Постановление о назначении административного наказания в отношении ООО «ЦФП»

Номер дела: 11185-К/05-2014
Дата публикации: 11 сентября 2014, 17:00

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 131
о назначении административного наказания

05.09.2014                                                                                                     ДЕЛО № 11185-К/05-2014
г. Ульяновск

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонополь-ной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Под-держки» (далее - ООО «ЦФП», общество), правонарушения, предусмотренного частью 1 ста-тьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в при-сутствии представителя общества А. (доверенность , паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. К. (вх. № 342/ог от 28.10.2013) (служебная записка № 582 от 28.11.2013).  В обращении указано, что заявителю 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 ***-**-** поступило СМС-сообщение следующего содержания: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «VIVA-DENGI».
Ульяновским УФАС России определением от 28.11.2013 возбуждено дело № 10370/05-2013 по признакам нарушения законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения кото-рого решением от 21.02.2014 реклама услуги по выдаче займов: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040», распространенная 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. по сетям под-вижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефона +7 ***-**-**, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Феде-рального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спири-доновым И.И. вынесено определение от 25.07.2014 о возбуждении в отношении ООО «ЦФП» дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 22.08.2014 в 10 час. 00 мин.  Определение от 25.07.2014 направлено ООО «ЦФП» заказным письмом с уведомлением № 43206876639206 от 25.07.2014, которое получено 29.07.2014.
В Ульяновское УФАС России по состоянию на 22.08.2014 ООО «ЦФП» письменного пояснения, иных запрошенных определением от 25.07.2014 документов не представлено.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ООО «ЦФП», в отсутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении № 269 от 22.08.2014 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 269 от 22.08.2014 и определение от 22.08.2014 о назначении рассмотрения дела № 11185-К/05-2014 на 05.09.2014 в 10 час. 30 мин. направлены ООО «ЦФП» заказным письмом с уведомлением № 43202077035397 от 22.08.2014, которое получено 26.08.2014.
Заявителю по делу № 10370/05-2014 К. по электронной почте направлено извещение (исх. № 6761-05 от 29.08.2014) о месте и времени рассмотрения дела № 11185-К/05-2014, на рассмотрение дела К. не явился.
05.09.2014 ООО «ЦФП» в Ульяновское УФАС России представлены письменные пояс-нения, документы в подтверждение финансового положения общества и др. (исх. № 206 от 03.09.2014, вх. № 7591 от 05.09.2014).  Представителем ООО «ЦФП» на рассмотрении дела, а также в письменных пояснениях общества сообщено, что при рассылке СМС-уведомлений о новых услугах ООО «ЦФП» не могло уместить все условия по финансовым договорам в одном сообщении, поскольку оно ограничено определенным количеством символов.  На сайте общества размещена вся необходимая информация, которая может быть полезна потенциальному заемщику (размер и сроки предоставления займа, проценты за пользование займом, условия возможного досрочного погашения займа и др.), по бесплатному номеру телефона 8-800-550-80-40 сотрудники колл-центра отвечают на все возникающие вопросы.  Неуказание наименования общества объясняется тем, что население в городах знает общество больше по обозначению «VIVA Деньги».  Кроме того, ООО «ЦФП» сообщило, что при оплате услуг сотовой связи через терминал ОАО «КБ «Банк Балтики» владелец телефонного номера +7 ***-**-** предварительно акцептовал условия оферты, содержащейся в интерфейсе терминала, выразив таким образом согласие на получение через свой абонентский номер СМС-сообщений информационного характера.  Поскольку получатель СМС-сообщений всегда является персонифицированным субъектом - абонентом операторов сотовой связи, то информация, передаваемая посредством мобильной (передвижной) связи, всегда предполагает индивидуализированного абонента (получателя).  Следовательно, СМС-рассылка в данном случае рекламой не является.  На основании приведенных доводов ООО «ЦФП» просит освободить общество от административной ответственности и производство по делу пре-кратить.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 10370/05-2014 и дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. Кракосевича А.В. о том, что 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 ***-**-** по-ступило СМС-сообщение следующего содержания: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «VIVADENGI».  Согласно детализации оказанных услуг рассматриваемое СМС-сообщение поступило на телефонный номер заявителя с номера +7-903-701-11-11, принадлежащего к ре-сурсу нумерации открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее - ОАО «ВымпелКом»).
Ульяновским УФАС России в адрес Ульяновского филиала ОАО «ВымпелКом» направлен запрос (исх. № 7001-05 от 07.11.2013) о представлении сведений относительно або-нента телефонного номера, с которого отправлено вышеупомянутое рекламное сообщение.  Согласно ответу Ульяновского филиала ОАО «ВымпелКом» (вх. № 9938 от 11.11.2013) СМС-сообщение поступило с идентификационного номера, закрепленного в соответствии с договором об оказании услуг связи «Билайн» № 429838801 от 18.01.2011 за обществом с ограниченной ответственностью «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (далее - ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ»).
Ульяновским УФАС России в адрес ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» направлен запрос (исх. № 7175-05 от 14.11.2013) о представлении сведений относительно абонента телефонного номера, с которого отправлено вышеприведенное рекламное сообщение.  Согласно ответу ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (исх. № 715 от 14.11.2013, вх. № 10081 от 14.11.2013) общество предоставляет техническую возможность отправки СМС-сообщений через программу для ЭВМ «DEVINOPlatform» индивидуальному предпринимателю Павлову Ю.И. (далее - ИП Павлов Ю.И.) на основании договора оказания услуг № ДТ-К/013119 от 23.10.2012.  В соответ-ствии с п. 3.3.2 дополнительного соглашения № 1 от 23.10.2012 к данному договору ИП Павлов Ю.И. обязан получить от абонента согласие на получение СМС-сообщений.
В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информа-ция, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рын-ке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о предоставлении займов, отправленная на номер мобильного телефона +7 ***-**-**, является рекламой, по-скольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услуге по предос-тавлению займов.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по се-тям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, под-вижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.  При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.  Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Вместе с тем, как следует из обращения гр. К., рассматриваемое рекламное сообщение поступило на номер мобильного телефона заявителя без его согласия.
