Аналитический отчёт о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива

 Общие положения

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива проведен во исполнение Приказа ФАС России от 05.12.2016  № 1718/16 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018 годы», в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

 Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках дизельного топлива является установление доминирующего положения вертикально интегрированных нефтяных компаний (далее-ВИНК) на региональных рынках.

Исследование состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива проведено в целях:

- оценки состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов на локальных рынках Ульяновской области;

- выявления  локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

При исследовании локальных розничных рынков дизельного топлива использована информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через  АЗС,  находящихся в собственности продавца, и через которые продавец осуществляет розничную реализацию нефтепродуктов, или право владения, пользования или распоряжения которыми передано продавцу иным хозяйствующим субъектом.

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно  проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Временной интервал исследования локальных  рынков розничной реализации дизельного топлива определен как период с 01.01.2016 по 31.12.2016.  Соответственно, все характеристики рассматриваемого товарного рынка определяются в пределах установленного временного интервала.

Определение продуктовых границ товарного рынка

Согласно п.4 ст. 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Предварительное определение товара – дизельное топливо.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, принятому Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст, розничная торговля дизельным топливом классифицирована  в группе 50.50 Розничная торговля моторным топливом».

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТ по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: «Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...»).

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; 3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510).

 Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированные марки дизельного топлива различных наименований (Ultimate, Экто, Pulsar и тому подобное) следует рассматривать как одну товарную группу, так как данные виды нефтепродуктов взаимозаменяемы по потребительским свойствам и при этом разница в цене не превышает 10%.

Седует отметить, что по функциональному назначению к заменителям дизельного топлива можно отнести сжиженные углеводородные газы, но для работы на СУГ необходимо переоборудование транспортного средства на газомоторное топливо. К недостаткам газобаллонных транспортных средств относится:

- уменьшение грузоподъемности транспорта и повышение пожароопасности.;

- расположение автогазозаправочных станций носит локализованный характер, на отдельных территориях отсутствует возможность для заправки данным видом топлива, что доставляет неудобство для потребителей (в сельской местности);

-для работы автотранспортных средств на СУГ, особенно в зимнее время для запуска двигателя необходим автомобильный бензин.

Исходя из вышеизложенного, следует, что СУГ не является товаром заменителем для дизельного топлива, так как для работы транспорта на сжиженном газе необходима специальная газобаллонная установка.

Таким образом, предварительно определенными продуктовыми границами рассматриваемых рынков является - дизельное топливо.

Определение географических границ товарного рынка

Географические границы локальных рынков определяются исходя из оценки экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителем. Исходя из того, что места розничной реализации дизельного топлива (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения дизельного топлива на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов потребителем (расположение АЗС, расстояние до АЗС, маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителем дизельного топлива).

Определение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов осуществляется на основе административных границ муниципальных образований, т.е. территорий с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры, в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций.

В качестве географических границ в целях данного анализа принимаются границы Ульяновской области (первый локальный рынок), а также административные границы муниципального образования «город Ульяновск», которые выступают в качестве географических границ второго локального  розничного  рынка нефтепродуктов, и административные границы муниципального образования «город Димитровград» - в качестве географических границ третьего локального розничного рынка нефтепродуктов.

Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке

Покупателями дизельного топлива, реализуемого через АЗС, являются физические и юридические лица, приобретающие дизельное топливо единичного количества преимущественно для личного использования.

Продавцами на розничных рынках дизельного топлива являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие постоянную деятельность по розничной реализации дизельного топлива через АЗС общего пользования единичным количеством товара (дизельным топливом) преимущественно для личного пользования.

В указанный период на территории Ульяновской области функционировало 24 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через 145 АЗС общего пользования.

Из 24 хозяйствующих субъектов (продавцов) – являются независимыми 20 хозяйствующих субъекта, 2 хозяйствующих субъекта входят в группу лиц ПАО   «НК «Роснефть» (АО «Ульяновскнефтепродукт», ООО "Башнефть-Розница"), один  входит в группу лиц  ПАО «Татнефть»  (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»), один входит в группу лиц  ПАО «Лукойл»  (ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт»).

С середины 2007 года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть» и кроме розничной продажи нефтепродуктов начало осуществлять оптовую продажу нефтепродуктов в регионе. ООО «Татнефть-АЗС Центр» Ульяновский филиал  также осуществляет  деятельность на оптовом рынке нефтепродуктов в регионе. В конце 2016 года ООО «Башнефть-Розница» вошло в состав ПАО "НК "Роснефть".

 В соответствии с представленными данными хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, 113 АЗС, т.е. 78% находящихся на территории Ульяновской области автозаправочных станций, являются собственностью продавцов. На условиях аренды, а также на основе  иных договоров, предоставляющих право владения и пользования АЗС, работают 32 АЗС,  т.е. 22 % .

50% автозаправочных станций, находящихся на территории Ульяновской области, являются собственностью крупнейших операторов рынка ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке в натуральных показателях (в литрах).

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем продаж нефтепродуктов,  данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, представлен в Приложении 1.

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (CR3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (HHI).

Таблица 1

01.01.2016 -31.12.2016

 

 

Марка товара

Ульяновская область

МО г. Ульяновск

МО г. Димитровград

 

CR3, %

HHI

CR3, %

HHI

CR3, %

HHI

 

Дизельное топливо

91,90

3159

89,15

3472

100

4898

 

В соответствии с показателями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана в 2016 году рынки дизельного топлива относятся к рынкам с высоким уровнем концентрации (при 70% <CR3 <100%   или 2000< HHI <10000 ,  уровень концентрации рынка высокий).

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

  1. Экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство и эксплуатацию АЗС/АЗК; резкое повышение поставщиками оптовых цен
  2. Административные ограничения – вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов – взимание с 15.11.2015 платы за пользование федеральными дорогами.

3. Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок – установление поставщиками запрета продажи бензина коммерческим организациям.

4. Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, которые приводят к созданию барьеров входа на рынок – создание хозяйствующими субъектами искусственного завышения оптовых цен на нефтепродукты, одновременным занижением своих розничных цен.

Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

На основании показателей уровня концентрации рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на рынок можно сделать вывод о том, что рынки розничной реализации дизельного топлива в границах Ульяновской области,
МО г. Ульяновск, МО г. Димитровград относятся к рынку с неразвитой конкуренцией. 

Выводы

По результатам анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке дизельного топлива установлено, что наибольшую долю по объему реализации дизельного топлива занимает:

1)  в границах Ульяновской области:

- группа лиц АО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Башнефть-Розница» 47,59%;

2) в границах МО г. Ульяновск:

- группа лиц АО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Башнефть-Розница» 58,12%;

3) в границах МО г. Димитровград»:

- АО «Ульяновскнефтепродукт» 65,56%;

 

 

Файлы для скачивания

doli_rynka_diz._topliva_roznica_2016_god_.xls
Тип файла: xls
Размер файла: 0.04 МБ