Акт №4 внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе Законодательным Собранием Ульяновской области

Категория отчета: Статистика и отчеты

А К Т № 4

проверки соблюдения законодательства о контрактной системе Законодательным Собранием Ульяновской области (государственным заказчиком) при проведении электронного аукциона 0168200002416000382

 

24.03.2016 года                                                                                                                         г. Ульяновск

 

На основании приказа от 22.03.2016 г. № 33 по Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (Ульяновское УФАС России) нами, <…>, врио руководителя управления (руководитель инспекции), <…>, начальником отдела (участник инспекции), <…>, ведущим специалистом - экспертом (участник инспекции), проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения законодательства о контрактной системе Законодательным Собранием Ульяновской области (государственным заказчиком) при проведении электронного аукциона 0168200002416000382 (начальная (максимальная) цена контракта – 300 000, 00 руб., протокол рассмотрения единственной заявки – 25.02.2016 г.)),

 

Проверка начата 22.03.2016 г., окончена 24.03.2016 г.

 

Юридический адрес Законодательного Собрания Ульяновской области: 432970, г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 1

 

Председатель Законодательного Собрания Ульяновской области: <…>

Место проведения контрольного мероприятия: проверка проводится камерально по адресу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - 432970, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 2.

 

Контрольным мероприятием установлено:

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон) контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссией по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).

В соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99, с учетом части 4 статьи 99 осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок путем внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что  контрольный орган проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

 

Вх. № 60/ог от 24.02.2016 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступило обращение Д<…> о нарушении Закона о контрактной системе при проведении аукциона в электронной форме № 0168200002416000382 (заказчик – Законодательное Собрание Ульяновской области,  начальная (максимальная) цена контракта – 300 000, 00 руб., протокол рассмотрения единственной заявки – 25.02.2016 г.)).

По мнению Д<…>  приложение № 1 к документации об электронном аукционе № 0168200002416000382 «Описание объекта закупки и количество» в нарушении законодательства о контрактной системе не содержит информацию о количестве публикаций, требуемых заказчику.

Кроме того, Д<…> считает, что требование к участникам закупки о сроке работы Интернет - портала – не менее 5 лет является субъективным показателем и ограничивает количество участников закупки.    

 

Исх. № 1109-03 от 02.03.2016 г. Ульяновским УФАС России в адрес Законодательного Собрания Ульяновской области был направлен запрос о предоставлении письменных пояснений относительно доводов заявителя, а также документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по информационному освещению деятельности ЗСУО на интернет сайте № 0168200002416000382, протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона и заявку единственного участника закупки.

Вх. № 1330 от 14.03.2015 г. в Ульяновское УФАС России от Законодательного Собрания Ульяновской области поступили запрашиваемые документы и сведения, а также письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Приложением № 1 к документации об электронном аукциона № 0168200002416000382 «Описание объекта закупки и количество» определены сроки размещения материалов, а именно «Пресс-релизы ежедневно», которые фактически содержат указание на их количество (не менее 1 в день).

Установление конкретных качественных и количественных показателей товара, работ, услуг является правом заказчика.

При этом требования к участникам закупки, установленные в закупочной документации, не ограничивают количество участников закупки.

Кроме того, Законодательное Собрание Ульяновской области указало, что Д<…> не представлено доказательств ограничения в участников закупки.

Вх. № 1574 от 22.03.2016 г. в Ульяновское УФАС России от Законодательного Собрания Ульяновской области поступили дополнения к пояснениям, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Целью осуществления закупки являлось информационное освещение деятельности Законодательного Собрания Ульяновской области на интернет-сайте.

Документацией об электронном аукционе было установлено требование к сроку работы интернет – сайта – не менее 5 лет.

Указанное требование подразумевает требование к одной из функциональных характеристик объекта закупки, заключающейся в продолжительности функционирования сайта в сети «Интернет», при помощи которого должна оказываться требуемая заказчику услуга.

 

В ходе проверки были рассмотрены следующие материалы:

 

1.                  Заявление Д<…>  (№ 60/ог от 24.02.2016 г.);

2.                  Пояснения Законодательного Собрания Ульяновской области (вх. № 1330 от 14.03.2016 г., вх. № 1574 от 22.03.2016 г.);

3.                  Извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002416000382;

4.                  Протоколы, составленные в ходе осуществления закупки № 0168200002416000382;

5.                  Заявка единственного участника закупки № 0168200002416000382.

