Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.10.2013 г. по заявлению ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России

Сфера деятельности: Контроль госзакупок
Номер дела: 9671/03-2013
Дата публикации: 28 октября 2013, 17:00


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет:www.ulyanovsk.arbitr.ru

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ульяновск                                                                      Дело № А72-9089/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16.10.2013.
В полном объеме решение изготовлено 21.10.2013.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи <…..>,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания <…..>,
Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая боль-ница №172 Федерального медико-биологического агентства», г.Димитровград,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,
о признании недействительным и отмене решение УФАС по Ульяновской области по делу №9671/03-2013 от 23.04.2013,
заинтересованные лица:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом СПП»
Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаПродуктСервис»
при участии в заседании:
<…..>

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и отмене решение УФАС по Ульяновской области по делу №9671/03-2013 от 23.04.2013.
Определением от 17.09.2013 суд в порядке статьи 40 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом СПП» и Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаПродуктСервис».
Из материалов дела следует:
11.04.2013 на сайта www.zakupki.gov.ru были опубликованы извещение и документация об открытом конкурсе № 0368100007513000096.
19.04.2013 г. на основании решения заказчика в конкурсную документацию были внесены изме-нения.
Предмет конкурса: оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения). Цена контракта 28722647,33 рублей. Дата окончания срока подачи заявок – 13.05.2013 г.
ООО «ВолгаПродуктСервис» и ООО «Торговый Дом СПП» обратились в УФАС по Ульяновской области с жалобой на действия заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» при проведении открытого конкурса № 0368100007513000096 по признакам нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
23.04.2013 УФАС по Ульяновской области приняло решение по делу № 9671/03-2013 которым решил:
1.Признать жалобу ООО «ВолгаПродуктСервис» обоснованной.
2. Признать жалобу ООО «Торговый Дом СПП» обоснованной.
3. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
4. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования открытого конкурса № 0368100007513000096, на что выдать предписание.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико- биологического агентства» об-ратилось в арбитражный суд.
По мнению заявителя услуги, являющиеся предметом конкурса технологически и функционально связаны между собой и не приводят к уменьшению числа потенциальных участников, то есть не влекут ограничение конкуренции. По решению УФАС по Ульяновской области конкурс № 0368100007513000096 был аннулирован, проведен иной конкурс.
УФАС по Ульяновской области требования не признает.
Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должност-ных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 статьи 22 Федерального Закона РФ «О размещении заказов на поставки то-варов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Предметом открытого конкурса № 0368100007513000096 является оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) (пункт 4 раздела 1 Информационной карты тома 2 конкурсной документации «Специальная часть»).
Согласно пункту 4 раздела 1 Информационная карта тома 2 конкурсной документации объем оказываемых услуг: в соответствии с разделом 2 «Техническая часть» конкурсной документации.
В соответствии с приложением № 1 к разделу № 2 «Техническая часть» оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) производится по ежедневному 4-х разовому готовому лечебному питанию пациентов учреждения, больных детей и ухаживающих матерей за детьми до 3-х лет, и 6-ти разовому готовому лечебному питанию детей от 5-ти месяцев до 1-го года заказчика в горячем виде согласно сводному семидневному меню диет с краткой характеристикой блюд и графиком выдачи готовых блюд (приложение № 2 к разделу 2 «Техническая часть» конкурсной документации). При этом в объем оказываемых услуг входит приготовление пищи, закупки и хранение необходимых продуктов, а также оказание доврачебной медицинской помощи.
Согласно положениям конкурсной документации (пп. «б» пункта 3 части 26 «Требования к со-держанию составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, инструкция по ее заполнению» конкурсной документации) участник размещения заказа должен обладать действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Вместе с тем, оказание доврачебной медицинской помощи по диетологии (код 211 «Услуги в об-ласти здравоохранения» Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273, которым утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков) не имеет функциональной и технологической связи с оказанием услуг по организации питания (код 179 «Услуги ресторанов, баров и столовых» Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273), являющихся предметом открытого конкурса № 0368100007513000096.
Суд считает, что в предмет конкурса объединены два вида услуг: при этом один вид услуг (приготовление лечебного питания) свободно обращается на рынке, а для реализации другого вида услуг (медицинские услуги по диетологии) необходима лицензия.
Следовательно, включение в предмет конкурса вышеуказанных видов услуг ограничивает круг участников открытого конкурса только теми, кто имеет лицензию на медицинскую деятельность (по специальности "диетология"), что свидетельствует о нарушении заявителем требований антимонопольного законодательства, поскольку влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что УФАС по Ульяновской области правомерно признало действия заказчика нарушением части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, соответственно жалобы ООО «ВолгаПродуктСервис» и ООО «Торговый Дом СПП» обоснованными.
Ссылка заявителя на Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N 330 в обоснова-ние наличия технологической и функциональной связи между действиями врача-диетолога и действия-ми иных работников пищеблока в процессе обеспечения лечебным питанием пациентов, судом откло-няется в силу следующего.
Статья 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворе-ние физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330 в целях реализации концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации утверждены "Положения об организации деятельности врача-диетолога" и "Положение о совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений".
Согласно Положению об организации деятельности врача-диетолога на должность врача-диетолога назначается врач-специалист, имеющий подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности "Диетология". Врач-диетолог отвечает за организацию лечебного питания и адекватное применение его во всех отделениях учреждений здравоохранения, а также руководит медицинскими сестрами диетическими, осуществляет контроль за работой пищеблока.
В соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания, утвержденной Приказом Ми-нистерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330, организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Общее руководство в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие - заместитель по его лечебной части. Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случая, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.
Таким образом, организацию лечебного питания (в частности, предоставление медицинской услуги по диетологии) в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет само лечебное учреждение, а не сторонняя организация, привлекаемая по результатам конкурсного отбора.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонополь-ный орган выдает органам исполнительной власти в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, обязательные для исполнения предписания.
Поскольку в рассматриваемом случае совершение заявителем указанных в предписании действий приведет к устранению выявленных антимонопольным органом нарушений Федерального закона "О защите конкуренции", указанные в предписании способы устранения выявленных нарушений являются обоснованными.
При таких обстоятельствах дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных тре-бований.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд.

