Решение в отношении УМУП «Городской теплосервис»

Номер дела: 7701/04-2011
Дата публикации: 9 сентября 2011, 18:02

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                            г.Ульяновск

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2011

В полном объеме решение изготовлено 09.09.2011                                                                                    ДЕЛО № 7701/04-2011

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления К.Ю. Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

специалист - эксперт И.А. Самарина;

 

рассмотрев дело № 7701/04-2011 по признакам нарушения  УМУП «Городской теплосервис» (г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.06.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ЖСК «Экспресс» с просьбой проверить на соответствие закону величину платы за тепловую энергию, начисленной УМУП «Городской теплосервис» в 2009 и 2010 годах.

 На основании данного обращения приказом от 28.07.2011 №327 Ульяновское УФАС России возбудило дело в отношении УМУП «Городской теплосервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов граждан - собственников квартир ЖСК «Экспресс», расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул.Рябикова, 29, путём нарушения порядка ценообразования при выставлении платы за отопление в 2009 и 2010 годах.

На заседаниях комиссии представители заявителя поддержали заявленные требования, пояснили следующее. Между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» заключён договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190, по которому осуществляется снабжение тепловой энергией дома №29 по ул.Рябикова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК «Экспресс». Общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с 01.01.2011. В 2009 и 2010 годах теплоснабжающая организация определяла объемы потребленной ЖСК тепловой энергии в каждом месяце расчетным способом по балансовому методу. ЖСК рассчитал разницу между суммой стоимости за тепловую энергию, выставленной ответчиком, и суммой стоимости за тепловую энергию, которая получилась бы при расчете объемов потребленной тепловой энергии по нормативу потребления. По 2009г. эта разница составила 23479,35 руб., в 2010г. – 175761,96руб.

Пояснила, что в настоящее время произведен перерасчет количества поставленной теплоэнергии и теплоносителя, а также начислений за 2009 и 2010 годы. 

Представитель УМУП «Городской теплосервис» факт нарушения не признала. Пояснила, что договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190 был подписан сторонами без протокола разногласий, т.е. абонент согласился с пунктом договора о расчетном методе учета тепловой энергии, не обращался в суд с иском о признании данного пункта договора ничтожным.

Пояснила, что в настоящее время произведен перерасчет количества поставленной теплоэнергии и теплоносителя, а также начислений за 2009 и 2010 года. Представила счёт-фактуру №190 от 23 августа 2011г. и акт об оказании услуг №190 от 23 августа 2011г.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях УМУП «Городской теплосервис», выразившихся в ущемлении интересов граждан – членов ЖСК «Экспресс», проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, д.29, путем  расчета объемов потребленной тепловой энергии по данному дому за период январь-февраль 2009 года с применением  Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105, нарушения части  1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».  

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  деятельность по  передаче тепловой  энергии  отнесена к сфере деятельности  субъектов естественных монополий. Согласно  части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется  государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в  состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность  в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Таким образом, УМУП «Городской теплосервис» доминирует на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах присоединенной сети.  

Между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» заключён договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190, по которому осуществляется снабжение тепловой энергией дома №29 по ул.Рябикова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК «Экспресс». Общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с 01.01.2011.

В ходе анализа представленных документов установлено, что за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года объем потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета определялся по методу водного баланса, закрепленному в Методике по определению количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.06.2000 № 105, т.е. количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения. Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определялся из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре теплоснабжения, с учетом различия в характере теплового потребления: отопительно-вентиляционная тепловая нагрузка переменна и зависит от метеоусловий, тепловая нагрузка горячего водоснабжения в течение отопительного периода постоянна. Тепловые потери через изоляцию трубопроводов на участках тепловой сети, находящихся на балансе соответствующего абонента, включаются в количество тепловой энергии, потребленной этим абонентом. 

                Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию. Следовательно, при отсутствии прибора учета, оплата коммунальных услуг гражданином должна производиться в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным органом.

                Согласно пунктам 25, 26 и 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

                В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требования к качеству данной коммунальной услуги. То есть законодательно установлена единая система оплаты услуги теплоснабжения – за 1 кв. м общей площади жилья. У гражданина отсутствует обязанность оплачивать данную услугу по иному порядку.

