• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) на территории г. Ульяновска

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу  твердых бытовых отходов (ТБО) на территории г. Ульяновска

 

Общие положения

 

Анализ и оценка состояния конкурентной среды  на рынке оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов  проведен в связи с рассмотрением  заявления  ООО «Альтаир» на действия ООО «ЭкоЛайф» по навязыванию условий договора на вывоз твердых бытовых отходов (далее  - ТБО).

Исследование  проводится в целях  оценки состояния конкурентной среды  на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в административных границах города Ульяновска.

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов проведён в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

 В ходе анализа были использованы: информация, полученная от хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г. N 454-ст), постановление Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155 "Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов",
Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, разработанные Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) (г. Москва, 2002).

 

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Для целей настоящего исследования необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, соответственно, проведен ретроспективный анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке.  Период, за который анализируется информация, -  2011 год.

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

 

Согласно статье 4 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами, товар – объект гражданских прав  (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Федеральным законом  от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

Согласно правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, «твердые бытовые отходы» (далее ТБО) - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др).

Деятельность по сбору и вывозу твердых отходов в действующем Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001) (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст) находится в разделе О «Предоставление прочих бытовых, социальных и персональных услуг», имеет код 90.00.2. В эту группировку включены следующие виды деятельности:

1) сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;

2) сбор и удаление строительного мусора;

3) уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалка на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;

4) обработка или уничтожение отходов, включая очистку загрязненной почвы.

В соответствии с предметом договора, уставами предприятий, под товаром в рамках настоящего анализа рынка понимается услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов  силами специализированной организации.

Вывоз отходов осуществляется предприятиями, имеющими соответствующий специализированный подвижной состав, дальнейшая переработка и захоронение отходов производится в местах размещения отходов.

 

Определение географических границ товарного рынка

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатели имеют экономическую возможность приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за пределами этой территории.

Открытый характер рынка позволяет специализированным предприятиям предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договоры на вывоз ТБО с любым предприятием, имеющим соответствующую лицензию. При определении географических границ рынка с точки зрения экономической возможности покупателя следует учитывать дальность нахождения места переработки и захоронения ТБО, что влияет на стоимость услуги.

Учитывая указанную специфику, географические границы рынка услуг по сбору и вывозу ТБО следует считать местными (локальными).

В целях проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по сбору и вывозу приняты административные границы города Ульяновска.

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке

Услуги по сбору и вывозу ТБО в муниципальном образовании «город Ульяновск» оказываются на договорной основе между организациями всех форм собственности, собственниками жилищного фонда (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д.) и специализированными организациями.

Согласно правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г. N 155, исполнители - организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору.

Субъектами рынка, которые выступают в качестве продавцов, являются специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

В городе Ульяновске 53 организации и 3 индивидуальных предпринимателя, оформивших лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. В Ульяновске практическую деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляют ряд организаций:

1.      ООО «Центр экологических технологий»;

2.      ООО «Полигон»;

3.      ООО «ЭкоЛайф»;

4.      ООО «Контракт плюс»;

5.      МУП «Ульяновскдорремсервис»;

6.      ИП Михайлин А.А.;

7.      ООО «Симбирский взлет-НЕВ»;

8.      ООО «РКЦ»;

9.      ООО «ЭкоИнвест»;

10.  ООО «Титул».

В качестве покупателей выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, население, которые располагаются  в изучаемом районе.

 

Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Объем локального рынка, в соответствии с п.6.2 Порядка проведения анализа и состояния конкуренции на товарном рынке, определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. Показателем для расчёта объема на рынке услуг по сбору и вывозу  ТБО и долей хозяйствующих субъектов  является объём вывоза ТБО (тыс. куб. м).

Произведенные расчеты показали, что ООО «ЭкоЛайф», ООО «Контракт плюс», ООО «Полигон» коллективно доминируют на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г. Ульяновска в 2011 г., совокупная доля составляет 77,42%, доля ООО «ЭкоЛайф» - 44,58%.

