Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по жалобе ООО "Евро-Строй-Сервис"

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Дата публикации: 30 марта 2010, 04:00

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45 www.llaas.arbitr.ru, info(o),l laas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
23 марта 2010 года Дело № А72-16600/2009
г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2010 года Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи <...>, судей <...>, при ведении протокола помощником судьи <...>, с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года по делу № А72-16600/2009 (судья <...>),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис», г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение социального обслуживания «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске», г. Ульяновск, Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным решения от 11.06.2009 года,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис» (далее - ООО «Евро-Строй-Сервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 11.06.2009 о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения государственного контракта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение социального обслуживания «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» и Министерство экономики Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением норм материального права и с не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департаментом государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области (уполномоченный орган) для нужд ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» был размещен заказ на выполнение общестроительных работ в рамках ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009-2011 годы, путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 046.ЭА-2009 было опубликовано в официальном издании «Бюллетень госзакупок Ульяновской области» №31 (176) от 06.05.2009 и размещено на официальном сайте www.ul-goszak.ru в сети Интернет.
Извещение о проведении открытого аукциона № 046.ЭА-2009, размещенного на официальном сайте www.ul-goszak.ru, имело в своем содержании условия выполнения работ, а именно - для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по ресторации объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 105).
Согласно протоколу проведения аукциона в электронной форме от 18.05.2009 №07-19/2009-ЭА-046-01 победителем аукциона признано ООО «Евро-Строй-Сервис», предложившее наиболее низкую цену контракта - 409500,00 руб., государственному заказчику было предложено заключить государственный контракт с ООО «Евро-Строй-Сервис» на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, по цене государственного контракта, предложенного победителем аукциона.
20.05.2009 государственный заказчик в адрес победителя был направлен проект государственного контракта и протокол аукциона в электронной форме от 18.05.2009 № 07-19/2009-ЭА-046-01 (т.1 л.д. 110).
21.05.2009 в адрес государственного заказчика ООО «Евро-Строй-Сервис» был направлен отказ от заключения государственного контракта в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия или копии свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно протоколу об отказе от заключения государственного контракта от 22.05.2009 №07-19/2009-ЭА-046-02 комиссия признала ООО «Евро-Строй-Сервис» уклонившимся от заключения от государственного контракта и принято решение о заключении государственного контракта со следующим участником - ООО «Баскор».
Информация об уклонении ООО «Евро-Строй-Сервис» от заключения контракта была направлена ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» в УФАС по Ульяновской области.
Решением УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009 сведения, представленные ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» в отношении ООО «Евро-Строй-Сервис», включены в реестр в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на два года.
Не согласившись с данным решением УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009, ООО «Евро-Строй-Сервис» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение о включении сведений ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков является необоснованным и незаконным, ущемляющим права и законные интересы заявителя.
Однако выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой (часть 1 статьи 19 Закона № 94-ФЗ).
В случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение 10 дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 данной статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта (часть 8 статьи 19 Закона № 94-ФЗ).
Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба (пункт 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 в редакции от 08.02.2007).
В соответствии с ч. 11 ст. 19 Закона № 94-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 утверждено Положение «О ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».
Пунктами 11, 12 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России для федеральных нужд территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, ведению реестра недобросовестных поставщиков, включению и исключению сведений из реестра недобросовестных поставщиков возложены на территориальные органы ФАС России.
В силу вышеуказанных норм, уполномоченным принимать решения по ведению реестра недобросовестных поставщиков является, в настоящем случае, УФАС по Ульяновской области, которым и принято было решение о включении ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (часть 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме установлен в статье 41 Закона № 94-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 41 данного Закона для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, участники размещения заказа должны зарегистрироваться на сайте в сети Интернет в порядке, указанном в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме.
В части 4 статьи 41 Закона № 94-ФЗ порядок пользования сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положение о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 № 179.