Довод ООО «ЦФП» о том, что СМС-рассылка не является рекламой, является ошибоч-ным.  Одним из основных признаков отнесения информации к рекламе является её распространение неограниченному количеству лиц, что и имеет место в данном случае, поскольку рекламораспространитель в конечном счёте не знает, какое количество лиц ознакомилось с рекламой: абонент номера может её не прочитать либо наоборот зачитать её неопределённому кругу лиц, либо абонент номера вообще может изменится, и СМС-сообщение, в итоге, будет получено совершенно иным лицом (абонентом).  В данном случае, под «определённым» (из понятия рекламы, данного в Федеральном законе «О рекламе») лицом следует считать конкретное лицо, обладающее конкретными персональными данными, однако подобной информации у ИП Павлова Ю.И. при отправке спорных СМС-сообщений не имелось. ИП Павлов Ю.И., распространяя рассматриваемую рекламу, не знал, каким конкретно лицам её распространяет.
Получение согласия абонента на рассылку СМС-сообщений необходимо в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона «О рекламе». Однако в материалах дела № 10370/05-2013 и дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 отсутствует документальное подтверждение факта использования гр. К. терминала самообслуживания по приёму платежей от населения в г. Санкт-Петербурге и других регионах России для оплаты какой бы то ни было услуги или товара, а равно наличия у ИП Павлова Ю.И. согласия заявителя на получение рассматриваемого сообщения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, ока-зывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно свидетельству о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций за № 2110177000840 от 06.12.2011 ООО «ЦПФ», услуги которого рекламируются в рассматриваемой рекламе, является микрофинансовой организацией.  Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рассматриваемой рекламе не указано наименование финансовой организации, а именно, ООО «ЦФП».
Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банков-ских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе приведены только некоторые условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а также на сумму расходов, кото-рые понесут указанные лица: сумма займа - 40 тыс. руб., срок предоставления займа - 6 мес., минимальная процентная ставка - от 0,26% в день, однако остальные условия отсутствуют.
Довод ООО «ЦПФ» о том, что вся необходимая потенциальному заемщику информация размещена на сайте общества, а также сообщается по телефону 8-800-550-80-40 сотрудниками колл-центра, не может быть принят во внимание.  Рассматриваемое СМС-сообщение является рекламой - законченным информационным продуктом, полученным абонентом подвижной радиотелефонной связи - потребителем рекламы.  Иная информация, дополнительно доведенная посредством других носителей, уже не является составной частью данной рекламы.  Федеральный закон «О рекламе» при определении необходимой полноты информации, содержащейся в рекламе, не ставит её в зависимость от возможности получения дополнительной информации из других источников.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за наруше-ние требований, установленных ч. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, несёт рекламорас-пространитель, за нарушение ч. 1 ст. 28 закона - рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение ч. 2 ст. 28 - рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем явя-лется изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распро-странение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела № 10370/05-2013 установлено, что между ООО «ЦФП» (за-казчик) и ИП Павловым Ю.И. (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг № 24.СМ_13 от 15.08.2013, согласно которому исполнитель осуществляет СМС-рассылки с рек-ламой заказчика с целью распространения среди потребителей информации о товарах заказчи-ка.  При этом всю рекламную информацию предоставляет ООО «ЦФП».
В свою очередь, техническая возможность отправки СМС-сообщений предоставлена ИП Павлову Ю.И. ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» в соответствии с договором оказания услуг № ДТ-К/013119 от 23.10.2012.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО «ЦФП», а рекламорас-пространителем - ИП Павлов Ю.И.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламорас-пространителем законодательства о рекламе (в том числе ст.ст. 18, 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штра-фа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Поддержки» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граж-дан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО «ЦФП», как рекламодатель ненадлежащей рекламы, в данном случае несет адми-нистративную ответственность за нарушение ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные ООО «ЦФП», направлены на охрану интересов граждан при потреблении финансовых услуг, недопущение мошенничества и обмана, пресечение злоупотребления доверием граждан.  Кроме того, несоблюдение норм ст. 28 Федерального закона «О рекламе», в данном случае, даёт ООО «ЦФП» необоснованное конкурентное преимущество на рынке предоставления финансовых услуг, конкуренты которого подобную рекламу не размещают.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, от-сутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутст-вуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО «ЦФП», несет существенную угрозу ох-раняемым общественным отношениям в сфере рекламы, защиты интересов граждан.  Данное обстоятельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях.
Административное наказание назначается с учетом финансового положения ООО «ЦФП»: согласно отчету о финансовых результатах убыток общества от хозяйственной дея-тельности за 2013 год составил 81 720 тыс. рублей.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Центр Финан-совой Поддержки» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Под-держки» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбит-ражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Россий-ской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после исте-чения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рас-срочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной анти-монопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКТМО 45321000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 01.12.2014, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 Ко-АП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Заместитель руководителя управления -
начальник отдела          И.И. Спиридонов

