Акт №7 проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку средства транспортного подержанного

Категория отчета: Статистика и отчеты

А К Т № 7

проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона № 0168200002417000153 на поставку средства транспортного подержанного (бывшего в употреблении) (начальная (максимальная) цена контракта – 4 455 000,00 руб.)

 

 

13.03.2017 года                                                                                                                г. Ульяновск

 

На основании приказа от 09.03.2017 г. № 50 по Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (Ульяновское УФАС России) нами, Поповым Константином Юрьевичем, заместителем руководителя управления (руководитель инспекции), Бокач Екатериной Борисовной, начальником отдела (участник инспекции), Мартиросян Еленой Ивановной, ведущим специалистом - экспертом (участник инспекции), проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком – Областным государственным казенным учреждением «Управление делами Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»),  уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, аукционной комиссией при проведении электронного аукциона № 0168200002417000153 на поставку средства транспортного подержанного (бывшего в употреблении) (начальная (максимальная) цена контракта – 4 455 000,00 руб.).

 

Проверка начата 09.03.2017 г., окончена 13.03.2017 г.

 

Юридический адрес ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»: 432017, г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 1.

Директор ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»: Ефремов И.В.

 

Юридический адрес Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области: 432071, г. Ульяновск, ул. Дм. Ульянова, д. 7.

Директор Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области: Погорелова И.А.

 

Аукционная комиссия в составе: Ощепков А.А. (председатель комиссии), Синявина Е.С. (член комиссии), Левина Е.В. (член комиссии), Тарасов А.Д. (секретарь комиссии).

 

Место проведения контрольного мероприятия: 432970, г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 2.

С вызовом сторон: 13.03.2017 г., в присутствии:

- от ОГКУ «Управление делами Ульяновской области»: Синявиной Е.С. (доверенность № 7311-УД.01/356исх от 06.06.2016 г.);

-  от Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области: Рейц М.Н. (доверенность № 68 от 09.01.2017 г.);

- члена аукционной комиссии Синявиной Е.С. (паспорт).

 

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).

Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон) контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе  контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99, с учетом части 4 статьи 99 осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок путем внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что  контрольный орган проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

 

Вх. № 1463 от 02.03.2017 г. в Ульяновское УФАС России поступило обращение Прокуратуры Ульяновской области о необходимости проведения проверки относительно фактов, изложенных в публикации с сайта в сети «Интернет» www.ulnovosti.ru «ОНФ в Ульяновской области взял на контроль закупку автомобиля за 4,5 млн руб. для управделами региона».

Вх. № 1567 от 06.03.2017 г. в Ульяновское УФАС России поступило аналогичное обращение Прокуратуры Ульяновской области с приложением публикации с сайта в сети «Интернет» www.ulnovosti.ru «ВИП-членовоз за 5 миллионов рублей. Управделами Ульяновской области покупает подержанную Toyota».

Указанные публикации содержат указание на высокую начальную (максимальную) цену контракта за бывшее в употреблении транспортное средство, а также на то, что техническим характеристикам, установленным заказчиком, соответствует только автомобиль Toyota Alphard.

Исх. № 1049-03 от 09.03.2017 г. Ульяновским УФАС России представители ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, члены аукционной комиссии были вызваны на заседание Инспекции Ульяновского УФАС России 13.03.2017 г. для дачи объяснений.

 

На заседании Инспекции Ульяновского УФАС России 13.03.2017 г. представитель заказчика представил письменные пояснения (исх. № 7311-УД.01/121исх от 13.03.2017 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.

ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» проведена закупка транспортного средства для сопровождения правительственных и иностранных делегаций, прибывающих с визитами на территорию Ульяновской области. Перед формированием аукционной документации заказчиком проведен анализ технических характеристик и цен микроавтобусов Volkswagen Multivan Business, Mercedes V-класса Exclusive V 250, Toyota Alphard.

Заказчиком отдано предпочтение транспортному средству Toyota Alphard в связи с тем, что его стоимость дешевле аналогов, а также в связи с тем, что на балансе ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» находится 19 единиц марки Toyota, у заказчика имеется ремонтная база, осуществляется закупка запасных частей, производится техническое обслуживание автомобилей указанной марки.