В силу пункта 3 Положения, проведение открытых аукционов осуществляется заказчиком или органом исполнительной власти, уполномоченным на размещение заказов.
Регламент проведения открытого аукциона в электронной форме при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ульяновской области утвержден распоряжением Министерства экономики Ульяновской области от 23.09.2008 №175 и размещен на официальном сайте www.ui-gosak.ru.
Пунктами 2.8, 2.10 указанного Регламента определено, что регистрация участника размещения заказа осуществляется в Системе однократно с возможным последующим продлением регистрации с генерацией имени пользования и пароля.
ООО «Евро-Строй-Сервис» было зарегистрировано в комплексной Системе управления процессом организации государственных закупок на базе АЦК-ГОСЗАКАЗ «УЛЬЯНОВСК» (SPECIAL) в качестве пользования системы.
Таким образом, зарегистрированный в Системе участник размещения заказа может зарегистрироваться на любой выбранный им открытый аукцион в электронной форме в любой момент с даты и времени начала регистрации участников размещения заказа, указание в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме путем авторизации на сайте, активировав ссылку «Регистрация» раздела «Электронные аукционы».
Как следует из материалов дела, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №046.ЭА-2009, было опубликовано в официальном издании «Бюллетень госзакупок Ульяновской области» №31 (176) от 06.05.2009 и размещено на официальном сайте www.ul-goszak.ru в сети Интернет, таким образом, данное извещение было доступно неограниченному кругу лиц.
Подавая заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, потенциальный участник размещения заказа фактически соглашается со всеми условиями, указанными в извещении о проведении аукциона №046.ЭА-2009 и документацией об аукционе, подтверждая тем самым свое соответствие всем условиям проводимых торгов.
Ссылка суда первой инстанции о том, что направление ООО «Евро-Строй-Сервис» заявки на участие в аукционе вызвано неполной информацией об объекте работ, как памятника культурного наследия, связанной, в том числе с отсутствием такой информации в одном из извещений о проведении аукциона, является необоснованной, поскольку в извещении №046.ЭА-2009, опубликованном в официальном печатном издании, содержалась краткая информация о поведении процедуры торгов и был указан официальный сайт, на котором размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме: www.ul-goszak.ru. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №046.ЭА-2009 на сайте имело в своем содержании сведения согласно пункту 2 статьи 41 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в том числе и условия выполнения работ, а именно - для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. В извещении на официальном сайте была определена дата и время начала регистрации на сайте участников открытого аукциона в электронной форме и дата и время начала проведения открытого аукциона.
Факт ознакомления с извещением № 046.ЭА-2009, размещенном на официальном сайте www.ul-goszak.ru, ООО «Евро-Строй-Сервис» не оспаривается.
ООО «Евро-Строй-Сервис» приняло участие в открытом аукционе в электронной форме №046.ЭА-2009, следовательно, подтвердило свое соответствие всем условиям проводимых торгов на право заключить государственный контракт на выполнение общественных работ в рамках ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009-2011 годы.
В силу статьи 5 Закона № 94-ФЗ под размещением таких заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов нa поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что последнее предложение о цене контракта по рассматриваемому аукциону поступило от ООО «Евро-Строй-Сервис» и составило 409500,00 руб., протоколом о проведении аукциона в электронной форме от 18.05.2009 № 07-19/2009-ЭА-046-01 победителем аукциона было признано ООО «Евро-Строй-Сервис».
21.05.2009 ООО «Евро-Строй-Сервис» отказалось от заключения государственного контракта в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
Частью 12 статьи 41 Закона № 94-ФЗ определено, что в случае, если победитель аукциона в срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
Вывод суда первой инстанции о том, что УФАС по Ульяновской области при принятии оспариваемого решения не оценены действия аукционной комиссии, допустившей к участию в аукционе и признавшей победителем лицо, не имеющее правомочий на выполнение указанного вида работ, апелляционный суд считает ошибочным, поскольку в соответствии ст. 41 Закона № 94-ФЗ отсутствует процедура по рассмотрению аукционной комиссией заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Следовательно, любой зарегистрированный в Системе участник, заинтересованный в заключение контракта, вправе был зарегистрироваться на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме, без предварительного отбора.