 

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.
<…..>

stdClass Object ( [vid] => 21098 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16.10.2013 г. по заявлению ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 21099 [type] => solution [language] => ru [created] => 1393595052 [changed] => 1393595052 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1393595052 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет:www.ulyanovsk.arbitr.ru

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ульяновск                                                                      Дело № А72-9089/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16.10.2013.
В полном объеме решение изготовлено 21.10.2013.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи <…..>,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания <…..>,
Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая боль-ница №172 Федерального медико-биологического агентства», г.Димитровград,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,
о признании недействительным и отмене решение УФАС по Ульяновской области по делу №9671/03-2013 от 23.04.2013,
заинтересованные лица:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом СПП»
Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаПродуктСервис»
при участии в заседании:
<…..>

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и отмене решение УФАС по Ульяновской области по делу №9671/03-2013 от 23.04.2013.
Определением от 17.09.2013 суд в порядке статьи 40 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом СПП» и Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаПродуктСервис».
Из материалов дела следует:
11.04.2013 на сайта www.zakupki.gov.ru были опубликованы извещение и документация об открытом конкурсе № 0368100007513000096.
19.04.2013 г. на основании решения заказчика в конкурсную документацию были внесены изме-нения.
Предмет конкурса: оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения). Цена контракта 28722647,33 рублей. Дата окончания срока подачи заявок – 13.05.2013 г.
ООО «ВолгаПродуктСервис» и ООО «Торговый Дом СПП» обратились в УФАС по Ульяновской области с жалобой на действия заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» при проведении открытого конкурса № 0368100007513000096 по признакам нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
23.04.2013 УФАС по Ульяновской области приняло решение по делу № 9671/03-2013 которым решил:
1.Признать жалобу ООО «ВолгаПродуктСервис» обоснованной.
2. Признать жалобу ООО «Торговый Дом СПП» обоснованной.
3. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
4. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования открытого конкурса № 0368100007513000096, на что выдать предписание.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико- биологического агентства» об-ратилось в арбитражный суд.
По мнению заявителя услуги, являющиеся предметом конкурса технологически и функционально связаны между собой и не приводят к уменьшению числа потенциальных участников, то есть не влекут ограничение конкуренции. По решению УФАС по Ульяновской области конкурс № 0368100007513000096 был аннулирован, проведен иной конкурс.
УФАС по Ульяновской области требования не признает.
Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должност-ных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 статьи 22 Федерального Закона РФ «О размещении заказов на поставки то-варов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Предметом открытого конкурса № 0368100007513000096 является оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) (пункт 4 раздела 1 Информационной карты тома 2 конкурсной документации «Специальная часть»).
Согласно пункту 4 раздела 1 Информационная карта тома 2 конкурсной документации объем оказываемых услуг: в соответствии с разделом 2 «Техническая часть» конкурсной документации.
В соответствии с приложением № 1 к разделу № 2 «Техническая часть» оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) производится по ежедневному 4-х разовому готовому лечебному питанию пациентов учреждения, больных детей и ухаживающих матерей за детьми до 3-х лет, и 6-ти разовому готовому лечебному питанию детей от 5-ти месяцев до 1-го года заказчика в горячем виде согласно сводному семидневному меню диет с краткой характеристикой блюд и графиком выдачи готовых блюд (приложение № 2 к разделу 2 «Техническая часть» конкурсной документации). При этом в объем оказываемых услуг входит приготовление пищи, закупки и хранение необходимых продуктов, а также оказание доврачебной медицинской помощи.