stdClass Object ( [vid] => 21942 [uid] => 5 [title] => Постановление о назначении административного наказания в отношении ООО «ЦФП» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 21943 [type] => solution [language] => ru [created] => 1413982865 [changed] => 1413982865 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1413982865 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 131
о назначении административного наказания

05.09.2014                                                                                                     ДЕЛО № 11185-К/05-2014
г. Ульяновск

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонополь-ной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Под-держки» (далее - ООО «ЦФП», общество), правонарушения, предусмотренного частью 1 ста-тьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в при-сутствии представителя общества А. (доверенность , паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. К. (вх. № 342/ог от 28.10.2013) (служебная записка № 582 от 28.11.2013).  В обращении указано, что заявителю 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 ***-**-** поступило СМС-сообщение следующего содержания: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «VIVA-DENGI».
Ульяновским УФАС России определением от 28.11.2013 возбуждено дело № 10370/05-2013 по признакам нарушения законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения кото-рого решением от 21.02.2014 реклама услуги по выдаче займов: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040», распространенная 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. по сетям под-вижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефона +7 ***-**-**, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Феде-рального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спири-доновым И.И. вынесено определение от 25.07.2014 о возбуждении в отношении ООО «ЦФП» дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 22.08.2014 в 10 час. 00 мин.  Определение от 25.07.2014 направлено ООО «ЦФП» заказным письмом с уведомлением № 43206876639206 от 25.07.2014, которое получено 29.07.2014.
В Ульяновское УФАС России по состоянию на 22.08.2014 ООО «ЦФП» письменного пояснения, иных запрошенных определением от 25.07.2014 документов не представлено.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ООО «ЦФП», в отсутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении № 269 от 22.08.2014 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 269 от 22.08.2014 и определение от 22.08.2014 о назначении рассмотрения дела № 11185-К/05-2014 на 05.09.2014 в 10 час. 30 мин. направлены ООО «ЦФП» заказным письмом с уведомлением № 43202077035397 от 22.08.2014, которое получено 26.08.2014.
Заявителю по делу № 10370/05-2014 К. по электронной почте направлено извещение (исх. № 6761-05 от 29.08.2014) о месте и времени рассмотрения дела № 11185-К/05-2014, на рассмотрение дела К. не явился.
05.09.2014 ООО «ЦФП» в Ульяновское УФАС России представлены письменные пояс-нения, документы в подтверждение финансового положения общества и др. (исх. № 206 от 03.09.2014, вх. № 7591 от 05.09.2014).  Представителем ООО «ЦФП» на рассмотрении дела, а также в письменных пояснениях общества сообщено, что при рассылке СМС-уведомлений о новых услугах ООО «ЦФП» не могло уместить все условия по финансовым договорам в одном сообщении, поскольку оно ограничено определенным количеством символов.  На сайте общества размещена вся необходимая информация, которая может быть полезна потенциальному заемщику (размер и сроки предоставления займа, проценты за пользование займом, условия возможного досрочного погашения займа и др.), по бесплатному номеру телефона 8-800-550-80-40 сотрудники колл-центра отвечают на все возникающие вопросы.  Неуказание наименования общества объясняется тем, что население в городах знает общество больше по обозначению «VIVA Деньги».  Кроме того, ООО «ЦФП» сообщило, что при оплате услуг сотовой связи через терминал ОАО «КБ «Банк Балтики» владелец телефонного номера +7 ***-**-** предварительно акцептовал условия оферты, содержащейся в интерфейсе терминала, выразив таким образом согласие на получение через свой абонентский номер СМС-сообщений информационного характера.  Поскольку получатель СМС-сообщений всегда является персонифицированным субъектом - абонентом операторов сотовой связи, то информация, передаваемая посредством мобильной (передвижной) связи, всегда предполагает индивидуализированного абонента (получателя).  Следовательно, СМС-рассылка в данном случае рекламой не является.  На основании приведенных доводов ООО «ЦФП» просит освободить общество от административной ответственности и производство по делу пре-кратить.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 10370/05-2014 и дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. Кракосевича А.В. о том, что 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 ***-**-** по-ступило СМС-сообщение следующего содержания: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «VIVADENGI».  Согласно детализации оказанных услуг рассматриваемое СМС-сообщение поступило на телефонный номер заявителя с номера +7-903-701-11-11, принадлежащего к ре-сурсу нумерации открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее - ОАО «ВымпелКом»).
Ульяновским УФАС России в адрес Ульяновского филиала ОАО «ВымпелКом» направлен запрос (исх. № 7001-05 от 07.11.2013) о представлении сведений относительно або-нента телефонного номера, с которого отправлено вышеупомянутое рекламное сообщение.  Согласно ответу Ульяновского филиала ОАО «ВымпелКом» (вх. № 9938 от 11.11.2013) СМС-сообщение поступило с идентификационного номера, закрепленного в соответствии с договором об оказании услуг связи «Билайн» № 429838801 от 18.01.2011 за обществом с ограниченной ответственностью «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (далее - ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ»).
Ульяновским УФАС России в адрес ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» направлен запрос (исх. № 7175-05 от 14.11.2013) о представлении сведений относительно абонента телефонного номера, с которого отправлено вышеприведенное рекламное сообщение.  Согласно ответу ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (исх. № 715 от 14.11.2013, вх. № 10081 от 14.11.2013) общество предоставляет техническую возможность отправки СМС-сообщений через программу для ЭВМ «DEVINOPlatform» индивидуальному предпринимателю Павлову Ю.И. (далее - ИП Павлов Ю.И.) на основании договора оказания услуг № ДТ-К/013119 от 23.10.2012.  В соответ-ствии с п. 3.3.2 дополнительного соглашения № 1 от 23.10.2012 к данному договору ИП Павлов Ю.И. обязан получить от абонента согласие на получение СМС-сообщений.