Реализация автомобилей марки Toyota на территории РФ осуществляется более 50 дилерскими центрами.

Также представитель ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» на заседании Инспекции 13.03.2017 г. пояснила, что государственный контракт по итогам проведения электронного аукциона № 0168200002417000153 заключен.

 

Представитель уполномоченного органа на заседании Инспекции Ульяновского УФАС России 13.03.2017 г. представила письменные пояснения (исх. б/н от 13.03.2017 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.

Согласно Порядку взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование и описание объекта закупки исходя из потребностей.

Определяющим фактором при формировании технического задания и описания объекта закупки является потребность заказчика, поскольку согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

 

В ходе проверки были рассмотрены следующие материалы:

 

  1. Обращение Прокуратуры Ульяновской области (вх. № 1463 от 02.03.2017 г.);
  2. Публикация с сайта в сети «Интернет» www.ulnovosti.ru «ОНФ в Ульяновской области взял на контроль закупку автомобиля за 4,5 млн руб. для управделами региона» от 20.02.2017 г.;
  3. Обращение Прокуратуры Ульяновской области (вх. № 1567 от 06.03.2017 г.);
  4. Публикация с сайта в сети «Интернет» www.ulnovosti.ru «ВИП-членовоз за 5 миллионов рублей. Управделами Ульяновской области покупает подержанную Toyota» от 20.02.2017 г.;
  5. Приказ Ульяновского УФАС России № 50 от 09.03.2017 г. «О проведении контрольного мероприятия»;
  6. Уведомление Ульяновского УФАС России о проведении внеплановой проверки (исх. № 1049-03 от 09.03.2017 г.);
  7. Письменные пояснения ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» (исх. № 7311-УД.01/121исх от 13.03.2017 г.);
  8. Письменные пояснения Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области (исх. б/н от 13.03.2017 г.);
  9. Запросы о предоставлении ценовой информации от 17.01.2017 г., направленные ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» в адрес ООО «Тон-Авто», ООО «Оригинал-Сервис», ООО «Континетт»;
  10. Коммерческие предложения о стоимости транспортного средства подержанного (бывшего в употреблении) (ООО «Тон-Авто» (исх. № 6 от 17.01.2017 г.), ООО «Оригинал-Сервис» (исх. № 144/17 от 17.01.2017 г.), ООО Континентт» (исх. б/н от 18.01.2017 г.));
  11. Извещение и документация электронного аукциона № 0168200002417000153 на поставку средства транспортного подержанного (бывшего в употреблении) (начальная (максимальная) цена контракта – 4 455 000,00 руб.);
  12. Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0168200002417000153 от 22.02.2017 г.;
  13. Первая и вторая части заявки, представленные ООО «Тон-Авто» на участие в электронном аукционе № 0168200002417000153;
  14. Сведения о заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона № 0168200002417000153 от 13.03.2017 г.

 

Контрольным мероприятием установлено следующее:

 

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 06.02.2017 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона №  0168200002417000153 на поставку средства транспортного подержанного (бывшего в употреблении) (начальная (максимальная) цена контракта – 4 455 000,00 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0168200002417000153 от 22.02.2017 г. на участие в указанной закупке была подана одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям аукционной документации.

Согласно информации из единой информационной системы www.zakupki.gov.ru контракт по итогам проведения электронного аукциона № 0168200002417000153 заключен 13.03.2017 г. в 08:57 (цена контракта – 4 405 000,00 руб.).

 

В ходе проведения контрольного мероприятия Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

 

1. В отношении довода о завышении начальной (максимальной) цены контракта за бывшее в употреблении транспортное средство Инспекция Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи  64 Закона о контрактной системе  документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе  обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 14 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» аукционной документации № 0168200002417000153 обоснование начальной (максимальной) цены контракта содержится в приложении № 2 к документации.

Приложение № 2 к аукционной документации содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В приложении указано, что заказчиком был проведен анализ рынка методом сопоставимых рыночных цен посредством направления запросов о предоставлении ценовой информации поставщикам.

В ходе анализа представленной информации, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что заказчиком были получены 3 коммерческих предложения о стоимости транспортного средства подержанного (бывшего в употреблении) (№ 6 от 17.01.2017 г., № 144/17 от 17.01.2017 г., б/н от 18.01.2017 г.).  

Указанные результаты проведенного анализа рынка представлены в таблице приложения № 2 к аукционной документации.

Таким образам, аукционная документация № 0168200002417000153 содержала обоснование цены контракта в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи  64 Закона о контрактной системе.

Также Инспекция Ульяновского УФАС России отмечает, что часть 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусматривает, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона, и обоснованности закупок, а также обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Учитывая изложенное, вопросы, связанные с контролем за обоснованием начальной цены контракта не входят в полномочия антимонопольной службы.

 

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается установление в аукционной документации требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе  описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 9 раздела 1 «Общие сведения об электронном аукционе» аукционной документации № 0168200002417000153 объектом закупки является поставка средства транспортного подержанного (бывшего в употреблении).

Пунктом 10 раздела 1 аукционной документации определено, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

В приложении № 1 к аукционной документации «Описание объекта закупки и количество» содержатся технические характеристики транспортного средства, предполагаемого к поставке, в количестве 89 показателей.

В ходе анализа представленных материалов Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено, что в аукционной документации указаны технические характеристики транспортного средства, которые соответствуют автомобилю Toyota Alphard, что подтверждается пояснениями представителя заказчика на заседании Инспекции 13.03.2017 г.

Доводы заказчика о наличии аналогов Volkswagen Multivan Business, Mercedes V-класса Exclusive V 250 не могут быть приняты во внимание, поскольку документальное подтверждение соответствия всем техническим характеристикам, указанным в документации, ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» не представлено.

Таким образом, при формировании аукционной документации допущены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.  

 

В соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование и описание объекта закупки исходя из потребностей.

 

Учитывая изложенное, нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе допущены заказчиком – ОГКУ «Управление делами Ульяновской области».

 

В действиях должностного лица заказчика, утвердившего документацию о закупке № 0168200002417000153, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Согласно части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 статьи 7.30, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

 

3. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Пункт 10  раздела 1 документации содержит указание на то, что описание объекта закупки предусмотрено Приложением № 1 к аукционной документации, в котором определены технические характеристики транспортного средства, предполагаемого к поставке, в том числе, максимальные и (или) минимальные значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на поставку товара:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Аналогичное требование было установлено в разделе 3 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3.6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению» документации об аукционе №  0168200002417000153.

В ходе документального анализа первых частей заявок и требований аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что в составе первой части заявки ООО «Тон-Авто» отсутствуют конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона, требованиям документации о таком аукционе.

Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 22.02.2017 г. на участие в электронном аукционе № 0168200002417000153 заявка единственного участника закупки (ООО «Тон-Авто») признана соответствующей требованиям аукционной документации.

Таким образом, аукционной комиссией допущено нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Согласно части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

 

Вместе с тем, учитывая, что контракт по результатам проведения электронного аукциона № 0168200002417000153 заключен 13.03.2017 г. в 08:57, Инспекция Ульяновского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенных нарушений ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», аукционной комиссии не выдавать.

 

 

  •  

 

1. В действиях ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» установлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. В действиях должностного лица ОГКУ «Управление делами Ульяновской области» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ: утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

3. В действиях аукционной комиссии установлено нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

4. В действиях аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ: признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

5. Учитывая, что государственный контракт по итогам проведения электронного аукциона № 0168200002417000153 заключен 13.03.2017 г. в 08:57, предписание об устранении допущенных нарушений ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», аукционной комиссии не выдавать.

 

 

Копии акта направляются посредством почтовой связи в адрес Прокуратуры Ульяновской области, ОГКУ «Управление делами Ульяновской области», Департамента государственных закупок Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области, аукционной комиссии.

 

 

 

 

Руководитель инспекции  

(заместитель руководителя управления)                                                            Попов К.Ю.           

 

Участник инспекции

(начальник отдела)                                                                                                Бокач Е.Б.

 

Участник инспекции

(ведущий специалист-эксперт)                                                                            Мартиросян Е.И.