Согласно положениям конкурсной документации (пп. «б» пункта 3 части 26 «Требования к со-держанию составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, инструкция по ее заполнению» конкурсной документации) участник размещения заказа должен обладать действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Вместе с тем, оказание доврачебной медицинской помощи по диетологии (код 211 «Услуги в об-ласти здравоохранения» Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273, которым утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков) не имеет функциональной и технологической связи с оказанием услуг по организации питания (код 179 «Услуги ресторанов, баров и столовых» Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273), являющихся предметом открытого конкурса № 0368100007513000096.
Суд считает, что в предмет конкурса объединены два вида услуг: при этом один вид услуг (приготовление лечебного питания) свободно обращается на рынке, а для реализации другого вида услуг (медицинские услуги по диетологии) необходима лицензия.
Следовательно, включение в предмет конкурса вышеуказанных видов услуг ограничивает круг участников открытого конкурса только теми, кто имеет лицензию на медицинскую деятельность (по специальности "диетология"), что свидетельствует о нарушении заявителем требований антимонопольного законодательства, поскольку влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что УФАС по Ульяновской области правомерно признало действия заказчика нарушением части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, соответственно жалобы ООО «ВолгаПродуктСервис» и ООО «Торговый Дом СПП» обоснованными.
Ссылка заявителя на Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N 330 в обоснова-ние наличия технологической и функциональной связи между действиями врача-диетолога и действия-ми иных работников пищеблока в процессе обеспечения лечебным питанием пациентов, судом откло-няется в силу следующего.
Статья 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворе-ние физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330 в целях реализации концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации утверждены "Положения об организации деятельности врача-диетолога" и "Положение о совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений".
Согласно Положению об организации деятельности врача-диетолога на должность врача-диетолога назначается врач-специалист, имеющий подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности "Диетология". Врач-диетолог отвечает за организацию лечебного питания и адекватное применение его во всех отделениях учреждений здравоохранения, а также руководит медицинскими сестрами диетическими, осуществляет контроль за работой пищеблока.
В соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания, утвержденной Приказом Ми-нистерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330, организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Общее руководство в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие - заместитель по его лечебной части. Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случая, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.
Таким образом, организацию лечебного питания (в частности, предоставление медицинской услуги по диетологии) в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет само лечебное учреждение, а не сторонняя организация, привлекаемая по результатам конкурсного отбора.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонополь-ный орган выдает органам исполнительной власти в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, обязательные для исполнения предписания.
Поскольку в рассматриваемом случае совершение заявителем указанных в предписании действий приведет к устранению выявленных антимонопольным органом нарушений Федерального закона "О защите конкуренции", указанные в предписании способы устранения выявленных нарушений являются обоснованными.
При таких обстоятельствах дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных тре-бований.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд.

