А К Т № 12

Категория отчета:

 

А К Т № 12

проверки соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком ФКУ Исправительная колония № 10 УФСИН России по Ульяновской области» при осуществлении закупки у единственного исполнителя № 0368100004817000011 на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции

 

 

05.07.2017 года                                                                                                                         г. Ульяновск

 

На основании приказа от 03.07.2017 г. № 91 по Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (Ульяновское УФАС России) нами, Поповым Константином Юрьевичем, врио руководителя управления (руководитель инспекции), Бокач Екатериной Борисовной, начальником отдела (участник инспекции), Губайдуловой Динарой Альфредовной, специалистом - экспертом (участник инспекции), проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком – Федеральным казенным учреждением Исправительная колония № 10 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее – ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области) при осуществлении закупки у единственного исполнителя  № 0368100004817000011 на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции (начальная (максимальная) цена контракта – 212 035,59 руб.).

 

Проверка начата 03.07.2017 г., окончена 05.07.2017 г.

 

Юридический адрес ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области: 433512, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Промышленная, д. 3.

 

Начальник ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области: <…>

 

Место проведения контрольного мероприятия: проверка проводится камерально по адресу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - 432970, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 2.

 

Контрольным мероприятием установлено:

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон) контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).

В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99, с учетом части 4 статьи 99 осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок путем внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что  контрольный орган проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

 

Вх. № 2386 от 11.04.2017 г. в Ульяновское УФАС России от ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области поступило уведомление о заключении договора № 308/2017/53 от 10.04.2017 г. с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» на оказание услуг по лабораторным исследованиям и инструментальным измерениям (цена контракта – 212 035,59 руб.).

 

Вх. № 99/ог от 14.04.2017 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение <…> о неправомерном использовании ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области возможности осуществления закупки у единственного исполнителя при размещении извещения № 0368100004817000011 на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции.

 

Исх. № 1815-03 от 18.04.2017 г. в адрес ФКУ Исправительная колония № 10 УФСИН России по Ульяновской области был сделан запрос о предоставлении нормативного обоснования заключения указанного договора.

 

Вх. № 2635 от 24.04.2017 г. в Ульяновское УФАС России от ФКУ Исправительная колония № 10 УФСИН России по Ульяновской области поступили запрашиваемые материалы, содержащие, в том числе, указание на следующее.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» является бюджетным учреждением, подведомственным Управлению Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; выполняет перечень и объем мероприятий и работ по обеспечению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контроля в сфере защиты прав потребителей и соблюдения правил продажи отдельных видов товаров, выполнения работ, оказания услуг – проводит на основании решения Управления необходимые для осуществления надзора и контроля исследования, испытания, измерения, экспертизы и иные виды оценок.

 

В связи с тем, что из анализа содержания представленных документов и сведений которых не представлялось возможным установить исключительность полномочий ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» на оказание услуг по лабораторным исследованиям и инструментальным измерениям, исх. № 2329-03 от 12.05.2017 г. с целью уточнения правовой позиции по указанному вопросу Ульяновским УФАС России был сделан запрос в Федеральную антимонопольную службу России.

 

Вх. № 3847 от 21.06.2017 г. в Ульяновское УФАС России поступил ответ ФАС России (исх. № АЦ/40449/17 от 15.06.2017 г.).

 

В ходе проверки были рассмотрены следующие материалы:

 

  1. Письмо ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области (исх. № 75/ТО/56/25-2438 от 10.04.2017 г.);
  2. Копия договора № 308/2017 от 10.04.2017 г.;  
  3. Извещение о проведении закупки № 0368100004817000011 на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции (начальная (максимальная) цена контракта – 212 035,59 руб.) от 03.04.2017 г.;
  4. Обращение <…> (вх. № 99/ог от 14.04.2017 г.);
  5. Запрос Ульяновского УФАС России (исх. № 1815-03 от 18.04.2017 г.), направленный в адрес ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области;
  6. Письменные пояснения ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области (вх. № 2635 от 24.04.2017 г.) (с приложениями);
  7. Запрос Ульяновского УФАС России (исх. № 2329-03 от 12.05.2017 г.), направленный в адрес ФАС России;
  8. Письмо Ульяновского УФАС России (исх. № 2368-03 от 15.05.2017 г.), направленное в адрес <…>;
  9. Письмо ФАС России (исх. № АЦ/40449/17 от 15.06.2017 г.).

