454, указав, что тариф на горячую воду за куб.м. подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения, то есть не имеют отношения к заявителю.Изложенное с момента вступлению в законную силу указанных актов исключает незаконность оспариваемых действий заявителя. Данный факт подтвержден представителем ответчика в судебном заседании.

Вместе с тем действия, вмененные в вину заявителю оспариваемым решением, совершены  до вступления в законную силу указанных Методических указаний и приказа Минэкономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39, не имеющих обратной силы и противоречат законодательству, действовавшему на дату их совершения.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления в части признании незаконным решения от 13.04.2011  по делу № 7271/04-2011.

В тоже время как усматривается из оспариваемого предписания  от 27.04.2011 № 15, заявителю вменено в обязанность прекращение нарушения по существу с 27.04.2011  (дата вынесения решения и предписания) до 01.06.2011  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, а именно: производить расчет при оказанииуслуги горячего водоснабжения при централизованной системе горячего водоснабжения для АНО «Центр ТСЖ» строго по показаниям приборов учета в руб. за 1 куб. м, при этом фиксируемый по показаниям приборов учета по трубопроводами горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчете платы за отопление не учитывать, в то время как после вступления в законную силу Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011  N 47, то есть с 05.04.2011, рассматриваемые действия заявителя не противоречат законодательству. При изложенных обстоятельствах заявленное требование в части признания недействительным предписания от  27.04.2011 № 15 подлежит удовлетворению. При этом суд не принимает довод представителя ответчика о том, что указанные в предписании даты исполнения являются техническими ошибками. Предписание действует в оспариваемой редакции и изменений и исправлений в него не вносилось.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям - поровну. Суд расценивает заявленные требования как одно, в связи с чем подлежащая уплате сумма госпошлины составит 2.000 руб., при этом на истца и заявителя она относится в сумме по 1.000 руб.

Учитывая, что заявителю предоставлялась отсрочка в ее уплате, а ответчик в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, после вступления решения в законную силу госпошлина в сумме 1.000 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход Федерального бюджета.

 

          Руководствуясь, ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  суд

 

Р Е Ш И Л :

 

          Признать недействительным предписание  от 27.04.2011 № 15, выданное на основании решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011.                     

 В остальной части заявленное требование оставить без удовлетворения.

 Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485; 432071, Ульяновская область, город Ульяновск, ул. К. Маркса, д. 25) в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 1.000 (Одна тысяча) руб.

 Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

 Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

 Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном АПК РФ.

 Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции в порядке, предусмотренном АПК РФ.

 

 

     Судья                                                                                                              Прохоров А. Е.

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск

          14.07.2011                                                                                   Дело № А72-3827/2011

 

            Судья Арбитражного суда Ульяновской области А. Е. Прохоров,

            при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. В. Улашкевич,

            рассмотрев в судебном заседании заявление

           Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городскойтеплосервис» (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

  третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: АНО «Центр ТСЖ»

 

   о признании незаконным решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011 и недействительным предписания от 27.04.2011 № 15

 

   при участии в заседании:

от заявителя – Ананьева  И. Е., доверенность от 18.02.2011, паспорт

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области – Лачкина Е. А., доверенность от 15.03.2011, паспорт

   от АНО «Центр ТСЖ» - не явился, уведомлен

 

установил:

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заяв­лением к  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011 и недействительным предписания от 27.04.2011 № 15.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено АНО «Центр ТСЖ».

         Представитель Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» заявленное требование поддерживает в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

         Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с требованием заявителя не согласен по основаниям письменного отзыва.

АНО «Центр ТСЖ» о месте и времени рассмотрения дела уведомлено. Представителя не направило, в представленном отзыве просит рассмотреть дело без участия представителя.

         С учетом согласия сторон, достаточности представленных доказательств дело рассматривается по существу в суде 1 инстанции.

Из материалов дела усматривается, что Ульяновское муниципальное унитарное предприятие «Городской теплосервис» зарегистрировано  в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по Ленинскому району г. Ульяновска  (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485).

