Административное обжалование в строительстве
По результатам анализа факторов, препятствующих развитию института административного обжалования в строительстве, ФАС России во взаимодействии с территориальными органами ФАС России установлены следующие:
- низкий уровень информированности хозяйствующих субъектов о возможности обжалования в антимонопольный орган процедур в строительстве;
- отсутствие возможности обжаловать действия органов власти по таким основаниям, как незаконный отказ в приёме документов и заявлений, а также предъявление к заявителю или документам требований, не предусмотренных нормативными правовыми актами;
- исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (за исключением жилищного строительства) вступили в силу только в 2017 году;
- опасения участников строительного рынка конфликтовать с уполномоченными органами, и, как следствие, столкнуться с административным давлением в дальнейшем.
В 2016 году рассмотрению подлежали жалобы лишь на процедуры в сфере жилищного строительства. В 2017 году вступили в силу новые перечни, разработанные Минстроем России совместно с ФАС России.
Сфера | Постановление Правительства | Дата вступления в силу |
ЖИЛЬЕ | от 30.04.2014 №403 | 30.10.2014 (с изм. от 24.01.2017) |
ВОДА | от 07.11.2016 № 1138 | 16.05.2017 |
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО | от 27.12.2016 № 1504 | 29.06.2017 |
НЕЖИЛЫЕ ОБЪЕКТЫ | от 28.03.2017 №346 | 30.09.2017 |
ТЕПЛО | от 17.04.2017 №452 | 25.10.2017 |
ФАС России и ее территориальные органы продолжают проводить работу по информированию участников рынка строительства о механизме обжалования административных процедур в строительстве.
Данный механизм был освещен в ходе заседания Координационного совета (штаба) при Минстрое России по мониторингу исполнения органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и сетевыми организациями законодательства о градостроительной деятельности, Форуме региональных строителей и на других площадках.
17.10.2017 ФАС России совместно с Минстроем России было проведено заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в строительной отрасли, в рамках которого также обсуждались возможности административного обжалования актов и (или) действий (бездействия) органов власти и сетевых организаций. Членам Экспертного совета для информирования предпринимателей и размещения на их официальных сайтах направлена подробная информация о порядке обжалования актов и действий органов власти в сфере строительства и сетевых организаций.
В целях единообразия правоприменительной практики в дополнение к ранее направленным разъяснениям ФАС России от 07.12.2015 № ИА/69780/15 и от 11.10.2017 № РП/70053/17 сообщаем следующее.
В порядке, предусмотренном статьей 181 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган рассматривает в том числе жалобы:
- на акты и (или) действия (бездействие) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, должностных лиц указанных органов или организаций (далее — уполномоченный орган) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- на действия (бездействие) территориальной сетевой организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организации водопроводно-канализационного хозяйства), организации, осуществляющей горячее водоснабжение, газораспределительной организации, теплоснабжающей организации (далее — организация, осуществляющая эксплуатацию сетей) при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
В части 1 статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Вместе с тем, частью 2 статьи 181 Закона о защите конкуренции круг заявителей, которые вправе подать жалобы на нарушение уполномоченным органом или организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сфере строительства, ограничен юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
Таким образом, заявителем может являться любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.