В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информа-ция, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рын-ке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о предоставлении займов, отправленная на номер мобильного телефона +7 ***-**-**, является рекламой, по-скольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услуге по предос-тавлению займов.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по се-тям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, под-вижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.  При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.  Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Вместе с тем, как следует из обращения гр. К., рассматриваемое рекламное сообщение поступило на номер мобильного телефона заявителя без его согласия.
Довод ООО «ЦФП» о том, что СМС-рассылка не является рекламой, является ошибоч-ным.  Одним из основных признаков отнесения информации к рекламе является её распространение неограниченному количеству лиц, что и имеет место в данном случае, поскольку рекламораспространитель в конечном счёте не знает, какое количество лиц ознакомилось с рекламой: абонент номера может её не прочитать либо наоборот зачитать её неопределённому кругу лиц, либо абонент номера вообще может изменится, и СМС-сообщение, в итоге, будет получено совершенно иным лицом (абонентом).  В данном случае, под «определённым» (из понятия рекламы, данного в Федеральном законе «О рекламе») лицом следует считать конкретное лицо, обладающее конкретными персональными данными, однако подобной информации у ИП Павлова Ю.И. при отправке спорных СМС-сообщений не имелось. ИП Павлов Ю.И., распространяя рассматриваемую рекламу, не знал, каким конкретно лицам её распространяет.
Получение согласия абонента на рассылку СМС-сообщений необходимо в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона «О рекламе». Однако в материалах дела № 10370/05-2013 и дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 отсутствует документальное подтверждение факта использования гр. К. терминала самообслуживания по приёму платежей от населения в г. Санкт-Петербурге и других регионах России для оплаты какой бы то ни было услуги или товара, а равно наличия у ИП Павлова Ю.И. согласия заявителя на получение рассматриваемого сообщения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, ока-зывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно свидетельству о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций за № 2110177000840 от 06.12.2011 ООО «ЦПФ», услуги которого рекламируются в рассматриваемой рекламе, является микрофинансовой организацией.  Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рассматриваемой рекламе не указано наименование финансовой организации, а именно, ООО «ЦФП».
Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банков-ских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе приведены только некоторые условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а также на сумму расходов, кото-рые понесут указанные лица: сумма займа - 40 тыс. руб., срок предоставления займа - 6 мес., минимальная процентная ставка - от 0,26% в день, однако остальные условия отсутствуют.
Довод ООО «ЦПФ» о том, что вся необходимая потенциальному заемщику информация размещена на сайте общества, а также сообщается по телефону 8-800-550-80-40 сотрудниками колл-центра, не может быть принят во внимание.  Рассматриваемое СМС-сообщение является рекламой - законченным информационным продуктом, полученным абонентом подвижной радиотелефонной связи - потребителем рекламы.  Иная информация, дополнительно доведенная посредством других носителей, уже не является составной частью данной рекламы.  Федеральный закон «О рекламе» при определении необходимой полноты информации, содержащейся в рекламе, не ставит её в зависимость от возможности получения дополнительной информации из других источников.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за наруше-ние требований, установленных ч. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, несёт рекламорас-пространитель, за нарушение ч. 1 ст. 28 закона - рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение ч. 2 ст. 28 - рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем явя-лется изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распро-странение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела № 10370/05-2013 установлено, что между ООО «ЦФП» (за-казчик) и ИП Павловым Ю.И. (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг № 24.СМ_13 от 15.08.2013, согласно которому исполнитель осуществляет СМС-рассылки с рек-ламой заказчика с целью распространения среди потребителей информации о товарах заказчи-ка.  При этом всю рекламную информацию предоставляет ООО «ЦФП».
В свою очередь, техническая возможность отправки СМС-сообщений предоставлена ИП Павлову Ю.И. ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» в соответствии с договором оказания услуг № ДТ-К/013119 от 23.10.2012.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО «ЦФП», а рекламорас-пространителем - ИП Павлов Ю.И.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламорас-пространителем законодательства о рекламе (в том числе ст.ст. 18, 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штра-фа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Поддержки» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граж-дан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО «ЦФП», как рекламодатель ненадлежащей рекламы, в данном случае несет адми-нистративную ответственность за нарушение ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные ООО «ЦФП», направлены на охрану интересов граждан при потреблении финансовых услуг, недопущение мошенничества и обмана, пресечение злоупотребления доверием граждан.  Кроме того, несоблюдение норм ст. 28 Федерального закона «О рекламе», в данном случае, даёт ООО «ЦФП» необоснованное конкурентное преимущество на рынке предоставления финансовых услуг, конкуренты которого подобную рекламу не размещают.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, от-сутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутст-вуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО «ЦФП», несет существенную угрозу ох-раняемым общественным отношениям в сфере рекламы, защиты интересов граждан.  Данное обстоятельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях.
Административное наказание назначается с учетом финансового положения ООО «ЦФП»: согласно отчету о финансовых результатах убыток общества от хозяйственной дея-тельности за 2013 год составил 81 720 тыс. рублей.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Центр Финан-совой Поддержки» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Под-держки» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбит-ражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Россий-ской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после исте-чения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рас-срочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной анти-монопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКТМО 45321000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 01.12.2014, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 Ко-АП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Заместитель руководителя управления -
начальник отдела          И.И. Спиридонов

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════════════════════════════
ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 131
о назначении административного наказания

05.09.2014                                                                                                     ДЕЛО № 11185-К/05-2014
г. Ульяновск

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонополь-ной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении обществом с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Под-держки» (далее - ООО «ЦФП», общество), правонарушения, предусмотренного частью 1 ста-тьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в при-сутствии представителя общества А. (доверенность , паспорт),

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. К. (вх. № 342/ог от 28.10.2013) (служебная записка № 582 от 28.11.2013).  В обращении указано, что заявителю 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 ***-**-** поступило СМС-сообщение следующего содержания: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «VIVA-DENGI».
Ульяновским УФАС России определением от 28.11.2013 возбуждено дело № 10370/05-2013 по признакам нарушения законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения кото-рого решением от 21.02.2014 реклама услуги по выдаче займов: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040», распространенная 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. по сетям под-вижной радиотелефонной связи без предварительного согласия абонента телефона +7 ***-**-**, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 1 ст. 18, ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Феде-рального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).  Материалы дела переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту нарушения законодательства о рекламе.
Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спири-доновым И.И. вынесено определение от 25.07.2014 о возбуждении в отношении ООО «ЦФП» дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Рос-сийской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 22.08.2014 в 10 час. 00 мин.  Определение от 25.07.2014 направлено ООО «ЦФП» заказным письмом с уведомлением № 43206876639206 от 25.07.2014, которое получено 29.07.2014.
В Ульяновское УФАС России по состоянию на 22.08.2014 ООО «ЦФП» письменного пояснения, иных запрошенных определением от 25.07.2014 документов не представлено.
На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административ-ных правонарушениях временно исполняющим обязанности руководителя Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. в отношении ООО «ЦФП», в отсутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении № 269 от 22.08.2014 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 269 от 22.08.2014 и определение от 22.08.2014 о назначении рассмотрения дела № 11185-К/05-2014 на 05.09.2014 в 10 час. 30 мин. направлены ООО «ЦФП» заказным письмом с уведомлением № 43202077035397 от 22.08.2014, которое получено 26.08.2014.
Заявителю по делу № 10370/05-2014 К. по электронной почте направлено извещение (исх. № 6761-05 от 29.08.2014) о месте и времени рассмотрения дела № 11185-К/05-2014, на рассмотрение дела К. не явился.
05.09.2014 ООО «ЦФП» в Ульяновское УФАС России представлены письменные пояс-нения, документы в подтверждение финансового положения общества и др. (исх. № 206 от 03.09.2014, вх. № 7591 от 05.09.2014).  Представителем ООО «ЦФП» на рассмотрении дела, а также в письменных пояснениях общества сообщено, что при рассылке СМС-уведомлений о новых услугах ООО «ЦФП» не могло уместить все условия по финансовым договорам в одном сообщении, поскольку оно ограничено определенным количеством символов.  На сайте общества размещена вся необходимая информация, которая может быть полезна потенциальному заемщику (размер и сроки предоставления займа, проценты за пользование займом, условия возможного досрочного погашения займа и др.), по бесплатному номеру телефона 8-800-550-80-40 сотрудники колл-центра отвечают на все возникающие вопросы.  Неуказание наименования общества объясняется тем, что население в городах знает общество больше по обозначению «VIVA Деньги».  Кроме того, ООО «ЦФП» сообщило, что при оплате услуг сотовой связи через терминал ОАО «КБ «Банк Балтики» владелец телефонного номера +7 ***-**-** предварительно акцептовал условия оферты, содержащейся в интерфейсе терминала, выразив таким образом согласие на получение через свой абонентский номер СМС-сообщений информационного характера.  Поскольку получатель СМС-сообщений всегда является персонифицированным субъектом - абонентом операторов сотовой связи, то информация, передаваемая посредством мобильной (передвижной) связи, всегда предполагает индивидуализированного абонента (получателя).  Следовательно, СМС-рассылка в данном случае рекламой не является.  На основании приведенных доводов ООО «ЦФП» просит освободить общество от административной ответственности и производство по делу пре-кратить.
Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 10370/05-2014 и дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 усматривается следующее.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. Кракосевича А.В. о том, что 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 ***-**-** по-ступило СМС-сообщение следующего содержания: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «VIVADENGI».  Согласно детализации оказанных услуг рассматриваемое СМС-сообщение поступило на телефонный номер заявителя с номера +7-903-701-11-11, принадлежащего к ре-сурсу нумерации открытого акционерного общества «Вымпел-Коммуникации» (далее - ОАО «ВымпелКом»).
Ульяновским УФАС России в адрес Ульяновского филиала ОАО «ВымпелКом» направлен запрос (исх. № 7001-05 от 07.11.2013) о представлении сведений относительно або-нента телефонного номера, с которого отправлено вышеупомянутое рекламное сообщение.  Согласно ответу Ульяновского филиала ОАО «ВымпелКом» (вх. № 9938 от 11.11.2013) СМС-сообщение поступило с идентификационного номера, закрепленного в соответствии с договором об оказании услуг связи «Билайн» № 429838801 от 18.01.2011 за обществом с ограниченной ответственностью «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (далее - ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ»).
Ульяновским УФАС России в адрес ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» направлен запрос (исх. № 7175-05 от 14.11.2013) о представлении сведений относительно абонента телефонного номера, с которого отправлено вышеприведенное рекламное сообщение.  Согласно ответу ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» (исх. № 715 от 14.11.2013, вх. № 10081 от 14.11.2013) общество предоставляет техническую возможность отправки СМС-сообщений через программу для ЭВМ «DEVINOPlatform» индивидуальному предпринимателю Павлову Ю.И. (далее - ИП Павлов Ю.И.) на основании договора оказания услуг № ДТ-К/013119 от 23.10.2012.  В соответ-ствии с п. 3.3.2 дополнительного соглашения № 1 от 23.10.2012 к данному договору ИП Павлов Ю.И. обязан получить от абонента согласие на получение СМС-сообщений.
В соответствии с п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информа-ция, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рын-ке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В силу п.п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о предоставлении займов, отправленная на номер мобильного телефона +7 ***-**-**, является рекламой, по-скольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услуге по предос-тавлению займов.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по се-тям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, под-вижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.  При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.  Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Вместе с тем, как следует из обращения гр. К., рассматриваемое рекламное сообщение поступило на номер мобильного телефона заявителя без его согласия.
Довод ООО «ЦФП» о том, что СМС-рассылка не является рекламой, является ошибоч-ным.  Одним из основных признаков отнесения информации к рекламе является её распространение неограниченному количеству лиц, что и имеет место в данном случае, поскольку рекламораспространитель в конечном счёте не знает, какое количество лиц ознакомилось с рекламой: абонент номера может её не прочитать либо наоборот зачитать её неопределённому кругу лиц, либо абонент номера вообще может изменится, и СМС-сообщение, в итоге, будет получено совершенно иным лицом (абонентом).  В данном случае, под «определённым» (из понятия рекламы, данного в Федеральном законе «О рекламе») лицом следует считать конкретное лицо, обладающее конкретными персональными данными, однако подобной информации у ИП Павлова Ю.И. при отправке спорных СМС-сообщений не имелось. ИП Павлов Ю.И., распространяя рассматриваемую рекламу, не знал, каким конкретно лицам её распространяет.
Получение согласия абонента на рассылку СМС-сообщений необходимо в соответствии с требованиями ст. 18 Федерального закона «О рекламе». Однако в материалах дела № 10370/05-2013 и дела об административном правонарушении № 11185-К/05-2014 отсутствует документальное подтверждение факта использования гр. К. терминала самообслуживания по приёму платежей от населения в г. Санкт-Петербурге и других регионах России для оплаты какой бы то ни было услуги или товара, а равно наличия у ИП Павлова Ю.И. согласия заявителя на получение рассматриваемого сообщения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, ока-зывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Согласно свидетельству о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций за № 2110177000840 от 06.12.2011 ООО «ЦПФ», услуги которого рекламируются в рассматриваемой рекламе, является микрофинансовой организацией.  Вместе с тем, в нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» в рассматриваемой рекламе не указано наименование финансовой организации, а именно, ООО «ЦФП».
Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банков-ских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В рассматриваемой рекламе приведены только некоторые условия, влияющие на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, а также на сумму расходов, кото-рые понесут указанные лица: сумма займа - 40 тыс. руб., срок предоставления займа - 6 мес., минимальная процентная ставка - от 0,26% в день, однако остальные условия отсутствуют.
Довод ООО «ЦПФ» о том, что вся необходимая потенциальному заемщику информация размещена на сайте общества, а также сообщается по телефону 8-800-550-80-40 сотрудниками колл-центра, не может быть принят во внимание.  Рассматриваемое СМС-сообщение является рекламой - законченным информационным продуктом, полученным абонентом подвижной радиотелефонной связи - потребителем рекламы.  Иная информация, дополнительно доведенная посредством других носителей, уже не является составной частью данной рекламы.  Федеральный закон «О рекламе» при определении необходимой полноты информации, содержащейся в рекламе, не ставит её в зависимость от возможности получения дополнительной информации из других источников.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за наруше-ние требований, установленных ч. 1 ст. 18 указанного Федерального закона, несёт рекламорас-пространитель, за нарушение ч. 1 ст. 28 закона - рекламодатель и рекламораспространитель, а за нарушение ч. 2 ст. 28 - рекламодатель.
В соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем явя-лется изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распро-странение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела № 10370/05-2013 установлено, что между ООО «ЦФП» (за-казчик) и ИП Павловым Ю.И. (исполнитель) заключен договор возмездного оказания услуг № 24.СМ_13 от 15.08.2013, согласно которому исполнитель осуществляет СМС-рассылки с рек-ламой заказчика с целью распространения среди потребителей информации о товарах заказчи-ка.  При этом всю рекламную информацию предоставляет ООО «ЦФП».
В свою очередь, техническая возможность отправки СМС-сообщений предоставлена ИП Павлову Ю.И. ООО «ДЕВИНО ТЕЛЕКОМ» в соответствии с договором оказания услуг № ДТ-К/013119 от 23.10.2012.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО «ЦФП», а рекламорас-пространителем - ИП Павлов Ю.И.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правона-рушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламорас-пространителем законодательства о рекламе (в том числе ст.ст. 18, 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штра-фа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом, обществом с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Поддержки» совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граж-дан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
ООО «ЦФП», как рекламодатель ненадлежащей рекламы, в данном случае несет адми-нистративную ответственность за нарушение ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные ООО «ЦФП», направлены на охрану интересов граждан при потреблении финансовых услуг, недопущение мошенничества и обмана, пресечение злоупотребления доверием граждан.  Кроме того, несоблюдение норм ст. 28 Федерального закона «О рекламе», в данном случае, даёт ООО «ЦФП» необоснованное конкурентное преимущество на рынке предоставления финансовых услуг, конкуренты которого подобную рекламу не размещают.
Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, от-сутствуют.
Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутст-вуют, поскольку правонарушение, совершенное ООО «ЦФП», несет существенную угрозу ох-раняемым общественным отношениям в сфере рекламы, защиты интересов граждан.  Данное обстоятельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об администра-тивных правонарушениях.
Административное наказание назначается с учетом финансового положения ООО «ЦФП»: согласно отчету о финансовых результатах убыток общества от хозяйственной дея-тельности за 2013 год составил 81 720 тыс. рублей.