Ссылка суда первой инстанции относительно того, что УФАС по Ульяновской области, признав в оспариваемом решении ООО «Евро-Строй-Сервис» необоснованно уклонившимся от заключения контракта, тем самым по существу сделало вывод о том, что ООО «Евро-Строй-Сервис» было обязано заключить контракт, является необоснованной, поскольку противоречит материалам дела.
Исходя из основных начал (принципов) гражданского законодательства, в частности принципов разумности и добросовестности участников регулируемых отношений (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также с учетом положений абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает, что ООО «Евро-Строй-Сервис» участвуя в аукционе и подавая ценовое предложение, заранее зная, что для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, которой ООО «Евро-Строй-Сервис» не обладает, ООО «Евро-Строй-Сервис» должно было предвидеть наступление для себя негативных последствий, в том числе невозможность заключения контракта и последующее включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваем случае УФАС по Ульяновской области доказано наличие в действиях ООО «Евро-Строй-Сервис» нарушения Закона № 94-ФЗ.
Исходя из части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемое решение УФАС по Ульяновской области о включении ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков соответствует требованиям Закона № 94-ФЗ и данное решение вынесено в пределах предоставленных ему законом полномочий и с соблюдением установленной законодательством процедуры, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Вывод суда первой инстанции о том, что резолютивная часть решения УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009 по рассматриваемому делу является неконкретной и неопределенной, необоснован.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 09 декабря 2009 года подлежит отмене с принятием нового судебного акта по делу об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года по делу № А72-16600/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 11.06.2009 о включении в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.


 

stdClass Object ( [vid] => 16323 [uid] => 1 [title] => Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2010 по жалобе ООО "Евро-Строй-Сервис" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 16324 [type] => solution [language] => ru [created] => 1320766544 [changed] => 1370526493 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370526493 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45 www.llaas.arbitr.ru, info(o),l laas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
23 марта 2010 года Дело № А72-16600/2009
г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2010 года Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи <...>, судей <...>, при ведении протокола помощником судьи <...>, с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года по делу № А72-16600/2009 (судья <...>),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис», г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение социального обслуживания «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске», г. Ульяновск, Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным решения от 11.06.2009 года,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис» (далее - ООО «Евро-Строй-Сервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 11.06.2009 о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения государственного контракта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение социального обслуживания «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» и Министерство экономики Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением норм материального права и с не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департаментом государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области (уполномоченный орган) для нужд ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» был размещен заказ на выполнение общестроительных работ в рамках ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009-2011 годы, путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 046.ЭА-2009 было опубликовано в официальном издании «Бюллетень госзакупок Ульяновской области» №31 (176) от 06.05.2009 и размещено на официальном сайте www.ul-goszak.ru в сети Интернет.
Извещение о проведении открытого аукциона № 046.ЭА-2009, размещенного на официальном сайте www.ul-goszak.ru, имело в своем содержании условия выполнения работ, а именно - для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по ресторации объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 105).
Согласно протоколу проведения аукциона в электронной форме от 18.05.2009 №07-19/2009-ЭА-046-01 победителем аукциона признано ООО «Евро-Строй-Сервис», предложившее наиболее низкую цену контракта - 409500,00 руб., государственному заказчику было предложено заключить государственный контракт с ООО «Евро-Строй-Сервис» на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, по цене государственного контракта, предложенного победителем аукциона.
20.05.2009 государственный заказчик в адрес победителя был направлен проект государственного контракта и протокол аукциона в электронной форме от 18.05.2009 № 07-19/2009-ЭА-046-01 (т.1 л.д. 110).
