Подписан план мероприятий по развитию конкуренции на 2020 год

9 декабря 2019 года в отделении Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по Ульяновской области прошло заседание Координационного совета по внедрению стандарта развития конкуренции в Ульяновской области.

Стоит отметить, что самый первый Стандарт развития конкуренции в России был утвержден в сентябре 2013 года в Ульяновской области. Кроме того, Ульяновская область в числе первых регионов (7), утвердивших новый Стандарт развития конкуренции в августе 2019 года.

В рамках заседания Координационного совета состоялось подписание Плана мероприятий по реализации Соглашения о взаимодействии между ФАС России и Правительством Ульяновской области на 2020 год. Свои подписи в документах поставили руководитель Ульяновского УФАС России Г.С. Спирчагов и Губернатор Ульяновской области С.И. Морозов.

В заседании приняли участие руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Г.С. Спирчагов, Председатель Правительства Ульяновской области А.А. Смекалин, заместители Губернатора Ульяновской области, заместители Председателя Правительства, руководители министерств и ведомств, главы муниципальных образований.

Мероприятие прошло под председательством Губернатора Ульяновской области С.И. Морозова, который обратил внимание всех присутствующих на Указ Президента Российской Федерации, подписанный 21 декабря 2017 года №618.

«Указом был утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018 – 2020 годы, который предусматривает определение основных направлений государственной политики по развитию конкуренции; основных стратегических целей, принципов государственной политики по развитию конкуренции, а также ключевых показателей в наиболее актуальных отраслях экономики и объединение деятельности и усилий в этом направлении всех ветвей и уровней власти, институтов гражданского общества».

Мероприятия Национального плана направлены на достижение следующих ключевых показателей:

а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

С.И. Морозов в своем выступлении отметил, что не все ключевые показатели были достигнуты, в связи с чем призвал чиновников приложить усилия к их выполнению:

 «По итогам 2018 года Ульяновская область в рейтинге регионов по содействию развитию конкуренции опустилась с 17 на 40 место».

Руководитель Ульяновского УФАС России Г.С. Спирчагов в своем докладе особое внимание обратил на нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

«Национальный план развития конкуренции предусматривал снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом. Что мы имеем на сегодняшний день? (данные в таблице – прим.) Рост нарушений антимонопольного законодательства органами местного самоуправления с 2017 по 2019 г.г. в 3 раза! Органы государственной власти субъекта напротив, по сравнению с 2017 годом, снизили количество нарушений более чем в 5 раз.

Причины этих цифр трудно объяснить. Проводились плановые совещания, семинары по антимонопольному комплаенсу с участием представителей ФАС и УФАС… На наш взгляд, существует субъективный характер этих нарушений – нежелание должностных лиц исполнять мероприятия согласно действующему федеральному законодательству».

Кроме того, Г.С. Спирчагов привел единственный положительный пример взаимодействия Правительства области с Ульяновским УФАС России, результат которого особенно важен для населения Ульяновской области – установка аппарата лучевой терапии в рамках государственно-частного партнерства.

Руководитель Ульяновского УФАС России внес несколько предложений, в том числе:

«1. Провести рабочее совещание Правительства с представителями бизнес-сообщества о проблемах развития конкуренции в регионе (в феврале 2020 года);

2. Определить должностное лицо в Правительстве региона или администрации Губернатора, координирующее работу по развитию конкуренции в регионе и отвечающее за взаимодействие с Ульяновским УФАС России».

На заседании Координационного совета выступил вице-президент Союза «Ульяновская областная торгово-промышленная палата», председатель Общественного совета при Ульяновском УФАС России Д.Г. Кумунджиев, который говорил о необходимости более частых контактов между органами власти и бизнесом.

Первый заместитель председателя Правительства Ульяновской области М.Е. Алексеева отметила:

«В первом квартале 2020 года Министерством цифровой экономики и конкуренции будут подводиться итоги с дальнейшим направлением в Минэкономразвития РФ информации о достижении новых, утвержденных в этом году ключевых показателей конкуренции для формирования очередного рейтинга. Ситуация вновь может повториться из-за некачественных оценок и материалов, предоставляемых исполнительными органами власти. Считаем, что до тех пор, пока каждое министерство не будет нести ответственность за каждую предложенную цифру на федеральном уровне положение региона останется на том же уровне. Поэтому мы меняем формат работы и взаимодействия с исполнительными органами государственной власти по подготовке материалов для формирования рейтинга. Губернатору Ульяновской области С.И. Морозову передан для утверждения документ «Оценка реализации составляющих Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ в 2019 году», согласно которому распределен перечень ответственных за подготовку материалов. Руководитель исполнительного органа государственной власти лично будет нести ответственность за качество предоставляемой информации. Также определены лица, ответственные за развитие конкуренции в каждом исполнительном органе государственной власти, которые сегодня также присутствуют. Прошу всех внимательно и серьезно относиться к реализации конкурентной политики, проводимой в Ульяновской области».

 

Для справки:

Таблица. Структура нарушений антимонопольного законодательства в Ульяновской области органами власти

Органы власти

Нарушения статей 15-17.1 Закона № 135-ФЗ

2017

2018

2019, 11 месяцев

51*

100%

25

100%

44

100%

Органы местного самоуправления

12

23,5%

18

72%

36

82%

Органы государственной власти субъекта

39

76,5%

6

24%

7

16%

Федеральные органы исполнительной власти

0

0

1

4%

1

2%

 

 

* количество нарушений в 2017 году, если считать по нарушителям, но необходимо помнить, что по статье 16 нарушителей со стороны органов власти может быть 2 и более.