Согласно постановлению Главы города Ульяновска от 24 ноября 2005г. № 2874 (с изменениями от 19 марта 2008 года), с 01.01.2006 в городе Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв. м. отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета, в размере 0,19 Гкал.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, исходя из совокупности норм, содержащихся в пунктах 8, 15, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчёт за тепловую энергию между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» не может быть отличным расчёту за тепловую энергию между ЖСК «Экспресс» и своими жильцами. 

                В нарушение указанного порядка УМУП «Городской теплосервис» рассчитывает размер платы за тепловую энергию исходя  из объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого в соответствии с Методикой по определению количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.06.2000 № 105 (далее Методика № 105).

Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

                Соответственно, при определении УМУП «Городской теплосервис» объемов потребления тепловой энергии, исходя из Методики № 105, в объемы неизбежно будут включаться потери тепловой энергии в квартальных сетях, что противоречит вышеуказанным нормам.

                В данном случае нарушение выражено в использовании ненадлежащего способа определения объема потребления тепловой энергии. Действия УМУП «Городской теплосервис» привели к ущемлению интересов ЖСК «Экспресс» и, фактически, граждан, проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, 29, поскольку к оплате выставляется большее количество тепловой энергии, чем должно быть выставлено в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время в данном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и расчёты осуществляются на основании данных прибора учёта, то есть по фактическим показателям,  а не расчётным способом. Кроме того, УМУП «Городской теплосервис» произвело перерасчёт платы на сумму 199241,31 руб., что зафиксировано в представленных счёте-фактуре №190 от 23 августа 2011г. и акте об оказании услуг №190 от 23 августа 2011г.

В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий дело в отношении УМУП «Городской теплосервис» подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

                1. Признать действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в ущемлении интересов граждан – членов ЖСК «Экспресс», проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, д.29, путем  расчета объемов потребленной тепловой энергии по данному дому за период январь-февраль 2009 года с применением  Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105,   нарушением части  1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».  

2. Прекратить рассмотрение дела №7701/04–2010 в отношении УМУП «Городской теплосервис» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю. Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

И.А. Самарина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

stdClass Object ( [vid] => 16763 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении УМУП «Городской теплосервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16764 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323961443 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                            г.Ульяновск

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2011

В полном объеме решение изготовлено 09.09.2011                                                                                    ДЕЛО № 7701/04-2011

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления К.Ю. Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

специалист - эксперт И.А. Самарина;

 

рассмотрев дело № 7701/04-2011 по признакам нарушения  УМУП «Городской теплосервис» (г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.06.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ЖСК «Экспресс» с просьбой проверить на соответствие закону величину платы за тепловую энергию, начисленной УМУП «Городской теплосервис» в 2009 и 2010 годах.

 На основании данного обращения приказом от 28.07.2011 №327 Ульяновское УФАС России возбудило дело в отношении УМУП «Городской теплосервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов граждан - собственников квартир ЖСК «Экспресс», расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул.Рябикова, 29, путём нарушения порядка ценообразования при выставлении платы за отопление в 2009 и 2010 годах.

На заседаниях комиссии представители заявителя поддержали заявленные требования, пояснили следующее. Между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» заключён договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190, по которому осуществляется снабжение тепловой энергией дома №29 по ул.Рябикова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК «Экспресс». Общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с 01.01.2011. В 2009 и 2010 годах теплоснабжающая организация определяла объемы потребленной ЖСК тепловой энергии в каждом месяце расчетным способом по балансовому методу. ЖСК рассчитал разницу между суммой стоимости за тепловую энергию, выставленной ответчиком, и суммой стоимости за тепловую энергию, которая получилась бы при расчете объемов потребленной тепловой энергии по нормативу потребления. По 2009г. эта разница составила 23479,35 руб., в 2010г. – 175761,96руб.

Пояснила, что в настоящее время произведен перерасчет количества поставленной теплоэнергии и теплоносителя, а также начислений за 2009 и 2010 годы. 

Представитель УМУП «Городской теплосервис» факт нарушения не признала. Пояснила, что договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190 был подписан сторонами без протокола разногласий, т.е. абонент согласился с пунктом договора о расчетном методе учета тепловой энергии, не обращался в суд с иском о признании данного пункта договора ничтожным.