21.05.2009 в адрес государственного заказчика ООО «Евро-Строй-Сервис» был направлен отказ от заключения государственного контракта в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия или копии свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно протоколу об отказе от заключения государственного контракта от 22.05.2009 №07-19/2009-ЭА-046-02 комиссия признала ООО «Евро-Строй-Сервис» уклонившимся от заключения от государственного контракта и принято решение о заключении государственного контракта со следующим участником - ООО «Баскор».
Информация об уклонении ООО «Евро-Строй-Сервис» от заключения контракта была направлена ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» в УФАС по Ульяновской области.
Решением УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009 сведения, представленные ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» в отношении ООО «Евро-Строй-Сервис», включены в реестр в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на два года.
Не согласившись с данным решением УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009, ООО «Евро-Строй-Сервис» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение о включении сведений ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков является необоснованным и незаконным, ущемляющим права и законные интересы заявителя.
Однако выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой (часть 1 статьи 19 Закона № 94-ФЗ).
В случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение 10 дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 данной статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта (часть 8 статьи 19 Закона № 94-ФЗ).
Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба (пункт 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 в редакции от 08.02.2007).
В соответствии с ч. 11 ст. 19 Закона № 94-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 утверждено Положение «О ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».
Пунктами 11, 12 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России для федеральных нужд территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, ведению реестра недобросовестных поставщиков, включению и исключению сведений из реестра недобросовестных поставщиков возложены на территориальные органы ФАС России.
В силу вышеуказанных норм, уполномоченным принимать решения по ведению реестра недобросовестных поставщиков является, в настоящем случае, УФАС по Ульяновской области, которым и принято было решение о включении ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (часть 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме установлен в статье 41 Закона № 94-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 41 данного Закона для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, участники размещения заказа должны зарегистрироваться на сайте в сети Интернет в порядке, указанном в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме.
В части 4 статьи 41 Закона № 94-ФЗ порядок пользования сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положение о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 № 179.
В силу пункта 3 Положения, проведение открытых аукционов осуществляется заказчиком или органом исполнительной власти, уполномоченным на размещение заказов.
Регламент проведения открытого аукциона в электронной форме при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ульяновской области утвержден распоряжением Министерства экономики Ульяновской области от 23.09.2008 №175 и размещен на официальном сайте www.ui-gosak.ru.
Пунктами 2.8, 2.10 указанного Регламента определено, что регистрация участника размещения заказа осуществляется в Системе однократно с возможным последующим продлением регистрации с генерацией имени пользования и пароля.
ООО «Евро-Строй-Сервис» было зарегистрировано в комплексной Системе управления процессом организации государственных закупок на базе АЦК-ГОСЗАКАЗ «УЛЬЯНОВСК» (SPECIAL) в качестве пользования системы.
Таким образом, зарегистрированный в Системе участник размещения заказа может зарегистрироваться на любой выбранный им открытый аукцион в электронной форме в любой момент с даты и времени начала регистрации участников размещения заказа, указание в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме путем авторизации на сайте, активировав ссылку «Регистрация» раздела «Электронные аукционы».
Как следует из материалов дела, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №046.ЭА-2009, было опубликовано в официальном издании «Бюллетень госзакупок Ульяновской области» №31 (176) от 06.05.2009 и размещено на официальном сайте www.ul-goszak.ru в сети Интернет, таким образом, данное извещение было доступно неограниченному кругу лиц.
Подавая заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, потенциальный участник размещения заказа фактически соглашается со всеми условиями, указанными в извещении о проведении аукциона №046.ЭА-2009 и документацией об аукционе, подтверждая тем самым свое соответствие всем условиям проводимых торгов.
