Следить не за кем

Закон «О торговле», вступивший в силу 1 февраля, целым рядом своих мер, на первый взгляд, должен затрагивать интересы крупных торговых сетей. Однако применительно к нашему региону бояться его реализации в первую очередь следует владельцам ларьков и павильонов.

Закон родился в результате длительной и очень острой борьбы производителей продуктов и сетевых торговцев за прилавок. В итоге, как обещали, выиграть должен был потребитель. В ходе обсуждения документа его содержание изменялось самым серьезным образом, и в окончательном варианте условиями закона стали ограничение сроков возврата денег за поставленный товар, ограничение доли торговой компании на рынке, ограничение размеров так называемых бонусов, которые поставщики уплачивают торговцам, десятью процентами, а также появление у государства права регулировать цены в случае их непомерного роста.

На первых порах введение всех этих норм не на шутку напугало крупных сетевых игроков продовольственного рынка (ритейлеров). Владельцы крупнейших сетей супермаркетов заявили, что антимонопольная норма, запрещающая торговым сетям открывать новые магазины в тех регионах, где они уже покрыли 25 процентов рынка, напрочь лишает сети стимула к развитию. Статью, наделяющую правительство правом устанавливать предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров (на срок не более чем 90 дней, в случае, если в течение 30 дней рост розничных цен на них составит 30 и более процентов), ритейлеры и вовсе назвали антирыночной. Однако после того, как закон вступил в силу, стало ясно, что ничего страшного не произошло.

Представители ульяновской сетевой торговли в один голос заявили, что применительно к нашему региону во многих своих положениях Закон «О торговле» не актуален. По словам Евгения, представителя одной из крупнейших в Ульяновске сетей продуктовых супермаркетов, ограничение торговой наценки на социально значимые продукты питания произошло давно: «Доказательством тому служит то, что цены на многие продукты сегодня ниже, чем на продуктовых рынках города. Понижение торговой надбавки для одной группы товаров крупные магазины компенсируют за счет дополнительных накруток на другие, чаще всего алкоголь и сладости. Управляющий сетью магазинов заверяет, что сравнительно низкий уровень цен в супермаркетах продиктован низкой покупательской способностью населения и высокой конкуренцией в сфере. В этом смысле, считает он, главным регулятором их стоимости становится не закон с его административным влиянием, а рынок. «Проблемы длительных отсрочек и бонусов для нас также не актуальны – как правило, расчет с поставщиком производится до оговоренных в законе 60-100 дней, а системы выплат бонусов в том виде, в каком она существует в крупных городах, у нас в регионе не существует», – заверяет собеседник.

В вопросе, касающемся антимонопольной составляющей Закона «О торговле», разделяют взгляды местных ритейлеров и в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области. «Если говорить о вводимой предельно допустимой доле на местном рынке какой либо из сетей, то в этой части новый закон ФАС пока исполнить не может, потому что правительством РФ не утверждена единая методика расчета, рассказал руководитель Ульяновской ФАС Геннадий Спирчагов. – Однако проводимый нами по общей методике в 2008 году анализ ритейла в Ульяновске показал, что ни одна из сетей, имеющая свои магазины в Ульяновске, не превышает и 10-процентной доли от общего объема рынка. До обозначенных в законе 25 процентов каждой из них далеко, так что в ближайшие годы, скорее всего, контролировать нам будет некого». Зато куда более строго антимонопольное ведомство отныне намерено следить за проявлениями регионального протекционизма – новый закон запрещает всякие меры по поддержке местного производителя в ущерб интересам иногородних поставщиков. А факты такие имеются. В конце прошлого года в Ульяновское УФАС поступила жалоба из Омска от производителя водки «Пять озер». Крупный поставщик пожаловался ведомству на то, что региональные власти препятствуют распространению их продукции на территории Ульяновской области. В доказательство были приложены письма местных администраций с отказом.
В настоящее время УФАС по этому факту проводит расследование.

Лидер Ульяновского регионального отделения объединения предпринимателей «ОПОРА России» Анатолий Сага видит в новом законе угрозу прежде всего для представителей среднего и мелкого бизнеса. «Закон «Об основах регулирования торговой деятельности в РФ» изначально позиционировался как помощь малому бизнесу, а реально все то, что там написано по ограничению деятельности крупных торговых сетей, очень легко можно обойти, и на самом деле он будет действовать как раз в интересах супермаркетов.

Сага считает, что новый закон только закрепляет дискриминацию мелкого бизнеса в торговле. Закон разделяет понятия «стационарная» и «нестационарная» торговля.

«Какую долю в процентах занимает каждая конкретная сеть – не столь важно. Важно, что в целом существует административный ресурс, корпоративная сетевая политика, которая не позволяет развиваться местному производителю и которая ограничивает права малого бизнеса в сфере торговли». Анатолий Сага говорит, что в последние годы против временных сооружений (киосков, павильонов) в Ульяновске ведется настоящая травля. «Да, встречаются нарушители среди владельцев киосков, но немало противозаконного в супермаркетах. При этом сегодня тщательно скрываются нарушения со стороны сетей и всячески выпячиваются они же со стороны мелких торговых точек. Организовываются целые кампании с привлечением молодежи и «коллективными письмами» от пенсионеров. На днях в органы власти пришло одно такое послание с жалобой на киоск, в котором якобы торговали левой водкой, и требованием его закрыть. Я настоял на проверке этой торговой точки правоохранительными органами, но ничего не подтвердилось. И таких «жалоб», ставших еще одним инструментов недобросовестной конкуренции, становится все больше».