Обеспечение необходимых стандартов качества требует комплексного подхода к удалению бытовых отходов, в том числе к механизации всех технологических процессов, улучшению технико-экономических показателей применяемых машин и оборудования. Одной из основных целей планирования текущей деятельности и развития специализированных организаций по санитарной уборке городов является определение минимально допустимого уровня суммарного финансирования с учетом, с одной стороны, предотвращения критического переизноса машин и оборудования, ведущего к снижению качества предоставляемых услуг и экологической безопасности, а, с другой, - предельных возможностей бюджета территории и доходов населения и организаций.

В этих условиях возрастает роль экономически обоснованных тарифов как основы планирования и прогнозирования уровня жилищно-коммунального обслуживания, одним из основных видов деятельности которого является сбор, вывоз и утилизация твердых бытовых отходов.

В основе расчета экономически обоснованного тарифа лежит потребность специализированных организаций в общей сумме доходов, которая складывается из суммы плановых затрат (потребности предприятия в финансовых средствах на текущую деятельность и обеспечение воспроизводства основных фондов) и суммы прибыли, необходимой для обеспечения развития, создания фонда социального развития и уплаты налогов, а также объем реализации услуг населению, промышленным и прочим потребителям.

В соответствии с Методическими рекомендациями по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, разработанными Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС), полная себестоимость вывоза ТБО включает в себя следующие статьи:

1) Затраты на сбор и выгрузку ТБО:

·         Затраты на оплату труда

·         Отчисления из фонда оплаты труда

·         Амортизация

·         Затраты на топливо

·         Затраты на материалы

·         Цеховые расходы

2) Затраты на транспортировку ТБО:

·         Затраты на оплату труда

·         Отчисления из фонда оплаты труда

·         Амортизация

·         Затраты на топливо

·         Затраты на материалы

·         Техническое обслуживание и ремонт спецмашин

·          Цеховые расходы

4) Общеэксплуатационные расходы

5) Внеэксплуатационные расходы

 

Определение уровня концентрации товарного рынка

        На рынке услуг по сбору и вывозу  твердых бытовых отходов количество хозяйствующих субъектов менее 15, поэтому используется коэффициент рыночной концентрации CR3 (сумма долей на товарном рынке  трёх крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI). В 2011 году CR3 =77,43 %, HHI =2724,81. Уровень концентрации рынка высокий, т.к.  70%  <  CR3 < 100%,  2 000 <  ННI  < 10 000.

 

Определение барьеров входа на рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом рынке, относятся:

- экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на покупку основных производственных средств (формирование парка спецмашин, расходы на материалы и специнвентарь, расходы на топливо и горюче-смазочные материалы), увеличение штатной численности;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар.

- административные ограничения – получение разрешений и согласований в различных инстанциях, получение лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, обязательное проведение государственной экологической экспертизы, процедура получения земельного участка для организации полигона, поскольку количество таких земельных участков невелико в силу ограниченности территорий, а также исходя из требований экологической, санитарной безопасности.

Одна из организаций, представивших сведения, сообщает, что администрация Железнодорожного района влияет на рынок услуг по сбору и вывозу ТБО путем убеждения хозяйствующих субъектов заключать договоры на оказание данных услуг с конкретными организациями.

 Данные барьеры снижают вероятность появления на рынке новых хозяйствующих субъектов.

Семь из опрошенных хозяйствующих субъектов считают, что барьеры для входа на рынок услуг по сбору и вывозу ТБО отсутствуют.

 

Определение состояния конкурентной среды на товарном рынке

    На рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в 2011 году в городе Ульяновске деятельность вели 10 хозяйствующих субъектов. Данный товарный рынок является высококонцентрированным. ООО «ЭкоЛайф», ООО «Контракт плюс», ООО «Полигон» коллективно доминируют на рассматриваемом рынке. Рынок оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов является рынком с неразвитой конкуренцией.

 

Выводы

В результате проведенного анализа рынка услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г.Ульяновска в 2011 г. включить  в региональный Реестр ООО «ЭкоЛайф», занимающее долю на указанном рынке более 35%, а также по признакам группового доминирования в соответствии с п.3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».