Ссылка суда первой инстанции о том, что направление ООО «Евро-Строй-Сервис» заявки на участие в аукционе вызвано неполной информацией об объекте работ, как памятника культурного наследия, связанной, в том числе с отсутствием такой информации в одном из извещений о проведении аукциона, является необоснованной, поскольку в извещении №046.ЭА-2009, опубликованном в официальном печатном издании, содержалась краткая информация о поведении процедуры торгов и был указан официальный сайт, на котором размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме: www.ul-goszak.ru. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №046.ЭА-2009 на сайте имело в своем содержании сведения согласно пункту 2 статьи 41 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в том числе и условия выполнения работ, а именно - для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. В извещении на официальном сайте была определена дата и время начала регистрации на сайте участников открытого аукциона в электронной форме и дата и время начала проведения открытого аукциона.
Факт ознакомления с извещением № 046.ЭА-2009, размещенном на официальном сайте www.ul-goszak.ru, ООО «Евро-Строй-Сервис» не оспаривается.
ООО «Евро-Строй-Сервис» приняло участие в открытом аукционе в электронной форме №046.ЭА-2009, следовательно, подтвердило свое соответствие всем условиям проводимых торгов на право заключить государственный контракт на выполнение общественных работ в рамках ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009-2011 годы.
В силу статьи 5 Закона № 94-ФЗ под размещением таких заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов нa поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что последнее предложение о цене контракта по рассматриваемому аукциону поступило от ООО «Евро-Строй-Сервис» и составило 409500,00 руб., протоколом о проведении аукциона в электронной форме от 18.05.2009 № 07-19/2009-ЭА-046-01 победителем аукциона было признано ООО «Евро-Строй-Сервис».
21.05.2009 ООО «Евро-Строй-Сервис» отказалось от заключения государственного контракта в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
Частью 12 статьи 41 Закона № 94-ФЗ определено, что в случае, если победитель аукциона в срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
Вывод суда первой инстанции о том, что УФАС по Ульяновской области при принятии оспариваемого решения не оценены действия аукционной комиссии, допустившей к участию в аукционе и признавшей победителем лицо, не имеющее правомочий на выполнение указанного вида работ, апелляционный суд считает ошибочным, поскольку в соответствии ст. 41 Закона № 94-ФЗ отсутствует процедура по рассмотрению аукционной комиссией заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Следовательно, любой зарегистрированный в Системе участник, заинтересованный в заключение контракта, вправе был зарегистрироваться на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме, без предварительного отбора.
Ссылка суда первой инстанции относительно того, что УФАС по Ульяновской области, признав в оспариваемом решении ООО «Евро-Строй-Сервис» необоснованно уклонившимся от заключения контракта, тем самым по существу сделало вывод о том, что ООО «Евро-Строй-Сервис» было обязано заключить контракт, является необоснованной, поскольку противоречит материалам дела.
Исходя из основных начал (принципов) гражданского законодательства, в частности принципов разумности и добросовестности участников регулируемых отношений (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также с учетом положений абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает, что ООО «Евро-Строй-Сервис» участвуя в аукционе и подавая ценовое предложение, заранее зная, что для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, которой ООО «Евро-Строй-Сервис» не обладает, ООО «Евро-Строй-Сервис» должно было предвидеть наступление для себя негативных последствий, в том числе невозможность заключения контракта и последующее включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваем случае УФАС по Ульяновской области доказано наличие в действиях ООО «Евро-Строй-Сервис» нарушения Закона № 94-ФЗ.
Исходя из части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемое решение УФАС по Ульяновской области о включении ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков соответствует требованиям Закона № 94-ФЗ и данное решение вынесено в пределах предоставленных ему законом полномочий и с соблюдением установленной законодательством процедуры, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Вывод суда первой инстанции о том, что резолютивная часть решения УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009 по рассматриваемому делу является неконкретной и неопределенной, необоснован.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 09 декабря 2009 года подлежит отмене с принятием нового судебного акта по делу об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года по делу № А72-16600/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 11.06.2009 о включении в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.