 

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.
<…..>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
432017, г. Ульяновск, ул. Железнодорожная, 14 Тел. (8422)33-46-08 Факс (8422)32-54-54 E-mail: normativ@mv.ru Интернет:www.ulyanovsk.arbitr.ru

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г.Ульяновск                                                                      Дело № А72-9089/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16.10.2013.
В полном объеме решение изготовлено 21.10.2013.

 

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи <…..>,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания <…..>,
Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая боль-ница №172 Федерального медико-биологического агентства», г.Димитровград,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,
о признании недействительным и отмене решение УФАС по Ульяновской области по делу №9671/03-2013 от 23.04.2013,
заинтересованные лица:
Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом СПП»
Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаПродуктСервис»
при участии в заседании:
<…..>

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и отмене решение УФАС по Ульяновской области по делу №9671/03-2013 от 23.04.2013.
Определением от 17.09.2013 суд в порядке статьи 40 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом СПП» и Общество с ограниченной ответственностью «ВолгаПродуктСервис».
Из материалов дела следует:
11.04.2013 на сайта www.zakupki.gov.ru были опубликованы извещение и документация об открытом конкурсе № 0368100007513000096.
19.04.2013 г. на основании решения заказчика в конкурсную документацию были внесены изме-нения.
Предмет конкурса: оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения). Цена контракта 28722647,33 рублей. Дата окончания срока подачи заявок – 13.05.2013 г.
ООО «ВолгаПродуктСервис» и ООО «Торговый Дом СПП» обратились в УФАС по Ульяновской области с жалобой на действия заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» при проведении открытого конкурса № 0368100007513000096 по признакам нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94- ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
23.04.2013 УФАС по Ульяновской области приняло решение по делу № 9671/03-2013 которым решил:
1.Признать жалобу ООО «ВолгаПродуктСервис» обоснованной.
2. Признать жалобу ООО «Торговый Дом СПП» обоснованной.
3. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
4. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования открытого конкурса № 0368100007513000096, на что выдать предписание.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико- биологического агентства» об-ратилось в арбитражный суд.
По мнению заявителя услуги, являющиеся предметом конкурса технологически и функционально связаны между собой и не приводят к уменьшению числа потенциальных участников, то есть не влекут ограничение конкуренции. По решению УФАС по Ульяновской области конкурс № 0368100007513000096 был аннулирован, проведен иной конкурс.
УФАС по Ульяновской области требования не признает.
Заслушав присутствующих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должност-ных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 статьи 22 Федерального Закона РФ «О размещении заказов на поставки то-варов, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Предметом открытого конкурса № 0368100007513000096 является оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) (пункт 4 раздела 1 Информационной карты тома 2 конкурсной документации «Специальная часть»).
Согласно пункту 4 раздела 1 Информационная карта тома 2 конкурсной документации объем оказываемых услуг: в соответствии с разделом 2 «Техническая часть» конкурсной документации.
В соответствии с приложением № 1 к разделу № 2 «Техническая часть» оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) производится по ежедневному 4-х разовому готовому лечебному питанию пациентов учреждения, больных детей и ухаживающих матерей за детьми до 3-х лет, и 6-ти разовому готовому лечебному питанию детей от 5-ти месяцев до 1-го года заказчика в горячем виде согласно сводному семидневному меню диет с краткой характеристикой блюд и графиком выдачи готовых блюд (приложение № 2 к разделу 2 «Техническая часть» конкурсной документации). При этом в объем оказываемых услуг входит приготовление пищи, закупки и хранение необходимых продуктов, а также оказание доврачебной медицинской помощи.
Согласно положениям конкурсной документации (пп. «б» пункта 3 части 26 «Требования к со-держанию составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, инструкция по ее заполнению» конкурсной документации) участник размещения заказа должен обладать действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Вместе с тем, оказание доврачебной медицинской помощи по диетологии (код 211 «Услуги в об-ласти здравоохранения» Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273, которым утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков) не имеет функциональной и технологической связи с оказанием услуг по организации питания (код 179 «Услуги ресторанов, баров и столовых» Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273), являющихся предметом открытого конкурса № 0368100007513000096.
Суд считает, что в предмет конкурса объединены два вида услуг: при этом один вид услуг (приготовление лечебного питания) свободно обращается на рынке, а для реализации другого вида услуг (медицинские услуги по диетологии) необходима лицензия.
Следовательно, включение в предмет конкурса вышеуказанных видов услуг ограничивает круг участников открытого конкурса только теми, кто имеет лицензию на медицинскую деятельность (по специальности "диетология"), что свидетельствует о нарушении заявителем требований антимонопольного законодательства, поскольку влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что УФАС по Ульяновской области правомерно признало действия заказчика нарушением части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, соответственно жалобы ООО «ВолгаПродуктСервис» и ООО «Торговый Дом СПП» обоснованными.
Ссылка заявителя на Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N 330 в обоснова-ние наличия технологической и функциональной связи между действиями врача-диетолога и действия-ми иных работников пищеблока в процессе обеспечения лечебным питанием пациентов, судом откло-няется в силу следующего.
Статья 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворе-ние физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330 в целях реализации концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации утверждены "Положения об организации деятельности врача-диетолога" и "Положение о совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений".
Согласно Положению об организации деятельности врача-диетолога на должность врача-диетолога назначается врач-специалист, имеющий подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности "Диетология". Врач-диетолог отвечает за организацию лечебного питания и адекватное применение его во всех отделениях учреждений здравоохранения, а также руководит медицинскими сестрами диетическими, осуществляет контроль за работой пищеблока.
В соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания, утвержденной Приказом Ми-нистерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330, организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Общее руководство в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие - заместитель по его лечебной части. Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случая, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.
Таким образом, организацию лечебного питания (в частности, предоставление медицинской услуги по диетологии) в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет само лечебное учреждение, а не сторонняя организация, привлекаемая по результатам конкурсного отбора.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонополь-ный орган выдает органам исполнительной власти в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, обязательные для исполнения предписания.
Поскольку в рассматриваемом случае совершение заявителем указанных в предписании действий приведет к устранению выявленных антимонопольным органом нарушений Федерального закона "О защите конкуренции", указанные в предписании способы устранения выявленных нарушений являются обоснованными.
При таких обстоятельствах дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных тре-бований.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд.

 

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования оставить без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в установленном порядке в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции.
<…..>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 9671/03-2013 [format] => [safe_value] => 9671/03-2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Ульяновской области рассмотрев заявление Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая боль-ница №172 Федерального медико-биологического агентства» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительным и отмене решение УФАС по Ульяновской области по делу №9671/03-2013 от 23.04.2013...

[format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Ульяновской области рассмотрев заявление Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая боль-ница №172 Федерального медико-биологического агентства» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании недействительным и отмене решение УФАС по Ульяновской области по делу №9671/03-2013 от 23.04.2013...

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 4 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 4 [vid] => 6 [name] => Контроль госзакупок [description] => [format] => full_html [weight] => 7 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-28 13:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-10-16 13:00:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1393595052 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Ульяновское УФАС России )