Дискуссия: Развитие конкуренции – залог экономической мощи производителей и государства

5 декабря 2018 года на площадке Ленинского мемориала г. Ульяновска проходил второй день X Бизнес-форума «Деловой климат в России».

Сегодня, на панельной дискуссии, посвященной теме «Развитие конкуренции – залог экономической мощи производителей и государства», с докладом выступил руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов.

Мероприятие организовано при поддержке Союза «Ульяновская областная ТПП». Дискуссия собрала порядка 30 участников, среди которых представители общественных объединений предпринимателей, представители местного самоуправления,  представители общественных объединений предпринимателей и сами предприниматели.

Основные темы дискуссии – совершенствование процесса закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд; применение биржевых механизмов для повышения эффективности деятельности предприятий и, конечно же, развитие и поддержание конкуренции на товарных рынках.

«Жизнь всё больше подтверждает известный тезис, что без наличия конкуренции (соревнования) невозможны высокие результаты в спорте, в образовании, в экономике. Необходимо не только наличие конкуренции, но и её развитие. Федеральная антимонопольная служба предприняла массу усилий для принятия Национального плана развития конкуренции (принят Указом Президента РФ №618 от 21.12.2017). В нём впервые чётко озвучено, что за развитие конкуренции в стране отвечает Президент, Правительство, Министерства (руководители регионов и муниципалитетов).

Определены конкретные сроки и показатели.

а) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

б) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

в) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

По словам И. Артемьева, его (нац.плана) «основная цель – это повышение эффективности экономики».

Основная часть нарушений антимонопольного законодательства за органами власти всех уровней. Ранее она составляла свыше 50% всех нарушений. Сейчас немного ниже. Помочь снизить этот процент должен антимонопольный комплаенс – создание и организация системы внутреннего обеспечения требованиям антимонопольного законодательства. (Распоряжение Правительства РФ от 18.10.2018 №2258-р).

ФАС остается одной из самых открытых для бизнеса структур. Это и участие сотрудников и руководителей на различных форумах, конференциях. Это и насыщенность сайтов УФАС многочисленными новостями, а что ещё важнее – документами (решения, постановления).

ФАС одна из первых внедрила:

а) Институт предупреждений и предостережений 

Статистика выданных и исполненных предупреждений УФАС

б) Отсутствие административного наказания за первое нарушение антимонопольного законодательства для субъектов малого и среднего бизнеса.

Беспокоит слабая активность бизнеса в отстаивании своих интересов, в продвижении своих планов по развитию законодательства» - резюмировал Геннадий Спирчагов.