 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45 www.llaas.arbitr.ru, info(o),l laas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
23 марта 2010 года Дело № А72-16600/2009
г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2010 года Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи <...>, судей <...>, при ведении протокола помощником судьи <...>, с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от ответчика - представитель не явился, извещен надлежащим образом, от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года по делу № А72-16600/2009 (судья <...>),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис», г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение социального обслуживания «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске», г. Ульяновск, Министерство экономики Ульяновской области, г. Ульяновск, о признании недействительным решения от 11.06.2009 года,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис» (далее - ООО «Евро-Строй-Сервис», Общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 11.06.2009 о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением от заключения государственного контракта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение социального обслуживания «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» и Министерство экономики Ульяновской области.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Ульяновской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с неправильным применением норм материального права и с не соответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, оценив их в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Департаментом государственных закупок Министерства экономики Ульяновской области (уполномоченный орган) для нужд ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» был размещен заказ на выполнение общестроительных работ в рамках ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009-2011 годы, путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме № 046.ЭА-2009 было опубликовано в официальном издании «Бюллетень госзакупок Ульяновской области» №31 (176) от 06.05.2009 и размещено на официальном сайте www.ul-goszak.ru в сети Интернет.
Извещение о проведении открытого аукциона № 046.ЭА-2009, размещенного на официальном сайте www.ul-goszak.ru, имело в своем содержании условия выполнения работ, а именно - для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по ресторации объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 105).
Согласно протоколу проведения аукциона в электронной форме от 18.05.2009 №07-19/2009-ЭА-046-01 победителем аукциона признано ООО «Евро-Строй-Сервис», предложившее наиболее низкую цену контракта - 409500,00 руб., государственному заказчику было предложено заключить государственный контракт с ООО «Евро-Строй-Сервис» на условиях, указанных в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме, по цене государственного контракта, предложенного победителем аукциона.
20.05.2009 государственный заказчик в адрес победителя был направлен проект государственного контракта и протокол аукциона в электронной форме от 18.05.2009 № 07-19/2009-ЭА-046-01 (т.1 л.д. 110).
21.05.2009 в адрес государственного заказчика ООО «Евро-Строй-Сервис» был направлен отказ от заключения государственного контракта в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия или копии свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно протоколу об отказе от заключения государственного контракта от 22.05.2009 №07-19/2009-ЭА-046-02 комиссия признала ООО «Евро-Строй-Сервис» уклонившимся от заключения от государственного контракта и принято решение о заключении государственного контракта со следующим участником - ООО «Баскор».
Информация об уклонении ООО «Евро-Строй-Сервис» от заключения контракта была направлена ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» в УФАС по Ульяновской области.
Решением УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009 сведения, представленные ГУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям «Семья» в г. Ульяновске» в отношении ООО «Евро-Строй-Сервис», включены в реестр в связи с уклонением от заключения государственного контракта сроком на два года.
Не согласившись с данным решением УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009, ООО «Евро-Строй-Сервис» обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение о включении сведений ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков является необоснованным и незаконным, ущемляющим права и законные интересы заявителя.
Однако выводы суда первой инстанции являются ошибочными.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 94-ФЗ) в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой (часть 1 статьи 19 Закона № 94-ФЗ).
В случае поступления сведений об уклонении участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта и отсутствия документов, свидетельствующих об отказе участника размещения заказа от заключения контракта, в течение 10 дней уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку факта уклонения участника от заключения контракта. В случае подтверждения факта уклонения участника размещения заказа от заключения контракта уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти осуществляет размещение сведений, предусмотренных частью 3 данной статьи, в реестре недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней со дня подтверждения указанного факта (часть 8 статьи 19 Закона № 94-ФЗ).
Таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная антимонопольная служба (пункт 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 в редакции от 08.02.2007).
В соответствии с ч. 11 ст. 19 Закона № 94-ФЗ порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 № 292 утверждено Положение «О ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков».