 

Контрольным мероприятием установлено следующее:

В единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 16.02.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002416000382 на оказание услуг по информационному освещению деятельности ЗСУО на интернет-сайте (начальная (максимальная) цена контракта – 300 000, 00 руб., протокол рассмотрения единственной заявки – 25.02.2016 г.)).

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион № 0168200002416000382 был признан несостоявшимся. 

Решением единой комиссии заявка единственного участника закупки (ООО «Симбирск-Паблисити») была признана соответствующей требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе.

11.03.2016 г. между Законодательным Собранием Ульяновской области и ООО «Симбирск-Паблисити» был заключен государственный контракт на оказание услуг по информационному освещению деятельности ЗСУО на интернет-сайте. 

 

В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено следующее. 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, правилом, устанавливающим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.  

Кроме того согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации предметом электронного аукциона № 0168200002416000382 является оказание услуг по информационному освещению деятельности ЗСУО на интернет-сайте. 

Пункт 10 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» документации предусматривает, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации об электронном аукционе.

В приложении № 1 «Описание объекта закупки и количество» документации об аукционе содержатся характеристики услуг, а также требования к оказываемым услугам, в том числе, срок работы Интернет - портала – не менее 5 лет.

Вместе с тем, в данном случае, срок работы Интернет - портала напрямую связан с исполнителем требуемой заказчику услуги и подразумевает наличие опыта работы исполнителем в целом, что противоречит части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, возможность государственных заказчиков произвольно устанавливать требования к опыту работы исходя только из собственных потребностей не основаны на нормах действующего законодательства, противоречат положениям Закона о контрактной системе, не допускающего, в том числе, необоснованное ограничение круга потенциальных участников закупки.

При этом в рамках  представленных письменных пояснений, Законодательным Собранием Ульяновской области не были представлены документальные доказательства (с нормативным подтверждением) о наличии потребности заказчика в установлении указанных требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, в действиях заказчика установлено нарушение пункта 1 части 1,  части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что государственный контракт № 24 на оказание услуг по информационному освещению деятельности ЗСУО на интернет-сайте заключен 11.03.2016 г., Инспекция Ульяновского УФАС России решила предписание на устранение выявленных нарушений не выдавать.

  

Довод заказчика о том, что указанное требование подразумевает требование к одной из функциональных характеристик объекта закупки, заключающейся в продолжительности функционирования сайта в сети «Интернет», при помощи которого должна оказываться требуемая заказчику услуга, не может быть принят во внимание Инспекцией Ульяновского УФАС России, поскольку пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе запрещает установление требований, в том числе, к услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Ссылка заказчика на недоказанность заявителя обращения ограничения потенциальных участников закупки является несостоятельной, поскольку доказательств обратного заказчиком не представлено.

Кроме того, факт возможного ограничения количества участников закупки подтверждается  протоколом рассмотрения первых частей заявок от 25.02.2016 г., согласно которому электронный аукцион № 0168200002416000382 был признан несостоявшимся, поскольку на участие в закупке была подана единственная заявка от участника закупки.

 

Относительно довода Д<…> об отсутствии в аукционной документации информации о количестве публикаций, требуемых заказчику Инспекция Ульяновского УФАС России сообщает следующее.

В приложении № 1 «Описание объекта закупки и количество» документации об аукционе содержится характеристика услуг, в том числе, информация о ежедневном размещении пресс-релизов, что предполагает размещение пресс-релизов один раз в день, в связи с чем, довод Дручинина Е.В. об отсутствии в аукционной документации сведений о количестве публикаций является необоснованным. 

 

В соответствии с пунктом 3.2. Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков (утвержден постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П) заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать, в том числе описание объекта закупки и показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика.

Учитывая изложенное, нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе было допущено со стороны заказчика.

Указанное нарушение, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

 

Заключение:

 

1.                  В действиях заказчика при проведении электронного аукциона № 0168200002416000382 установлено нарушение пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2.                  Учитывая, что государственный контракт № 24 на оказание услуг по информационному освещению деятельности ЗСУО на интернет-сайте заключен 11.03.2016 г., предписание на устранение выявленных нарушений не выдавать.

3.    В действиях должностного лица Законодательного Собрания Ульяновской области имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части утверждения аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе.

 

Акт составлен в одном экземпляре на трех листах.

 

Копия акта направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении в адрес Законодательного Собрания Ульяновской области.

 

 

Руководитель инспекции

(врио руководителя управления)                                                                                   <…>

 

Участник инспекции (начальник отдела)                                                                     <…>

 

Участник инспекции

(ведущий специалист-эксперт)                                                                                      <…>