 

Контрольным мероприятием установлено следующее:

 

В единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 03.04.2017 г. было опубликовано извещение о размещении заказа у единственного исполнителя  № 0368100004817000011 на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции (начальная (максимальная) цена контракта – 212 035,59 руб.) на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

10.04.2017 г. заказчиком ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области был заключен договор № 308/2017 на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» (цена договора – 212 035,59 руб.).

Вх. № 2386 от 11.04.2017 г. ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области уведомило Ульяновское УФАС России о заключении вышеуказанного договора.

 

В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

 Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком  в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Исключительность полномочий соответствующих органов или предприятий на оказание определенных услуг должна подтверждаться соответствующими документами и сведениями.

 

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Согласно приказу Роспотребнадзора от 01.02.2011 г. № 27 «Об утверждении Перечня подведомственных Роспотребнадзору федеральных бюджетных и казенных учреждений здравоохранения и науки» ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» является бюджетным учреждением, подведомственным Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Пунктом 14.1 Устава ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 337 от 31.03.2011 г., бюджетное учреждение осуществляет санитарно-эпидемиологические экспертизы, обследования, исследования, испытания, а также токсикологические, гигиенические и иные виды оценок и экспертизы (в том числе, при действиях в условиях гражданской обороны и чрезвычайных ситуациях).

Из анализа вышеизложенного следует, что у ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» отсутствуют исключительные полномочия по оказанию услуг по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований, и указанные услуги могут осуществлять юридические лица, индивидуальные предприниматели.

При этом наличие в Уставе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» указания на осуществление санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, а также токсикологических, гигиенических и иных видов оценок и экспертиз не свидетельствует об исключительности полномочий учреждения на их проведение.

В соответствии с частью 2статьи 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.

Вместе с тем, ни уведомление ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области (исх. № 75/ТО/56/25-2438 от 10.04.2017 г.), ни представленные на запрос письменные пояснения (вх. № 2635 от 24.04.2017 г.) не содержат указания на исключительность полномочий ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции.

 

Учитывая изложенное, заключение контракта на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции на основании пункта 6 части статьи 93 Закона о контрактной системе  с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ульяновской области» как с единственным исполнителем является нарушением законодательства о контрактной системе.

Указанная позиция подтверждается письмом ФАС России (исх. № АЦ/40449/17 от 15.06.2017 г.).

Таким образом, в ходе проведения проверки в действиях заказчика – ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области выявлены нарушения части 5 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в части неправомерного осуществления закупки № 0368100004817000011 у единственного исполнителя.

 

Следовательно, в действиях должностного лица заказчика содержаться признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 статьи 7.29, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей.

 

Кроме того, Инспекция Ульяновского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

В соответствии с извещением № 0368100004817000011 на оказание услуг по лабораторным исследованиям пищевой продукции (начальная (максимальная) цена контракта – 212 035,59 руб.) от 03.04.2017 г. закупка проводится заказчиком на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта превышает сто тысяч рублей, договор № 308/2017 от 10.04.2017 г. не может быть заключен на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона, в связи с чем ссылка в преамбуле договора на пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является необоснованной.

 

 

Заключение:

 

В действиях заказчика – ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области установлены нарушения части 5 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в части неправомерного осуществления закупки у единственного исполнителя.

 

В действиях должностного лица ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области установлены признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ: принятие решения о способе определения исполнителя, в том числе решения о закупке услуг для обеспечения государственных нужд у единственного исполнителя, с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

Акт составлен в одном экземпляре на трех листах.

 

Копия акта направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в адрес ФКУ ИК-10 УФСИН России по Ульяновской области.

 

 

 

Руководитель инспекции

(врио руководителя управления)                                                                                  Попов К.Ю.

 

Участник инспекции

(начальник отдела)                                                                                                          Бокач Е.Б.

 

Участник инспекции

(специалист-эксперт)                                                                                                      Губайдулова Д.А.