Пунктами 11, 12 приказа Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 № 267 функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках, проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России для федеральных нужд территориальных подразделений федеральных органов государственной власти, ведению реестра недобросовестных поставщиков, включению и исключению сведений из реестра недобросовестных поставщиков возложены на территориальные органы ФАС России.
В силу вышеуказанных норм, уполномоченным принимать решения по ведению реестра недобросовестных поставщиков является, в настоящем случае, УФАС по Ульяновской области, которым и принято было решение о включении ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме (часть 1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ).
Порядок проведения открытого аукциона в электронной форме установлен в статье 41 Закона № 94-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 41 данного Закона для участия в открытом аукционе, проводимом в электронной форме, участники размещения заказа должны зарегистрироваться на сайте в сети Интернет в порядке, указанном в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме.
В части 4 статьи 41 Закона № 94-ФЗ порядок пользования сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положение о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 № 179.
В силу пункта 3 Положения, проведение открытых аукционов осуществляется заказчиком или органом исполнительной власти, уполномоченным на размещение заказов.
Регламент проведения открытого аукциона в электронной форме при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ульяновской области утвержден распоряжением Министерства экономики Ульяновской области от 23.09.2008 №175 и размещен на официальном сайте www.ui-gosak.ru.
Пунктами 2.8, 2.10 указанного Регламента определено, что регистрация участника размещения заказа осуществляется в Системе однократно с возможным последующим продлением регистрации с генерацией имени пользования и пароля.
ООО «Евро-Строй-Сервис» было зарегистрировано в комплексной Системе управления процессом организации государственных закупок на базе АЦК-ГОСЗАКАЗ «УЛЬЯНОВСК» (SPECIAL) в качестве пользования системы.
Таким образом, зарегистрированный в Системе участник размещения заказа может зарегистрироваться на любой выбранный им открытый аукцион в электронной форме в любой момент с даты и времени начала регистрации участников размещения заказа, указание в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме путем авторизации на сайте, активировав ссылку «Регистрация» раздела «Электронные аукционы».
Как следует из материалов дела, извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №046.ЭА-2009, было опубликовано в официальном издании «Бюллетень госзакупок Ульяновской области» №31 (176) от 06.05.2009 и размещено на официальном сайте www.ul-goszak.ru в сети Интернет, таким образом, данное извещение было доступно неограниченному кругу лиц.
Подавая заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, потенциальный участник размещения заказа фактически соглашается со всеми условиями, указанными в извещении о проведении аукциона №046.ЭА-2009 и документацией об аукционе, подтверждая тем самым свое соответствие всем условиям проводимых торгов.
Ссылка суда первой инстанции о том, что направление ООО «Евро-Строй-Сервис» заявки на участие в аукционе вызвано неполной информацией об объекте работ, как памятника культурного наследия, связанной, в том числе с отсутствием такой информации в одном из извещений о проведении аукциона, является необоснованной, поскольку в извещении №046.ЭА-2009, опубликованном в официальном печатном издании, содержалась краткая информация о поведении процедуры торгов и был указан официальный сайт, на котором размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме: www.ul-goszak.ru. Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме №046.ЭА-2009 на сайте имело в своем содержании сведения согласно пункту 2 статьи 41 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, в том числе и условия выполнения работ, а именно - для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия. В извещении на официальном сайте была определена дата и время начала регистрации на сайте участников открытого аукциона в электронной форме и дата и время начала проведения открытого аукциона.
Факт ознакомления с извещением № 046.ЭА-2009, размещенном на официальном сайте www.ul-goszak.ru, ООО «Евро-Строй-Сервис» не оспаривается.
ООО «Евро-Строй-Сервис» приняло участие в открытом аукционе в электронной форме №046.ЭА-2009, следовательно, подтвердило свое соответствие всем условиям проводимых торгов на право заключить государственный контракт на выполнение общественных работ в рамках ведомственной целевой программы «Пожарная безопасность учреждений, подведомственных Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области» на 2009-2011 годы.