Пояснила, что в настоящее время произведен перерасчет количества поставленной теплоэнергии и теплоносителя, а также начислений за 2009 и 2010 года. Представила счёт-фактуру №190 от 23 августа 2011г. и акт об оказании услуг №190 от 23 августа 2011г.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях УМУП «Городской теплосервис», выразившихся в ущемлении интересов граждан – членов ЖСК «Экспресс», проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, д.29, путем  расчета объемов потребленной тепловой энергии по данному дому за период январь-февраль 2009 года с применением  Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105, нарушения части  1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».  

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  деятельность по  передаче тепловой  энергии  отнесена к сфере деятельности  субъектов естественных монополий. Согласно  части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется  государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в  состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность  в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Таким образом, УМУП «Городской теплосервис» доминирует на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах присоединенной сети.  

Между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» заключён договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190, по которому осуществляется снабжение тепловой энергией дома №29 по ул.Рябикова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК «Экспресс». Общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с 01.01.2011.

В ходе анализа представленных документов установлено, что за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года объем потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета определялся по методу водного баланса, закрепленному в Методике по определению количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.06.2000 № 105, т.е. количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения. Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определялся из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре теплоснабжения, с учетом различия в характере теплового потребления: отопительно-вентиляционная тепловая нагрузка переменна и зависит от метеоусловий, тепловая нагрузка горячего водоснабжения в течение отопительного периода постоянна. Тепловые потери через изоляцию трубопроводов на участках тепловой сети, находящихся на балансе соответствующего абонента, включаются в количество тепловой энергии, потребленной этим абонентом. 

                Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию. Следовательно, при отсутствии прибора учета, оплата коммунальных услуг гражданином должна производиться в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным органом.

                Согласно пунктам 25, 26 и 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

                В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требования к качеству данной коммунальной услуги. То есть законодательно установлена единая система оплаты услуги теплоснабжения – за 1 кв. м общей площади жилья. У гражданина отсутствует обязанность оплачивать данную услугу по иному порядку.

Согласно постановлению Главы города Ульяновска от 24 ноября 2005г. № 2874 (с изменениями от 19 марта 2008 года), с 01.01.2006 в городе Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв. м. отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета, в размере 0,19 Гкал.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, исходя из совокупности норм, содержащихся в пунктах 8, 15, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчёт за тепловую энергию между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» не может быть отличным расчёту за тепловую энергию между ЖСК «Экспресс» и своими жильцами. 

                В нарушение указанного порядка УМУП «Городской теплосервис» рассчитывает размер платы за тепловую энергию исходя  из объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого в соответствии с Методикой по определению количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.06.2000 № 105 (далее Методика № 105).

Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

                Соответственно, при определении УМУП «Городской теплосервис» объемов потребления тепловой энергии, исходя из Методики № 105, в объемы неизбежно будут включаться потери тепловой энергии в квартальных сетях, что противоречит вышеуказанным нормам.

                В данном случае нарушение выражено в использовании ненадлежащего способа определения объема потребления тепловой энергии. Действия УМУП «Городской теплосервис» привели к ущемлению интересов ЖСК «Экспресс» и, фактически, граждан, проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, 29, поскольку к оплате выставляется большее количество тепловой энергии, чем должно быть выставлено в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время в данном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и расчёты осуществляются на основании данных прибора учёта, то есть по фактическим показателям,  а не расчётным способом. Кроме того, УМУП «Городской теплосервис» произвело перерасчёт платы на сумму 199241,31 руб., что зафиксировано в представленных счёте-фактуре №190 от 23 августа 2011г. и акте об оказании услуг №190 от 23 августа 2011г.

В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий дело в отношении УМУП «Городской теплосервис» подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

                1. Признать действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в ущемлении интересов граждан – членов ЖСК «Экспресс», проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, д.29, путем  расчета объемов потребленной тепловой энергии по данному дому за период январь-февраль 2009 года с применением  Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105,   нарушением части  1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».  

2. Прекратить рассмотрение дела №7701/04–2010 в отношении УМУП «Городской теплосервис» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю. Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

И.А. Самарина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                                                            г.Ульяновск

 

Резолютивная часть решения объявлена 26.08.2011

В полном объеме решение изготовлено 09.09.2011                                                                                    ДЕЛО № 7701/04-2011

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления К.Ю. Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

специалист - эксперт И.А. Самарина;

 

рассмотрев дело № 7701/04-2011 по признакам нарушения  УМУП «Городской теплосервис» (г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.06.2011 в Ульяновское УФАС России поступило заявление ЖСК «Экспресс» с просьбой проверить на соответствие закону величину платы за тепловую энергию, начисленной УМУП «Городской теплосервис» в 2009 и 2010 годах.

 На основании данного обращения приказом от 28.07.2011 №327 Ульяновское УФАС России возбудило дело в отношении УМУП «Городской теплосервис» по признакам нарушения части 1 статьи 10  Закона «О защите конкуренции», что выразилось в ущемлении интересов граждан - собственников квартир ЖСК «Экспресс», расположенных по адресу: г.Ульяновск, ул.Рябикова, 29, путём нарушения порядка ценообразования при выставлении платы за отопление в 2009 и 2010 годах.

На заседаниях комиссии представители заявителя поддержали заявленные требования, пояснили следующее. Между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» заключён договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190, по которому осуществляется снабжение тепловой энергией дома №29 по ул.Рябикова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК «Экспресс». Общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с 01.01.2011. В 2009 и 2010 годах теплоснабжающая организация определяла объемы потребленной ЖСК тепловой энергии в каждом месяце расчетным способом по балансовому методу. ЖСК рассчитал разницу между суммой стоимости за тепловую энергию, выставленной ответчиком, и суммой стоимости за тепловую энергию, которая получилась бы при расчете объемов потребленной тепловой энергии по нормативу потребления. По 2009г. эта разница составила 23479,35 руб., в 2010г. – 175761,96руб.

Пояснила, что в настоящее время произведен перерасчет количества поставленной теплоэнергии и теплоносителя, а также начислений за 2009 и 2010 годы. 

Представитель УМУП «Городской теплосервис» факт нарушения не признала. Пояснила, что договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190 был подписан сторонами без протокола разногласий, т.е. абонент согласился с пунктом договора о расчетном методе учета тепловой энергии, не обращался в суд с иском о признании данного пункта договора ничтожным.

Пояснила, что в настоящее время произведен перерасчет количества поставленной теплоэнергии и теплоносителя, а также начислений за 2009 и 2010 года. Представила счёт-фактуру №190 от 23 августа 2011г. и акт об оказании услуг №190 от 23 августа 2011г.

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях УМУП «Городской теплосервис», выразившихся в ущемлении интересов граждан – членов ЖСК «Экспресс», проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, д.29, путем  расчета объемов потребленной тепловой энергии по данному дому за период январь-февраль 2009 года с применением  Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105, нарушения части  1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».  

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  деятельность по  передаче тепловой  энергии  отнесена к сфере деятельности  субъектов естественных монополий. Согласно  части 1 данной статьи деятельность субъектов естественных монополий регулируется  государством.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в  состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

УМУП «Городской теплосервис», осуществляющее деятельность  в сфере услуг по передаче тепловой энергии, приказом от 14.12.2005 № 681-э Федеральной службы по тарифам включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 73.1.7.

Таким образом, УМУП «Городской теплосервис» доминирует на рынке услуг по передаче тепловой энергии в пределах присоединенной сети.  

Между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» заключён договор теплоснабжения от 01.05.2005 №190, по которому осуществляется снабжение тепловой энергией дома №29 по ул.Рябикова г.Ульяновска, находящегося в управлении ЖСК «Экспресс». Общедомовой прибор учета введен в эксплуатацию с 01.01.2011.

В ходе анализа представленных документов установлено, что за период с 01 января 2009 года по 31 декабря 2010 года объем потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета определялся по методу водного баланса, закрепленному в Методике по определению количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.06.2000 № 105, т.е. количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без приборов учета в системе теплоснабжения. Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за расчетный период всеми абонентами без приборов учета, определялся из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельным потребителем - пропорционально его расчетным часовым тепловой и массовой (объемной) нагрузкам, указанным в договоре теплоснабжения, с учетом различия в характере теплового потребления: отопительно-вентиляционная тепловая нагрузка переменна и зависит от метеоусловий, тепловая нагрузка горячего водоснабжения в течение отопительного периода постоянна. Тепловые потери через изоляцию трубопроводов на участках тепловой сети, находящихся на балансе соответствующего абонента, включаются в количество тепловой энергии, потребленной этим абонентом. 

