Госзаказ: панацея или новые «грабли»?

Заседание первого в новом году круглого стола «ДО» было посвящено реализации в Ульяновской области Федерального Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Наталья Аюкаева, начальник финансово-экономического управления Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области

Лиана Величко, начальник отдела контроля размещения заказа и антимонопольного контроля органов власти Ульяновского УФАС России

Расих Гатауллин, депутат Законодательного собрания Ульяновской области

Светлана Иванушкина, юрист ООО «Спектр»

Алексей Исютин, председатель Управления по муниципальным закупкам мэрии Ульяновска

Олег Коротков, генеральный директор ООО «Аметист»

Инга Погорелова, начальник Департамента государственных закупок Правительства Ульяновской области

Виктор Сидоренко, председатель ульяновского территориального объединения работодателей «Наш город»

Геннадий Спирчагов, руководитель Ульяновского УФАС России

Владимир Цыцулин, генеральный директор ОГУП «Ульяновскавтодор»

Хамза Ямбаев, председатель РОО «Ульяновское объединение предпринимателей»

ДО: Закону о госзаказе – пять лет. Можно ли утверждать, что система отлажена, аукционы прозрачны, а условия для участников госзакупок абсолютно равны?

Геннадий Спирчагов: - Несмотря на сложности и шероховатости, своих главных целей закон достиг. Наяву экономия бюджетных средств. По данным Правительства Ульяновской области, в результате конкурсных процедур сэкономлены сотни миллионов рублей. Налицо развитие реальной конкуренции: если раньше в госзакупках участвовала одна фирма, то сейчас - по 50-60. Проблему борьбы с коррупцией закон, пусть не в полной мере, но решает. В 2009 году Ульяновское УФАС России наложило штрафов на местных чиновников в размере более 6 млн. рублей и добилось 100% исполняемости предписаний.

Виктор Сидоренко: - Тем не менее, сегодня у процедуры проведения государственного заказа и торгов, пожалуй, самая высокая коррупционная емкость. В этой сфере сложился теневой рынок. Если производятся закупки за счет бюджетных средств - работают схемы «откатов», если производятся заказы на разрешительной основе – вступают в силу взятки. Однако все это происходит очень латентно и даже органично. С уважением и большой признательностью.

Владимир Цыцулин: - По роду своей деятельности торгами занимаюсь с 1996 года, мы одними из первых внедряли эту систему еще в Самарской губернии. Хочу сказать, что нужны еще какие-то мероприятия для того, чтобы торги были чистыми и нормальными. К сожалению, сегодня закон не защищает добросовестных предпринимателей. Много неясного с экономией средств, по крайней мере, в строительстве. Известно, что начальная цена формируется сметой, но смета складывается из расценок многолетней давности. Как предприниматель может построить за 50 копеек то, что стоит рубль?

Мы участвуем во многих в конкурсах, которые идут по стране, и видим, что средний сброс цен - до 22-30%. И, что интересно, сбрасывают не профессионалы, а конторы «Рога и копыта». Считаю, что зря отменили предквалификацию предприятий перед аукционами и торгами. Это нашей стране еще аукнется. Первая ласточка – разрушенная ГЭС. А сколько фактов замолчали?

Борьба с коррупцией? В этом плане у Ульяновской области своя специфика. Возьмем так называемые котировки муниципальных заказов, которые не требуют залоговой суммы. Выходят организации, роняют цену на 50% и в итоге не приходят заключать контракт. При этом они ничем не рискуют! В прошлом году сумма неосвоенных средств по линии «Росавтодора» составила по стране порядка 18 млрд. рублей.

Алексей Исютин: - В ФЗ-94 определяется три основных направления - прозрачность закупок, эффективность расходования бюджетных средств и создание конкурентной среды. И они устремлены в разные стороны. Прозрачность достигается за счет простоты процедур, на сегодняшний день этот принцип работает полностью.

Экономия - да, есть, но больше на бумаге. Потому что прозрачно и, как следствие - дешево. Но экономия не сопряжена с эффективностью. Так что говорить о высокой эффективности закупок мы не можем - это самое слабое место закона.

Конкуренция, на первый взгляд, есть. Вопрос - какая? К сожалению, недобросовестная. По статистике, до 2008 года в открытых конкурсах по размещению заказов было в среднем 20 участников. После изменений в законе, когда основным способом размещения заказов стал аукцион, - уже 87. Но это вовсе не способствовало расширению конкуренции и повышению экономии.

Очень часто итоги аукционов следующие. Первый вариант - «сговор» (когда из всех участников регистрируется только один или поступает единственное предложение по цене от одного участника при минимальном шаге аукциона). Второй вариант - необъективный демпинг цены (в лучшем случае, до уровня безубыточности, а иногда и ниже – до 70%).

После таких итогов аукционов говорить о закупке качественной продукции или качественном выполнении работ и услуг можно с малой долей вероятности.

А рассуждать о коррупции, взятках и откатах здесь просто нелогично - каким нужно быть кудесником, чтобы выполнить заказ за такую цену, да еще и «откатить»…

Что касается разговоров о том, что честному участнику на аукцион не пробраться - основная проблема идет от самих предпринимателей! Случается, когда из 40 участников торгов выполнять работы готовы восемь, а остальные пришли, чтобы получить деньги. Не откатишь - получишь демпинг! Это секрет Полишинеля. И что более печально - это превращается в системный организованный бизнес! Или, допустим, заявляется участник, который толком заявку не может оформить, но откройте его лицензию: там такой перечень работ - он разве только Байконур строить не может! Но не дай Бог жить или работать в здании, отремонтированном таким предпринимателем! Через несколько лет мы начнем пожинать плоды того, что настроено этими победителями аукционов.

Геннадий Спирчагов: - Организация работы по проведению закупок, сложившаяся на территории области, достаточно продумана. Вместе с тем, действительно профессиональный подход к системе госзаказа присутствует только в уполномоченном органе – Департаменте госзакупок Ульяновской области. Государственные заказчики области часто слабо владеют информацией относительно распределения обязанностей между уполномоченным органом и заказчиками, относительно требований к определению характеристик закупаемого товара, работ и услуг и требований законодательства к участникам размещения заказа. Несмотря на курсы, семинары, совещания – вопрос о квалификации кадров остается открытым.

УФАС по Ульяновской области неоднократно подчеркивало, что крайне важно выделить в структуре каждого органа, учреждения (вплоть до школ и больниц!) отдельную штатную единицу, которая будет отвечать исключительно за размещение заказов. Слишком важно это направление для государства и слишком велика ответственность за ошибки в данном направлении.

Инга Погорелова: - В Ульяновской области создана централизованная система управления закупками, разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты, а также сформированы механизмы реализации принципов и положений ФЗ-94 в рамках централизованной системы. Эффективность этой системы управления закупкам, высокий уровень прозрачности признаны и оценены на федеральном уровне.

Официальный сайт Ульяновской области www.gz.ulgov.ru вошел в число десяти лучших сайтов по госзакупкам и занял четвертую позицию в рейтинге 89 регионов России. А с 1 января 2009 года, который стал первым пробным годом работы в рамках новой электронной площадки, мы перешли на новый сайт www.ul-goszak.ru. Ульяновской области присвоен коэффициент информационной доступности 58,91%. Это означает, что с нашим сайтом достаточно легко работать, удобен поиск, есть нормативная база, контактная информация.

Что касается проблем при проведении процедур размещения заказов, то можно выделить четыре основных момента. Во-первых, частые и существенные изменения законодательства о размещении заказов. Во-вторых, отсутствие на федеральном уровне нормативных правовых актов, которые бы определяли номенклатуру товаров, работ, услуг и порядок формирования начальной (максимальной) цены контракта. В-третьих - недостаточная материально-техническая база, оснащенность государственных заказчиков. В-четвертых - недобросовестная конкуренция (сговор) со стороны некоторых поставщиков. Например, несколько компаний регистрируются на участие в аукционе, а на проведение аукциона приходит один. В итоге аукционы признаются несостоявшимся, и продукция (товар, работа, услуга) закупается по начальной цене.

Геннадий Спирчагов: - Сложно дать ответ на вопрос, почему участники отказываются вступать в нормальную конкуренцию… Возможное решение этой проблемы – возбуждение дел по закону о защите конкуренции в случае выявления фактов так называемого неконкурентного поведения со стороны участников (отсутствие реальной борьбы за заказ) и аннулирование торгов. Примеры возбуждения такого рода дел уже имеются.

Хамза Ямбаев: - Все предприниматели говорят о том, что коррупция - неизбежная составляющая любого конкурса, и не только в нашей области, но и в других регионах, в которых ульяновские компании участвуют. Без «отката», без какого-либо соглашения с заказчиком и даже со структурами, которые этот процесс контролируют, ничего не происходит. Особенно это заметно по автодорожной сфере - учитывая, что последние годы осуществлялось серьезное финансирование отрасли, проходили конкурсы, связанные со строительством, благоустройством дорог. В этой сфере непременно нужна предварительная квалификация участника: не может кто-то со стороны взять и заявиться, даже если у него на бумаге - наличие техники и квалификация в порядке. Невозможно отдать предпочтение неизвестной фирме. Всех под одну гребенку нельзя грести. Условия таких отраслевых конкурсов должны отличаться от обычных поставок канцтоваров.

Наталья Аюкаева: - Постановлением Правительства РФ утвержден перечень товаров, работ и услуг, которые можно размещать только через аукцион. Однако имеются работы, которые целесообразно выполнять на условиях конкурса. У нас есть комплекс лесохозяйственных работ, которые мы обязаны выставить на аукцион, где главным критерием выигрыша является цена. И больше ничего! И мы как заказчик не можем здесь предъявить к исполнителю дополнительные условия - наличие образования, техники, людей, которые могут на высоком профессиональном уровне выполнить эти работы. У нас такая ситуация сложилась в 2008 году, когда пришли люди и довели аукцион практически до нуля… Еще одна проблема - с реестром недоброкачественных поставщиков. В конце 2009 года у нас прошел аукцион на приобретение техники, но у победителя конкурса собственных средств не оказалось. Мы говорим: «Мы вас включим в реестр недоброкачественных поставщиков». А в ответ: «Включайте! Завтра я открою новую фирму».

Хамза Ямбаев: - Каждый год система исполнения госзаказа становится все больше, и доля естественных монополий здесь уменьшается. И коль жизнь складывается таким образом, нужно весь негатив, который вредит этим процессам, убирать в самом зародыше - на этапе формирования заказа. Неужели заказчик той же дороги не понимает, что за такую низкую цену дорогу нормального качества ему не построят, это невозможно! Получается, сэкономил средства в ущерб качеству? Думает, через год никто не вспомнит про эту дорогу? Но, как говорится, сколько веревочке не виться…

Светлана Иванушкина: - Проектная организация, представителем которой я являюсь, регулярно участвует в тендерах, по результатам которых заключались государственные контракты на участие в газификации районов Ульяновской области. Мы убедились, что 94-й закон достаточно четко прописал процедуру прохождения конкурса, прозрачность проведения торгов, что многие участники госзаказа стали более грамотны в этом вопросе, стали разбираться в тонкостях госзакупок. А обеспечение защиты прав и интересов поставщиков товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд необходимо осуществлять с помощью антимонопольных процедур. В ФЗ-94 постоянно вносятся текущие дополнения и изменения, однако еще не все проблемные вопросы сняты. Возможно, что сколько у нас будет существовать государственный и муниципальный заказ, столько и придется корректировать законодательство и подзаконные акты в этой области.

Виктор Сидоренко: - Мы столкнулись с полнейшим произволом со стороны муниципалитета, когда выполняли муниципальный заказ, делали все по процедуре 94-го закона. Двадцать лет назад, как вы помните, общественный транспорт в Ульяновске просто «упал», и когда частник пошел на этот рынок, ситуация со временем упорядочилась. Сформировались маршруты, все было хорошо отрегулировано, в том числе, со стороны безопасности движения. 30-40 субъектов предпринимательства серьезно вложились в этот бизнес - около миллиарда рублей. Но вот недавно мэрия, «проснувшись» через 15 лет, объявляет конкурс… на существующие маршруты! Какова практика? Предприниматель, работающий восемь лет, создавший предприятие, сформировавший коллектив, вдруг не был допущен до конкурса. И как тут поступить?...

ДО: Что мешает максимальному подключению малого и среднего бизнеса Ульяновской области к участию в госзаказе?

Инга Погорелова: - Ничто не мешает! Данный факт подтверждается уже тем, что в Ульяновской области организуются процедуры размещении заказов для субъектов малого предпринимательства. В 2009 году было проведено 1009 процедур (аукционы, запросы котировок) на общую сумму 142 млн. рублей. Особенности участия субъектов малого предпринимательства при размещении заказов нормативно закреплены. В 15-й статье ФЗ-94 установлена обязанность государственных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ) - путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты. Губернатор Ульяновской области всегда спрашивает нас, что еще нужно сделать, как помочь местному малому бизнесу, чтобы у него было больше заказов. Мы со своей стороны объявляли много процедур, но, как правило, в них активнее принимает участие малый бизнес других регионов - Татарстана, Мордовии, Самарской области. У наших же, в большинстве своем, не в обиду сказано - потребительская психология: только дайте! Наш малый бизнес не проявляет активности в данном направлении, не представляет конкурентные заявки-предложения, а также не пытается для получения заказа принимать участие в процедурах в других регионах.

Виктор Сидоренко: - Основная стратегическая цель закона – повышение эффективности использования бюджетных средств. Что изменилось по прошествии четырех лет после ее провозглашения? Есть статистика, характеризующая положение дел: доля малого предпринимательства от общего объема государственных заказов работ и услуг составляет лишь 6,7%. В основном «пирог» делится между естественными монополиями и крупными компаниями. Однако я считаю, что главными участниками этой процедуры должны быть предприниматели. Ибо только они дают возможность представить на конкурс действительно конкурентоспособный товар.

Олег Коротков: - Я возглавляю небольшую фирму, мы занимаемся строительно-ремонтными работами. Что могу сказать по поводу аукционов, которые проводятся? Выводят, например, на аукцион объект, в котором «свалены» все виды работ. Для нас, мелких предпринимателей, это чревато - ведь мы делаем, к примеру, только кровлю, только отделку, но мы не монтажники, не электрики. Чтобы участвовать в этом аукционе, я должен брать на себя ответственность, нанимать специалистов. Хотелось бы разграничить потоки аукционных заявок хотя бы в сфере строительства, выявить узкую направленность по видам работ.

Алексей Исютин: - Заказчик выстраивает свой заказ с учетом своих трудовых, временных и иных ресурсов, и ему не нужен огромный штат людей, которые организовывали бы ваше взаимодействие. Объединяйтесь в профессиональные союзы, группы и т.д., выстраивайте логистику работы ваших фирм, организуйте контроль, взаимодействие. Главное - быть уверенным в порядочности людей, с которыми вы скооперируетесь.

Расих Гатауллин: - Существует достаточно большое количество услуг в сфере госзаказа, которые можно, в принципе, разделить между 15-20 фирмами. Каждая будут выполнять свою часть работы. Однако может сложиться ситуация, что никто ни за что не отвечает. Необходимо, чтобы кто-то контролировал общую последовательность, логистику всех видов работ, и в качестве контрольного органа можно выбрать самую достойную, самую добросовестную фирму из всех участвующих. К сожалению, в случае аукциона это сделать практически невозможно.

Геннадий Спирчагов: - Государство сделало практически все для обеспечения участия данного сектора в размещаемых заказах. Основной проблемой, препятствующей субъектам малого предпринимательства для участия в системе госзаказа, является недостаточная информированность - как о самих заказах, так и о правилах участия в них. Эту проблему можно решать изнутри (кадровые вопросы) либо методом аутсорсинга, привлекая к данному вопросу специализированные организации.

ДО: Что необходимо предпринять для улучшения ситуации в системе государственного и муниципального заказа в нашем регионе? Для совершенствования системы госзакупок?

Расих Гатауллин: - На сегодняшний день, на мой взгляд, основная проблема состоит в описании процедуры 94-го закона, которая заключается в отсутствии требований к участию в аукционе каких бы то ни было доказательств способности фирм-участников поставить товар либо выполнить услуги. И когда некий индивидуальный предприниматель участвует в конкурсе, скажем, на выполнение услуг по грузоперевозкам, а у него не то что собственных средств, даже договоров нет с теми, у кого эти средства есть - он приходит исключительно для того, чтобы получить откат! На мой взгляд, назрела необходимость внесения изменений в ФЗ-94, и они должны касаться части требований на этапе приема документов на аукцион, наличия подтверждения способности компании выполнить этот контракт. Бизнесу нужно активно заниматься маркетингом, узнавать, что востребовано сегодня бюджетными организациями. Назрела необходимость расширить перечень допускаемых к конкурсу видов заказов. Необходимо решить ряд наболевших вопросов. Как наказать инициатора необоснованной жалобы, направленной на срыв исполнения государственного или муниципального заказа? Как ограничить участие в аукционах так называемых «фирм-прокладок», у которых ни гроша за душой – лишь желание получить откат от добросовестных поставщиков?

Лиана Величко: - Совершенствование любой системы надо начинать с людей. Именно в этой части в настоящее время и существует «кризис». Специалистов в данной сфере не готовят ни в одном образовательном учреждении. Курсы повышения квалификации, как правило, ничего не гарантируют. Имеющиеся действительно квалифицированные кадры, в большинстве своем, испытывают синдром «сверхзагруженности», в условиях которого невозможно внимательно и обстоятельно оценивать каждую проблему. А расширять госаппарат крайне непопулярно. Получается, что эта проблема закольцована: недостатки в системе есть, но ресурсов для ее решения пока нет.

Инга Погорелова: - Совершенствование системы государственного заказа должно предусматривать следующие меры. На федеральном уровне - создание единого общероссийского сайта по государственным и муниципальным закупкам, объединение соответствующих информационных ресурсов на мощностях Федерального информационного центра. Кроме того - внесение изменений в ФЗ-94 с учетом сложившейся правоприменительной практики, а также принятие нормативных правовых актов, определяющих номенклатуру товаров, работ, услуг и порядок формирования начальной цены контракта. На региональном уровне - выбор приоритетным способом размещения заказов открытые аукционы в электронной форме. Это позволит исключить рутинность «бумажных» процедур, сократить сроки, уменьшить трудозатраты, снизить вероятность сговора между участниками торгов (за счет обеспечения анонимности участия), исключить субъективизм при определении победителей, обеспечить максимальный доступ предпринимателей на торги (через Интернет, без необходимости выезда на место проведения аукциона), повысит эффективность закупок в целом.

Виктор Сидоренко: - Здесь много говорилось о том, что уполномоченные органы работают четко и слаженно, а вот заказчики товаров работ и услуг плохо прописывают требования на объявляемые «лоты». Поэтому, мол, зачастую побеждает тот, кто предложит дешевле в ущерб качеству и даже безопасности здоровья и жизни - нужно тщательней прописывать требования. Тут кроется другая опасность. Сегодня в России действует федеральный закон о техническом регулировании, согласно которому сам производитель товара работ и услуг определяет уровень конструктивных, технологических и иных требований к выпускаемому товару. За некачественный товар он сам же несет ответственность - от административной до уголовной. По нашему мнению, заказчики не должны перегружать заявки- «лоты» излишними техническими требованиями, а делать нажим на потребительские и эксплуатационные свойства. При этом в договорах с победителями конкурсов заключать строгие штрафные санкции и гарантийные обязательства. Тогда охотников до легких денег при госзакупках поубавится.