В силу статьи 5 Закона № 94-ФЗ под размещением таких заказов понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов нa поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела следует, что последнее предложение о цене контракта по рассматриваемому аукциону поступило от ООО «Евро-Строй-Сервис» и составило 409500,00 руб., протоколом о проведении аукциона в электронной форме от 18.05.2009 № 07-19/2009-ЭА-046-01 победителем аукциона было признано ООО «Евро-Строй-Сервис».
21.05.2009 ООО «Евро-Строй-Сервис» отказалось от заключения государственного контракта в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
Частью 12 статьи 41 Закона № 94-ФЗ определено, что в случае, если победитель аукциона в срок, указанный в извещении о проведении открытого аукциона, не представил заказчику подписанный контракт, а также обеспечение исполнения контракта в случае, если заказчиком, уполномоченным органом было установлено требование обеспечения исполнения контракта, победитель аукциона признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
Вывод суда первой инстанции о том, что УФАС по Ульяновской области при принятии оспариваемого решения не оценены действия аукционной комиссии, допустившей к участию в аукционе и признавшей победителем лицо, не имеющее правомочий на выполнение указанного вида работ, апелляционный суд считает ошибочным, поскольку в соответствии ст. 41 Закона № 94-ФЗ отсутствует процедура по рассмотрению аукционной комиссией заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствие участников размещения заказа требованиям, установленным в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Следовательно, любой зарегистрированный в Системе участник, заинтересованный в заключение контракта, вправе был зарегистрироваться на участие в рассматриваемом открытом аукционе в электронной форме, без предварительного отбора.
Ссылка суда первой инстанции относительно того, что УФАС по Ульяновской области, признав в оспариваемом решении ООО «Евро-Строй-Сервис» необоснованно уклонившимся от заключения контракта, тем самым по существу сделало вывод о том, что ООО «Евро-Строй-Сервис» было обязано заключить контракт, является необоснованной, поскольку противоречит материалам дела.
Исходя из основных начал (принципов) гражданского законодательства, в частности принципов разумности и добросовестности участников регулируемых отношений (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также с учетом положений абз. 3 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает, что ООО «Евро-Строй-Сервис» участвуя в аукционе и подавая ценовое предложение, заранее зная, что для заключения государственного контракта необходимо наличие действующей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия, которой ООО «Евро-Строй-Сервис» не обладает, ООО «Евро-Строй-Сервис» должно было предвидеть наступление для себя негативных последствий, в том числе невозможность заключения контракта и последующее включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял акт, решение.
Материалами дела подтверждается, что в рассматриваем случае УФАС по Ульяновской области доказано наличие в действиях ООО «Евро-Строй-Сервис» нарушения Закона № 94-ФЗ.
Исходя из части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку оспариваемое решение УФАС по Ульяновской области о включении ООО «Евро-Строй-Сервис» в реестр недобросовестных поставщиков соответствует требованиям Закона № 94-ФЗ и данное решение вынесено в пределах предоставленных ему законом полномочий и с соблюдением установленной законодательством процедуры, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Вывод суда первой инстанции о том, что резолютивная часть решения УФАС по Ульяновской области от 11.06.2009 по рассматриваемому делу является неконкретной и неопределенной, необоснован.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 09 декабря 2009 года подлежит отмене с принятием нового судебного акта по делу об отказе в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2009 года по делу № А72-16600/2009 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Евро-Строй-Сервис» о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 11.06.2009 о включении в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи <...>, судей <...>, при ведении протокола помощником судьи <...>,  с участием:....

[format] => full_html [safe_value] =>

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи <...>, судей <...>, при ведении протокола помощником судьи <...>,  с участием:....

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2010-03-30 00:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1320766544 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 1 [comment_count] => 0 [name] => admin [picture] => 0 [data] => a:1:{s:7:"contact";i:0;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )