Что не так с конкурсом?

Процедура отбора подрядчиков для капремонта МКД станет более прозрачной.

На прошлой неделе ульяновский Фонд модернизации ЖКХ отменил набор подрядчиков на работы по капитальному ремонту семнадцатого года.
Набор начался 16 мая, но вскоре УФАС выдал Фонду предписание о его прекращении, усмотрев в процедуре нарушения федерального закона «О защите конкуренции».
Жалобы на регионального оператора в УФАС подали две питерские компании. Интересно, что одна из компаний по роду своей деятельности далека от капитального ремонта. Она является таможенным брокером и в ее уставе зарегистрировано бесконечное количество видов деятельности. Другой жалобщик, правда, имеет строительную специализацию, но оба его филиала расположены далеко от Ульяновской области: в Санкт-Петербурге и Владивостоке. Таковы результаты проверки регистрационных документов компаний.
Ситуацию прокомментировала директор Фонда Нина Сидоранова: «Основная претензия к отбору 2017 года - укрупненные лоты. Почти триста домов разделены на три лота, что полностью соответствует Жилищному кодексу и областному законодательству о капремонте. Региональный оператор стремился создать фильтр для мелких подрядчиков, которые, не имея ни достаточных технических средств, ни квалифицированного персонала, ставят под угрозу качество и сроки капремонта».
По мнению УФАС, эта мера ограничивает конкуренцию. Служба признала жалобы обоснованными и решила, что Фонд также нарушает законодательство, потому что в лотах нет сведений об объемах работ, а также объединены «технологически и функционально» не связанные между собой работы: разработка проектно-сметной документации и ремонтные работы. Для компаний-конкурсантов это усложняет «разыгрывание» лотов.
Нина Сидоранова заверила, что, «не смотря на трудоемкость операции (придется собирать данные из разных источников), объемы работ будут включены в лоты, а лоты в свою очередь разделены на более мелкие территориально и по видам работ. Предписание федерального органа будет выполнено». Также руководитель регионального оператора заметила, что сегодня ни одна копейка за выполненные работы не уходит без подписи жильцов на актах: «Фонд не может оплатить больше, чем реально выполнено работ. Это гарантируется независимой оценкой проектной документации, сметной стоимости, строительным контролем».
Сложившаяся ситуация стала главной темой обсуждения парламентского комитета по жилищной политике, которое провел Геннадий Антонцев. По мнению председателя комитета, система регионального капремонта пока далека от совершенства. Например, информация о техническом состоянии большинства многоквартирных домов (МКД) - неполная или неточная, процедура отбора подрядчиков имеет некоторые законодательные изъяны, критерии отбора подрядчиков недостаточно объективны, а сами отборы могут быть успешно обжалованы на основе субъективных претензий. В результате манипуляций в процедуре отборов возникает риск некачественного ремонта, срыва сроков выполнения ремонтных работ.
Зампредседателя президиума областного совета собственников в ЖКХ Александр Потапов обратил внимание на то, что нужно разработать проекты типовой проектно-сметной документации, что значительно упростит, ускорит и удешевит процедуру отбора подрядчиков.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что процедура отбора подрядных организаций для капитального ремонта должна стать более открытой и прозрачной. Депутаты профильного комитета в ближайшее время тщательно проанализируют нормативно-правовые акты, регламентирующие отборы, для того чтобы выявить и устранить слабые места и недочеты законодательства.