                Согласно пункту 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при отсутствии коллективных, общих и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № 2 к Правилам исходя из площади помещения, норматива потребления тепловой энергии на отопление и тарифа на тепловую энергию. Следовательно, при отсутствии прибора учета, оплата коммунальных услуг гражданином должна производиться в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным органом.

                Согласно пунктам 25, 26 и 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии, газа во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) и не учитываются расходы коммунальных ресурсов, возникшие в результате нарушения требований технической эксплуатации внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, правил пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме. Коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.

                В норматив отопления включается расход тепловой энергии исходя из расчета расхода на 1 кв. метр площади жилых помещений для обеспечения температурного режима жилых помещений, содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требования к качеству данной коммунальной услуги. То есть законодательно установлена единая система оплаты услуги теплоснабжения – за 1 кв. м общей площади жилья. У гражданина отсутствует обязанность оплачивать данную услугу по иному порядку.

Согласно постановлению Главы города Ульяновска от 24 ноября 2005г. № 2874 (с изменениями от 19 марта 2008 года), с 01.01.2006 в городе Ульяновске установлена годовая норма отпуска тепловой энергии на 1 кв. м. отапливаемой площади жилых помещений, не имеющих приборов учета, в размере 0,19 Гкал.

Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг гражданам), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам определяется исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление. Один раз в год исполнитель производит корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.

Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

Таким образом, исходя из совокупности норм, содержащихся в пунктах 8, 15, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам расчёт за тепловую энергию между ЖСК «Экспресс» и УМУП «Городской теплосервис» не может быть отличным расчёту за тепловую энергию между ЖСК «Экспресс» и своими жильцами. 

                В нарушение указанного порядка УМУП «Городской теплосервис» рассчитывает размер платы за тепловую энергию исходя  из объема потребленного количества коммунальных ресурсов, определяемого в соответствии с Методикой по определению количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.06.2000 № 105 (далее Методика № 105).

Согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

                Соответственно, при определении УМУП «Городской теплосервис» объемов потребления тепловой энергии, исходя из Методики № 105, в объемы неизбежно будут включаться потери тепловой энергии в квартальных сетях, что противоречит вышеуказанным нормам.

                В данном случае нарушение выражено в использовании ненадлежащего способа определения объема потребления тепловой энергии. Действия УМУП «Городской теплосервис» привели к ущемлению интересов ЖСК «Экспресс» и, фактически, граждан, проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, 29, поскольку к оплате выставляется большее количество тепловой энергии, чем должно быть выставлено в соответствии с действующим законодательством.

В настоящее время в данном многоквартирном жилом доме установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии и расчёты осуществляются на основании данных прибора учёта, то есть по фактическим показателям,  а не расчётным способом. Кроме того, УМУП «Городской теплосервис» произвело перерасчёт платы на сумму 199241,31 руб., что зафиксировано в представленных счёте-фактуре №190 от 23 августа 2011г. и акте об оказании услуг №190 от 23 августа 2011г.

В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий дело в отношении УМУП «Городской теплосервис» подлежит прекращению.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

                1. Признать действия УМУП «Городской теплосервис», выразившиеся в ущемлении интересов граждан – членов ЖСК «Экспресс», проживающих в доме, расположенном в городе Ульяновске по адресу: ул.Рябикова, д.29, путем  расчета объемов потребленной тепловой энергии по данному дому за период январь-февраль 2009 года с применением  Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), утвержденной приказом Госстроя РФ от 06.05.2000 № 105,   нарушением части  1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».  

2. Прекратить рассмотрение дела №7701/04–2010 в отношении УМУП «Городской теплосервис» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела по статье 14.31 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии

К.Ю. Попов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

И.А. Самарина

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 7701/04-2011 [format] => [safe_value] => 7701/04-2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,рассмотрев дело № 7701/04-2011 по признакам нарушения  УМУП «Городской теплосервис» (г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»)...

[format] => full_html [safe_value] =>

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,рассмотрев дело № 7701/04-2011 по признакам нарушения  УМУП «Городской теплосервис» (г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 25) части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»)...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 123 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 123 [vid] => 6 [name] => Энергоснабжение [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-09 14:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-26 14:02:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323961443 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )