• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

В Ульяновске появились прецедентные дела против монополистов

 

Региональное управление Федеральной антимонопольной службы подвело итоги работы за 2011 год и рассказало о самых резонансных делах. Как выяснилось, практически в каждой сфере деятельности, где есть доминирующий игрок, не обходится без нарушений прав потребителей. В 2011 году удалось выявить нарушения сразу в трех крупных компаниях, чья деятельность затрагивает всех ульяновцев: это ФГУП «Почта Росии»,ОАО «Ростелеком» и мобильный оператор «Билайн».

В случае с «Почтой России» дело было возбуждено по заявлению ульяновца, которому компания-монополист навязывала невыгодные для него услуги. «Почта России» отказалась отправить его корреспонденцию обычными заказными письмами и предлагала оформить «отправления 1-го класса», которые стоят дороже. Гражданин пожаловался в УФАС – и тем самым помог взыскать с нарушителя существенный штраф, более 1,5 млн рублей. Такая большая сумма штрафа соответствует требованиям законодательства: это 1% выручки на соответствующем рынке оказания услуг за предыдущий год.

В минувшем году специалистам УФАС удалось поставить точку в резонансном споре с ОАО «Ростелеком» о платной справке 09. Напомним, долгое время ОАО «ВолгаТелеком» (предшественник «Ростелекома») предоставляло услуги справочной службы «09» за деньги – девять рублей. Деньги взимались в тех случаях, когда в службу «09» обращались с неполными данными. УФАС выявило нарушение антимонопольного законодательства в этих действиях. В ноябре областной арбитражный суд утвердил мировое соглашение между нарушителем и УФАС, в соответствии с которым «Ростелеком» заплатит штраф в 100 000 рублей и до марта 2012 года разработает инструкцию, в которой будет расписано, в каких случаях услуги предоставляются бесплатно, а в каких – платно.

Как сообщил руководитель ульяновского УФАС Геннадий Спирчагов, важно, что ульяновский случай – первый, когда «Ростелекому» были успешно выдвинуты замечания антимонопольной службы. Благодаря этому разбирательству, удалось не только защитить права потребителей в Ульяновске, но и создать прецедент. В ряде других городов после этого случая сразу прекратились аналогичные нарушения.

Еще одна крупная компания, работающая с нарушениями, – это популярный мобильный оператор«Билайн» (ОАО «Вымпелком»). Компания активно рекламирует свои тарифные планы, но зачастую в рекламе не указаны существенные условия. В частности, один из жителей Ульяновска обнаружил, что при неиспользовании сим-карты длительное время с его счета ежедневно списывалось 5 рублей. Благодаря заявлению абонента, специалисты УФАС выяснили, что рекламные листовки тарифных планов «Монстр общения», «Мир Билайн», «Добро пожаловать» и «Тариф № 1» не предупреждали абонентов об этом условии. Данная реклама признана УФАС незаконной, штраф пока не наложен.

Как отметил Геннадий Спирчагов, оперативно выявленные нарушения со стороны крупных компаний, лидирующих или доминирующих на рынке, заставляют самих нарушителей и других участников рынка внимательнее относиться к требованиям законодательства. Причем и «Билайн», и «Почту России» за последние несколько лет еще ни разу не удавалось уличить в незаконной рекламе.

На пресс-конференции специалисты УФАС отметили, что в настоящее время ведомство занимается как антимонопольным регулированием товарных рынков, так и контролем в сфере размещения заказов. Причем по второму направлению работы даже больше. По фактам нарушения антимонопольного законодательства УФАС возбудило всего 60 дел, тогда как в сфере размещения заказов судебных дел за год набралось почти 400. Причем 66% нарушителей – муниципальные чиновники. Размещение госзаказов по-прежнему остается для многих ведомств непривычным делом, некоторые вопросы пытаются решить незаконными способами.

Геннадий Спирчагов привел пример: городской Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта предоставил большое количество дорожной техники предприятию «Ульяновскдорремсервис» – в безвозмездное пользование, без торгов. При этом в последующих конкурсах на право проведения ремонта дорог одним из условий было наличие большого количества техники. Так были нарушены права других предпринимателей на добросовестную конкуренцию. УФАС назначило председателю комитета 3 штрафа по 15 000 рублей. Сейчас этим вопросом также занимаются правоохранительные органы. Как отметил Геннадий Спирчагов, скорее всего, контракт должен быть признан недействительным, а техника – возвращена в комитет.

Геннадий Спирчагов также рассказал, что вмешательство ФАС в 2011 году периодически позволяло сэкономить бюджетные деньги при проведении торгов. Один из примеров – закупка оборудования для УЗИ областным Министерством здравоохранения с максимальной ценой контракта в 28 млн. рублей. Из-за того, что к исполнителю контракта предъявлялись необоснованные требования, предложить свои услуги фактически могла одна-единственная южнокорейская фирма – очевидно, именно ей достался бы контракт по максимально выгодной цене. После рекомендаций ФАС требования были изменены – и конкурс выиграла китайская фирма, предложившая вдвое меньшую цену.

Специалисты УФАС высказали свое отношение к торгам по программе «Уютный двор». Как отмечают эксперты, в торгах нужно было выделить несколько лотов, чтобы разделить большой объем работы между разными исполнителями. Тогда удалось бы успеть с ремонтом дворов в заявленные сроки. 

Но требования ФАС нарушают не только монополисты и муниципальные ведомства. Предприниматели тоже продолжают нарушать антимонопольное и рекламное законодательство. Всего за год состоялось 60 судебных дел, признано 100 нарушений. В сфере рекламы УФАС учитывает социальную значимость: особенно пристально ведомство следит за рекламой алкогольной продукции и пива, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и методов лечения, БАДов, финансовых услуг.

Сотрудники УФАС отмечают, что и сами ульяновцы стали активнее писать жалобызаявления в случае нарушения своих прав. В 2011 году рассмотрено 225 таких заявлений – это значительно больше, чем было в 2010 году. С таким уровнем активности горожан предприниматели, в частности, в сфере ЖКХ просто вынуждены соблюдать правила честной игры. Тех, кто позволяет себе пренебрегать требованиями закона, наверняка заставят задуматься санкции: в 2011 году наложено более 28 миллионов рублей штрафов (в 7 раз больше, чем в прошлом году).