В Управление ФАС России по Ульяновской области 18.01.2011 поступило заявление АНО «Центр ТСЖ» в отношении дей­ствий УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся во включении стоимости Гкал, являю­щейся потерями в системе горячего водоснабжения, в стоимость оплаты за тепловую энергию для отопления.

На основании данного заявления приказом от 24.02.2011 № 62 в отношении УМУП «Го­родской теплосервис» было возбуждено дело № 7271/04-2011 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов граждан, проживающих в АНО «Центр ТСЖ», путём предъявления к оп­лате необоснованно завышенного количества тепловой энергии на величину тепловой энергии, израсходованной в системе ГВС домов АНО «Центр ТСЖ».

Решением от 27.04.2011  по делу № 7271/04-2011 действия УМЦП «Городской теплосервис», выраженные в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, признаны нарушением ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По указанному делу заявителю было выдано предписание от 27.04.2011  № 15, в котором заявитель обязывался в срок до 01.06.2011 прекратить нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, а именно: производить расчет при оказании услуги горячего водоснабжения при централизованной системе горячего водоснабжения для АНО «Центр ТСЖ» строго по показаниям приборов учета в руб. за 1 куб. м., при этом фиксируемый по показаниям приборов учета потрубопроводами горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчете платы за отопление не учитывать.

Не согласившись с указанными решением и предписанием, заявитель обжаловал их в арбитражный суд.

 

Заслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам:

согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устра­нение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется государством.

         В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субьекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, признается доминирую­щим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по пере­даче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Между УМУП «Городской теплосервис» и АНО «Центр ТСЖ» в 2009 и 2010 годах дейст­вовали договоры теплоснабжения: отЗО.01.2009 № 1283, от 03.02.2010 № 9019, от 03 02 2010 №9020, от 03.02.2010 №9021.

УМУП «Городской теплосервис», являясь ресурсоснабжающей организацией, подает дан­ным ТСЖ тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения.

В жилых многоквартирных домах АНО «Центр ТСЖ» по адресам г. Ульяновск, ул. Л.Шевцовой, 61а, ул. Робеспьера, 114, ул. Воробьева, 99, ул. Крымова, 65, ул. Хлебозаводская, 6, ул. Отрадная, 70, ул. К.Маркса, 52 установлены приборы учёта и имеется 4-х трубная система те­плоснабжения и горячего водоснабжения.

         Из имеющихся в материалах дела копий счётов – фактур за 2009-2011 г.г.) от 31.01.2011 №9020, от 31.01.2011 №9019, от 31.01.2011 № 9021, от 31.12.2010 №9019, от 31.12.2010 №9021, от 31.12.2010 №9020, от 30.11.2010 №9019, от 30.11.2010 №9020, от ЗОЛ 1.2010 №9021, от 29.10.2010 №9019, от 29.10.2010 №9020, от 29.10.2010 №9021, от 30.04.2010 № 9020, от 30.04.2010 №9019, от 30.04.2010 №9021, от 31.03.2010 №9020, от 31.03.2010 №9021, от 31.03.2010 №9019, от 26.02.2010 №9019, от 26.02.2010 №9021, от 26.02.2010 №9020, от 29.01.2010 №9020, от 29.01.2010 №9019, от 29.01.2010 №9021, от 31.12.2009 №1283_ТИ-6, от 31.12.2009 №1283_ТИ-1, от 31.12.2009 №1283_ТИ-7, от 30.11.2009 №1283_ТИ-7, от 30.11.2009 №1283_ТИ-6, от 30.11.2009 №1283_ТИ-1, от 30.10.2009 №1283, от 30.04.2009 №1283, от 31.03.2009 №1283, от 27.02.2009 №1283, от 30.01.2009 №1283, а также копий актов по потреблению тепловой энергии и теплоносителя в отчетный период (за период с января 2009 года по январь 2011 года), отчётов приборов учёта о параметрах тепло­снабжения (за период с января 2009 года по январь 2011 года), актов об оказании услуг от 29.10.2010 №9019, от 29.10.2010 №9020, от 29.10.2010 №9021, от 30.11.2010 №9019, от30.11.2010 №9020, от 30.11.2010 №9021, от 31.12.2010 №9019, от 31.12.2010 №9021, от 31.12.2010 №9020, от 31.01.2011 №9020, от 31.01.2011, №9019, от 31.01.2011 №'9021, следует, что объем выставляемой УМУП «Городской теплосервис» к оплате АНО «Центр ТСЖ» (по вышеуказанным домам) тепловой энергии для отопления определен путём сложения объемов тепловой энергии, потребленной в системе отопления, и объемов, определенных рас­чётным путем исходя из показаний приборов учёта системы ГВС.

           Кроме того, в феврале 2010 года согласно копии счетов-фактур от 26.02.2010 расходы тепловой энергии для отопления ванных комнат и потери в стояках выставлены отдельной строкой.

 Исходя из представленных данных, объем излишне выставленных за отопление Гкал соста­вил: в 2009 году - 634,28 Гкал, в 2010 году - 918, 28Гкал, в январе 2011 года -148,71Гкал.

 Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность по передаче тепловой энергии отнесена к Государственное регулирование тарифов на электрическую энергию в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в соответствии с которым установление платы на услуги по передаче тепловой энергии, тарифов на тепловую энергию отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, тарифы этих организаций на подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения всоответствии с законодательством Российской Федерации об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-Ф3 "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Органы регулирования муниципальных образований регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители соответствующего муниципального образования, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, потребляют более 80 процентов (в натуральном выражении) товаров и услуг этих организаций коммунального комплекса, а также регулируют тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организации коммунального комплекса на подключение, надбавки на товары и услуги организации коммунального комплекса и надбавки к ценам (тарифам) для потребителей.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» Министерству регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по тарифам и Федеральнойантимонопольной службой было поручено в 10-месячный срок разработать и утвердить методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, предусмотренные Основами, утвержденными настоящим Постановлением.

В условиях отсутствия данного документа до настоящего времени, необходимо руководствоваться пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520. Соответственно, при схеме теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения для УМУП «Городской теплосервис» должен быть установлен тариф на горячее водоснабжение в руб. за м куб.

В соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" для УМУП «Городской теплосервис» установлены конечные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям муниципального образования "Город Ульяновск".

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004  № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Федеральным законом от 06.10.2003  № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 14.07.2008  № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» установлены тарифы на горячую воду в целях оказания услуг по горячему водоснабжению потребителей при централизованной системе горячего водоснабжения.

В соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, при определении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева воды, в расчете на 1 человека в год используется коэффициент, учитывающий тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат.

В соответствии с пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса установлен исчерпывающий перечень затрат, которые могут быть включены в тариф на горячую воду. Тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения и затраты тепловой энергии на отопление ванных комнат в расчёт не включаются.

Поскольку указанные затраты не были учтены Городским комитетом по регулированию цен и тарифов в тариф на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис», предприятие обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об оспаривании постановления Комитета, которым были утверждены тарифы. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26.11.2009 постановление Городского комитета по регулированию цен и тарифов от 25.11.2008 № 237/03-01 было признано не противоречащим действующему законодательству. Аналогичным образом был произведен расчет тарифов на горячую воду для УМУП «Городской теплосервис» на 2010 год. То есть без учёта каких-либо иных дополнительных потерь.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. При этом суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Действия УМУП «Городской теплосервис» нарушают статью 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Действия УМУП «Городской теплосервис» совершены в особо важной социальной сфере горячего водоснабжения граждан, ценообразование в которой полностью регулируется государственными органами и органами местного самоуправления.

Потребителям услуги горячего водоснабжения при её оказании при централизованной системе горячего водоснабжения, то есть по отдельной системе трубопроводов горячего водоснабжения, дополнительно навязывается услуга по отоплению, которую потребители не предполагали получать. Для получения услуги по отоплению при рассматриваемой в данном случае 4-х трубной системе у потребителей имеется отдельная система трубопроводов по отоплению.

Действие пункта 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на данную ситуацию не распространяется, то есть нет оснований включать иные затраты или потери.

УМУП «Городской теплосервис» допустил нарушение указанным выше норм законодательства, по существу возложив на своих абонентов, по отношению к которым занимает доминирующее положение, обязанность по уплате дополнительной величины за отопление, не предусмотренной утвержденными тарифами.

05.04.2011 вступили в силу Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47.

Во исполнение данного приказа Министерство экономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39 «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства экономики Ульяновской области» внесло изменение в приказ от 26.11.2010 № 06-454, указав, что тариф на горячую воду за куб.м. подлежит применению при оказании услуг по горячему водоснабжению с использованием только закрытой системы теплоснабжения, то есть не имеют отношения к заявителю.Изложенное с момента вступлению в законную силу указанных актов исключает незаконность оспариваемых действий заявителя. Данный факт подтвержден представителем ответчика в судебном заседании.

Вместе с тем действия, вмененные в вину заявителю оспариваемым решением, совершены  до вступления в законную силу указанных Методических указаний и приказа Минэкономики Ульяновской области приказом от 30.03.2011 № 06-39, не имеющих обратной силы и противоречат законодательству, действовавшему на дату их совершения.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявления в части признании незаконным решения от 13.04.2011  по делу № 7271/04-2011.

В тоже время как усматривается из оспариваемого предписания  от 27.04.2011 № 15, заявителю вменено в обязанность прекращение нарушения по существу с 27.04.2011  (дата вынесения решения и предписания) до 01.06.2011  ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в выставлении АНО «Центр ТСЖ» платы за тепловые потери трубопроводами систем горячего водоснабжения, а именно: производить расчет при оказанииуслуги горячего водоснабжения при централизованной системе горячего водоснабжения для АНО «Центр ТСЖ» строго по показаниям приборов учета в руб. за 1 куб. м, при этом фиксируемый по показаниям приборов учета по трубопроводами горячего водоснабжения расход тепловой энергии при расчете платы за отопление не учитывать, в то время как после вступления в законную силу Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011  N 47, то есть с 05.04.2011, рассматриваемые действия заявителя не противоречат законодательству. При изложенных обстоятельствах заявленное требование в части признания недействительным предписания от  27.04.2011 № 15 подлежит удовлетворению. При этом суд не принимает довод представителя ответчика о том, что указанные в предписании даты исполнения являются техническими ошибками. Предписание действует в оспариваемой редакции и изменений и исправлений в него не вносилось.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям - поровну. Суд расценивает заявленные требования как одно, в связи с чем подлежащая уплате сумма госпошлины составит 2.000 руб., при этом на истца и заявителя она относится в сумме по 1.000 руб.

Учитывая, что заявителю предоставлялась отсрочка в ее уплате, а ответчик в силу закона освобожден от уплаты госпошлины, после вступления решения в законную силу госпошлина в сумме 1.000 руб. подлежит взысканию с заявителя в доход Федерального бюджета.

 

          Руководствуясь, ст.ст. 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ,  суд

 

Р Е Ш И Л :

 

          Признать недействительным предписание  от 27.04.2011 № 15, выданное на основании решения от 13.04.2011 по делу № 7271/04-2011.                     

 В остальной части заявленное требование оставить без удовлетворения.

 Взыскать с Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городской теплосервис» (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485; 432071, Ульяновская область, город Ульяновск, ул. К. Маркса, д. 25) в доход Федерального бюджета госпошлину в сумме 1.000 (Одна тысяча) руб.

 Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

 Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

 Решение арбитражного суда, не вступившее в законную си­лу, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном АПК РФ.

 Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстан­ции в порядке, предусмотренном АПК РФ.

 

 

     Судья                                                                                                              Прохоров А. Е.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 7271/04-2011 [format] => [safe_value] => 7271/04-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Судья Арбитражного суда Ульяновской области А. Е. Прохоров,

            при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. В. Улашкевич,

            рассмотрев в судебном заседании заявление

           Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городскойтеплосервис» (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Судья Арбитражного суда Ульяновской области А. Е. Прохоров,

            при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т. В. Улашкевич,

            рассмотрев в судебном заседании заявление

           Ульяновского муниципального унитарного предприятия «Городскойтеплосервис» (ОГРН 1027301171820; ИНН 7303009485)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 82 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 82 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 346 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 346 [vid] => 1 [name] => УМУП «Городскойтеплосервис» [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-14 10:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-07-14 10:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324293536 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )