ФАС и ОКЮР продолжают работу над проектом разъяснений об организации антимонопольного комплаенса

Документ поможет хозяйствующим субъектам соблюдать положения антимонопольного законодательства

Состоялось заседание Методического совета ФАС России с участием представителей Объединения корпоративных юристов России (ОКЮР). В ходе мероприятия состоялось обсуждение проекта разъяснений об организации хозяйствующими субъектами антимонопольного комплаенса - системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.

«Работа над проектом Методических рекомендаций по внедрению антимонопольного комплаенса близка к завершению. Они подготовлены Объединением корпоративных юристов России и Ассоциацией комплаенс-менеджеров при участии Правового управления ФАС России и содержат разъяснения по порядку применения положений Закона о защите конкуренции, вступивших в силу в 2020 году», - ввел в курс дела участников заседания председатель Методического совета, заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.

О требованиях к внутреннему акту об антимонопольном комплаенсе рассказал начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов. В документах должны быть указаны требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, меры, направленные на снижение рисков и на осуществление контроля за функционированием комплаенса. При этом хозяйствующему субъекту следует определить ответственное должностное лицо за соблюдение комплаенса.

«Компания вправе добровольно представить документы, утверждающие комплаенс, в антимонопольный орган. В свою очередь, ФАС в течение 30 дней рассматривает эти документы и дает заключение об их соответствии либо несоответствии требованиям антимонопольного законодательства», - сообщил Артем Молчанов.

Ведомство дает положительное заключение на антимонопольный комплаенс в том случае, если внутренний акт (либо совокупность внутренних актов) хозяйствующего субъекта содержит все обязательные элементы, предусмотренные частью 2 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, а также если положения представленных документов не противоречат антимонопольному законодательству.

Организация вправе внести изменения и направить документы повторно, если ей было выдано отрицательное заключение.

В методических рекомендациях планируется предусмотреть пункт, согласно которому, если хозяйствующий субъект в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 9.1 Закона о защите конкуренции, направляет на рассмотрение ФАС России внутренние акты и получает положительное заключение, то его действия, предусмотренные такими внутренними актами, не могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства.

Президент ОКЮР Александра Нестеренко отметила, что в тексте разъяснений и в правоприменительной практике ФАС крайне важно закрепить возможность признания внедренной и хорошо работающей системы комплаенса смягчающим обстоятельством в ходе административного разбирательства. По мнению президента ОКЮР, это соответствует как международным тенденциям, так и действующему законодательству, и стало бы мощным стимулирующим фактором для принятия антимонопольного комплаенса для бизнеса.

В ходе Методического совета участники также подвели итоги исполнения Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России за 2020 год.

Участники заседания обсудили ход работы над проектом «белой и черной книг» проконкурентных и антиконкурентных региональных практик за 2020 год. Андрей Цыганов анонсировал их выход в третьем квартале 2021 года.

 

Справка:

Комплаенс – корпоративная программа (политика) по соблюдению антимонопольного законодательства. Является одним из инструментов предупреждения и снижения антимонопольных рисков для компаний.

В русскоязычном варианте словом «комплаенс» (от англ. – compliance) предлагается называть «систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства».

Цель внедрения антимонопольного комплаенса – снижение вероятности риска антимонопольного нарушения и, как следствие, риска антимонопольных санкций.

Стимулирование хозяйствующих субъектов, внедряющих систему комплаенса, является одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 618.

 

Источник: ФАС России