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях общества с ограниченной ответственностью «Центр Финан-совой Поддержки» наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Центр Финансовой Под-держки» административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (Сто тысяч) рублей.

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбит-ражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Россий-ской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после исте-чения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рас-срочки) уплаты штрафа.
Штраф уплачивается по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной анти-монопольной службы).
Налоговый орган: ИНН 7325002331.
Код КПП 732501001.
Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.
Код бюджетной классификации 16111626000016000140.
ОКТМО 45321000.
Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодатель-ства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

Об уплате штрафа сообщить в срок до 01.12.2014, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 Ко-АП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают ре-шение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Заместитель руководителя управления -
начальник отдела          И.И. Спиридонов

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 11185-К/05-2014 [format] => [safe_value] => 11185-К/05-2014 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. К. (вх. № 342/ог от 28.10.2013) (служебная записка № 582 от 28.11.2013).  В обращении указано, что заявителю 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 ***-**-** поступило СМС-сообщение следующего содержания: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «VIVA-DENGI».

[format] => full_html [safe_value] =>

В Ульяновское УФАС России поступило обращение гр. К. (вх. № 342/ог от 28.10.2013) (служебная записка № 582 от 28.11.2013).  В обращении указано, что заявителю 17.10.2013 в 13 час. 24 мин. без его согласия на номер мобильного телефона +7 ***-**-** поступило СМС-сообщение следующего содержания: «Займ до 40 тыс. руб. на 6 мес. От 0,26% в день 88005508040».  Отправителем указанного сообщения является лицо, обозначенное как «VIVA-DENGI».

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 12 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 12 [vid] => 3 [name] => Постановления о привлечении к административной ответственности [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 5 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 5 [vid] => 6 [name] => Контроль рекламы и недобросовестной конкуренции [description] => [format] => full_html [weight] => 8 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-11 13:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2014-09-05 12:59:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1413982865 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )