ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК - ГОСУДАРСТВО

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

Затянувшиеся споры Минэкономразвития, Минфина и ФАС о том, какой должна быть система госзакупок, подходят к логическому завершению. Закон о Федеральной контрактной системе обещают принять уже в марте. Не останется ли малый бизнес за бортом внимания «заинтересованных сторон»?

ПОМАЛЕНЬКУ ДЛЯ МАЛОГО

Согласно нынешнему законодатель­ству при размещении госзаказа доля малого бизнеса должна составлять не менее 10%. По данным департамента госзакупок Министерства экономики Ульяновской области, в среднем эта квота выдерживается. Вот самые свежие данные: за первые два месяца 2013 года департамент разместил по обращениям госзаказчиков 2 млрд. рублей, из них 315 млн. рублей - для субъектов малого предпринимательства.

За два месяца до завершения срока своего президентства, в июле 2012 года, Дмитрий Медведев дал поручение: к 2018 году увеличить долю малого бизнеса в госзаказе до 30%. По логике, рост должен быть поступательным и ежегодным. В марте 2013-го на заседании коллегии Минэкономики Ульяновской области президент Ульяновского клуба бизнес­менов Вячеслав Гуринович проанализи­ровал данные единого сайта госзакупок РФ: все 200 заказов, проведенных за последние две недели, прошли на общих основаниях, с требованием обеспечения в полном объеме и заявки, и контракта. Авансовые платежи заказчика не преду­смотрены, срок оплаты контракта указан один и тот же - декабрь 2013 года. 99% заказчиков - регионы, 99% исполнителей -  московские фирмы. Особых условий для малого бизнеса отыскать не удалось.

Приемлемая цифра обеспечения заявки для малого бизнеса - порядка 5%, считает г-н Гуринович. От 20 до 70%, как того требует госзаказчик, - нереально. Ударом по малому бизнесу стала отмена поручи­тельства объединений предпринимате­лей как форма обеспечения контракта. Собственные средства или банковские кредиты - вариант далеко не для каждого.

По мнению директора департамента госзакупок Минэкономики Ульяновской области Инги Погореловой, обеспече­ние заявки для малого бизнеса можно снизить и до 1%, а авансовые платежи предусмотреть на товары, но не на услуги (печальный опыт некачествен­ного исполнения проавансированных госконтрактов накоплен не только в Ульяновской области).

Закон же о Федеральной контрактной системе (ФКС) предусматривает увели­чение квоты для малого бизнеса и не­коммерческих организаций с 10 до 15%.

-   Но повышать планку больше мы не можем, потому что тогда некоторые за­казчики просто не смогут закрыть свои потребности в товарах и услугах - малый бизнес не всегда может обеспечить пред­ложение, - заявил в интервью «Россий­ской газете» в конце 2012 года директор департамента развития Федеральной контрактной системы Минэкономразви­тия Кирилл Степанов. - Параллельно мы отказываемся от перечня товаров и услуг, которые закупаются у малого и среднего бизнеса, и даем заказчику возможность более гибко формировать лоты.

Справка «ДО»

В первом чтении закон «0 федераль­ной контрактной системе» принят в июне 2012 года, после чего поступило около тысячи поправок. Второе чтение было назначено на декабрь, затем перенесено на февраль 2013 года, да­лее - на конец марта. Если не случится очередных «накладок» и в весеннюю сессию Госдума примет закон о ФКС, с 1 января 2014 года он начнет действо­вать на территории России.

ДИНАМИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСЗАКАЗА

 

2010

2011

2012

Размещено средств

3,6 млрд. рублей

4,9 млрд. рублей

8,6 млрд. рублей

Количество процедур

2 тысячи

3,6 тысячи

5 тысяч

Экономия

283 млн. рублей

429 млн. рублей

709 млн. рублей

Источник: Департамент госзакупок Минэкономики Ульяновской области

ЦЕНА ИЛИ КАЧЕСТВО

Одним из самых слабых звеньев закона о размещении госзаказа (ФЗ-94) называют меновую доминанту: сегодня победите­лем конкурса становится тот, кто предложит исполнение за наименьшую цену. В официальных отчетах по госзакупкам «Экономия бюджетных средств» прохо­дит красной строкой. Но в этом таится бомба замедленного действия. Часто победителем, предложившим ценовой минимум, оказывается компания, не владеющая необходимыми компетенци­ями и ресурсами для исполнения заказа, Ущемляются интересы игроков рынка, процветает недобросовестная конкуренция, снижается ко­нечный результат исполнения контракта.

В законе о ФКС установлен ряд антидемпинговых мер, по­зволяющих отклонять заявки с необоснованно заниженными иенами. В одной из первых версий закона предполагалось, что как только участник аукциона опу­скается по цене ниже 25%, он должен в состав заявки положить обоснование этой экономии. Однако эта норма вы­звала критику, и в новой версии закона предложена иная схема. Для контрактов стоимостью более 15 млн. рублей участ­никам установят повышенный размер обеспечения исполнения контракта - в 1,5 раза выше указанного в документа­ции. Для менее дорогих контрактов предлагается «развилка»: поставщик по своему усмотрению может внести увеличенное обеспечение либо подтвер­дить свою добросовестность. Добросо­вестным будет считаться поставщик, у которого исполнены 75% контрактов за последний год до дня подачи заявки.

- Эта норма предлагается специально для поддержки малого и среднего биз­неса, - говорит Кирилл Степанов. - У таких предприятий, как правило, цена контрактов менее 15 млн. рублей, а по­вышенное финобеспечение может стать дополнительной нагрузкой.

И ЭТО ЖИЗНЬ

2013 год обещает стать переходным в реформировании системы госзакупок, поэтому данная тема стала предметом обсуждения коллегии Минэкономики Ульяновской области.

По информации областного Департа­мента госзакупок, 68% размещенных средств государственного и муниципаль­ного заказа осваиваются сегодня регио­нальными компаниями. 32% уходят за пределы области. Чаще всего это заказы на приобретение лекарственных средств и медицинского оборудования, стра­хование ответственности физических и юридических лиц (страховой рынок региона представлен иногородними компаниями).

Ужесточение процедур подготовки и прохождения заказа требует высокой квалификации участников этой системы. И здесь - одно из слабых звеньев цепи. «Научишь специалиста - его тут же по­купает город», - замечает глава админи­страции Старомайнского района Сергей Талант. А директор института экономики и бизнеса УлГУ Евгений Белый, отмечая отсутствие стратегии образования в области госзакупок, предлагает ввести систему аккредитации специалистов по закупкам. База для обучения подоб­ных специалистов в регионе есть: это и государственные вузы, и институты бизнес-образования, которые заявляют о готовности разработать специальные ускоренные программы.

Сможет ли Федеральная контрактная си­стема решить проблему своевременного финансирования госзаказа - это вопрос. Сегодня и заказчики, и исполнители становятся заложниками Бюджетного кодекса, не позволяющего заключать контракты, пока нет подтвержденного лимита на их финансирование. Знакомая картина: конкурс проведен весной, под­тверждение финансирования приходит в сентябре, в ноябре федеральные средства поступают в областной бюджет, в дека­бре их отдают муниципалитетам. Можно начинать работы по благоустройству! Этот «казус» всероссийского масштаба активно обсуждается на самых разных площадках. Вероятно, здравый смысл все-таки возобладает.

Пока же глава Счетной палаты Ульянов­ской области Игорь Егоров сообщил, что с 2013 года вводится новая система клас­сификации нарушений по итогам года. Будет новая категория - «Нарушения по госзаказу». А УФАС по Ульяновской области приводит такие цифры: в 2012 году число жалоб на заказчиков выросло на 60%, а сумма штрафных санкций на должностных лиц увеличилась на 40% (2,8 млн. рублей). «Мы пред­полагаем, что практика при­менения закона о ФКС также вызовет массу вопросов у всех участников», - говорит руко­водитель Ульяновского УФАС Геннадий Спирчагов.

Как бы то ни было, закон 94-ФЗ является, по сути, про­цедурным и регламентирует только стадию размещения заказа. В рамках же Федеральной контракт­ной системы регламентируется весь закупочный цикл: планирование и прогнозирование государственных и муниципальных нужд, формирование и размещение заказа, исполнение Кон­трактов и приемка результатов, контроль соблюдения требований заказчика. При­чем в контролеры обещано взять и обще­ственные организации, и объединения, и граждан. Закон о ФКС дает им право контролировать эффективность закупок, направлять заказчикам запросы о ходе исполнения контрактов, обращаться в контрольные и правоохранительные органы, вносить предложения по совер­шенствованию законодательства в сфере закупок. Предполагается, что процедуру общественного обсуждения и контроля пропишут отдельно - в правительствен­ном постановлении. Но прежде все-таки надо принять закон о ФКС.           

Евгения Зимина