Если нет конкретного критерия сравнения, имеющего объективное подтверждение, то про некоторые слова в рекламе лучше забыть

ФАС И РЕКЛАМА. Число нарушителей рекламного законодательства, закона о защите конкуренции, использующих в своей рекламе без должного обоснования слова «лучший», «номер один» и т.п., а также считающих, что их цена «самая низкая», не уменьшается. Это следует из анализа деятельности территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы (УФАС) России за последний месяц.

 

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Сотрудники Брянского УФАС обратили внимание на рекламу на фасаде одного из зданий в Брянске – она висела при входе в ресторан быстрого питания. Реклама сообщала о «самой вкусной пицце» в данной точке общепита.

Антимонопольщики не в первый раз обращают внимание на то, что употребление слов в превосходной степени в рекламе возможно только при наличии маркетингового исследования, которое подтверждает сделанное утверждение. Однако доказательств проведённого исследования ресторан быстрого питания представить не сумел, то есть факт о «самой вкусной пицце» не подтвердился…

Комиссия Брянского УФАС признала рекламу ненадлежащей, а юридическое и должностное лица, виновные в её размещении, привлечены к административной ответственности.

 

ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ. Вологодское УФАС возбудило дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ПАО «МТС».

В антимонопольный орган поступило обращение гражданина, который сообщил, что на баннерах по адресам: Ленинградская улица, 85, улица Мира, 82, и Зосимовская улица, 91, в Вологде размещалась реклама следующего содержания:

«Самый быстрый интернет» и «Интернет лидер страны».

В силу пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рекламодатель данной рекламы – ПАО «МТС». Ему придётся доказать, что у него «самый быстрый интернет» и он «лидер страны».

 

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Открытие фитнес-клуба verso fitness в Иванове рекламировалось с нарушением требований закона о рекламе – к такому решению пришла комиссия Ивановского УФАС.

Ранее в антимонопольный орган обратился гражданин, которому использованная в рекламе фраза «тренируйся с лучшими» показалась нечестной по отношению к другим фитнес-центрам города. С ивановцем согласились и члены экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Ивановском УФАС. Согласно их единогласному решению такая реклама является недостоверной и недобросовестной.

После возбуждения антимонопольным органом дела по факту нарушения закона рекламодатель пояснил, что в ролике указанная фраза не использовалась в контексте «самый лучший фитнес-клуб», а употреблялась в отношении тренерского персонала, который выбирается с особой тщательностью. Однако действующее законодательство запрещает использование в рекламе некорректных сравнений с конкурентами; кроме того, какая-либо сравнительная характеристика допускается только со ссылкой на критерий, по которому проводится сравнение товаров или услуг.

Индивидуальный предприниматель (ИП), ответственный за распространение рекламы фитнес-клуба, признал, что допустил нарушение по незнанию закона. Комиссия Ивановского УФАС выдала ему предписание о прекращении распространения незаконной рекламы.

 

МОСКВА. Московское УФАС признало ЦИАН виновным в нарушении пункта 1 статьи 14.3 закона о защите конкуренции. Оно выразилось в некорректном сравнении ресурса по поиску недвижимости с аналогичными ресурсами конкурентов.
Столичный антимонопольный орган установил, что ЦИАН в YouTube и на своём сайте распространял рекламную информацию с утверждениями

«… крупнейший интернет сервис …», «… самая большая и актуальная база объявлений …», «… лидер онлайн недвижимости России …» и др.

При этом доказательств преимуществ перед конкурентами за счёт ссылок на подтверждающие ресурсы или исследования указано не было.
Ведомство отмечает, что действия интернет-ресурса по поиску недвижимости были направлены на привлечение потребителей конкурентов не за счёт улучшения качества и ассортимента, предлагаемых к продаже товаров или оказываемых услуг, а за счёт недобросовестных по отношению к конкурентам действий.
В отношении ЦИАН будет рассмотрен вопрос о привлечении компании к административной ответственности в соответствии со статьёй 14.33 КоАП РФ, которая предусматривает штрафные санкции в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

 

ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ. Реклама оренбургского магазина на рекламной конструкции содержала выражение:

«Лучшие цены на летние шины».

Она и привлекла внимание Оренбургского УФАС, так как использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами путём употребления слова «лучший» должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Однако выражение «Лучшие цены на летние шины» не сопровождается подтверждением того, что цены у данного продавца «лучше», а именно: какого-либо критерия, по которому осуществлялось такое сравнение, в спорной рекламе не приведено; причина, по которой необходимо выбирать именно рекламируемые товары, также не указана.

При распространении данной рекламной информации Оренбургское УФАС усматривает признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 5 закона о рекламе. Возбуждено дело.

 

РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ. В ходе мониторинга наружной рекламы в Абакане Хакасское УФАС выявило рекламу, содержащую выражение «самые низкие цены». Рекламодатель (ИП) не представил доказательств, которые бы подтверждали, что именно в данном магазине самые низкие цены.

Комиссия антимонопольного органа признала рекламу ненадлежащей, поскольку она не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе. В настоящее время решается вопрос о возбуждении в отношении ИП дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

 

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Самарское УФАС возбудило дела по признакам нарушения закона о рекламе в отношении двух рекламодателей – ООО «Волга-АКБ» и ООО «Самара-трстайл».

В первом случае при проведении проверки было установлено, что в Самаре на Революционной улице на фасаде жилого дома ООО «Волга-АКБ» разместило рекламный баннер следующего содержания:

«Аккумуляторный мир … Лучший выбор» (также было указано наименование и адрес юридического лица, осуществляющего  коммерческую деятельность).

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Во втором случае при проведении мониторинга наружной рекламы в Самаре сотрудники управления на пересечении улицы Гагарина и Революционной улицы выявили рекламную конструкцию, на которой ООО «Самара-трстайл» разместило следующий текст:

«Лучшие цены. Горящие туры, тел. 247 … www.tourstyle.ru ул. Вилоновская д. …»

Здесь, как и в предыдущем случае, рекламодатель нарушил требования пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе.

 

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тамбовское УФАС признало рекламу магазина «Мир мебели» нарушающей требования закона о рекламе.                                                 

Над входом в магазин «Мастер», расположенный по адресу: Тамбов, Советская улица, 191а, размещалась информация следующего содержания:

«Мир Мебели» сеть мебельных магазинов. Огромный выбор – лучшие цены!»

При этом в рекламе отсутствовали сведения, подтверждающие, что магазин «Мир мебели» соответствует указанному в рекламе показателю относительно лучших цен.

В то же время в материалах дела представлены итоги опроса посетителей в период с 01.12.2015 по 30.12.2015, согласно которому магазин «Мир мебели» соответствует указанному в рекламе критерию. Однако поскольку в рекламе данная информация отсутствовала, то налицо нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 5 закона о рекламе.  

Материалы переданы уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении виновного лица.

 

ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ. В действиях ИП Сёминой Е.В. при размещении рекламы на электронном табло «Цветочная №1» над входом в магазин, расположенный по адресу: Тула, улица Халтурина, 2, выявлены признаки нарушения законодательства о рекламе.

ИП в рекламе сравнил свой цветочный магазин с другими цветочными магазинами  Тулы, используя обозначение «№1», создающего впечатление о преимуществе рекламируемого магазина. Г-жа Сёмина, по-видимому, не знала ФЗ «О рекламе», поэтому не указала конкретного критерия сравнения, имеющего объективное подтверждение.

Тульское УФАС в отношении ИП возбудило дело. На его рассмотрении предпринимательница пояснила, что не хотела рекламой указать на преимущество своего цветочного магазина, а её целью была нумерация торговой точки, и при открытии новых магазинов она хотела использовать «№2», «№3» и т.д. ИП свою вину признал и добровольно устранил нарушение рекламного законодательства.

Комиссия управления признала рекламу ненадлежащей, нарушение допущено по вине ИП. Материалы переданы должностному лицу для решения вопроса о привлечении к административной ответственности.

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

ИП Мамыкин А.В. сообщил в Ульяновское УФАС об исполнении предупреждения, выданного антимонопольным органом в целях пресечения недобросовестной конкуренции.

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в некорректном сравнении с неограниченным кругом хозяйствующих субъектов-конкурентов (их товаров), в том числе путём использования слов «самые низкие», «лучшие», «самые низкие цены среди наших конкурентов», «самые короткие сроки изготовления», создающих впечатление о превосходстве продукции мебельной фабрики «***».

Усмотрев в действиях ИП Мамыкина А.В. признаки нарушения требований пункта 1 статьи 14.3 закона о защите конкуренции, Ульяновское УФАС выдало предпринимателю предупреждение о необходимости прекращения распространения указанной информации на сайте в интернете, которое и было исполнено.

 

Алексей АНДРЕЕВ по материалам территориальных УФАС России