Рекламодатель призывал вступать в «Армию безопасного похудения» с помощью совсем не безопасного препарата

ФАС И РЕКЛАМА ФАРМПРЕПАРАТОВ И МЕДУСЛУГ. Вот какие нарушения рекламного законодательства, закона о защите конкуренции в сфере предоставления медицинских услуг, торговли лекарствами и биологически активными добавками (БАД) выявили и рассмотрели в последнее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России и её территориальные управления (УФАС).

 

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ. УФАС по Брянской области рассмотрело дело в отношении клиники в Брянске, занимающейся лечением зрения. Она разместила на фасаде здания три рекламные конструкции, содержащие информацию об оказываемых услугах, в том числе перечислив их наименование, а также наименование используемых технологий. В этой рекламе нарушены требования части 7 статьи 24 ФЗ «О рекламе», согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В данном случае пометка отсутствовала.

При рассмотрении дела представительница клиники пыталась убедить комиссию Брянского УФАС в том, что все три конструкции являются вывесками и на них указана необходимая информация, раскрытие или распространение которой является обязательным. Комиссия пояснила представительнице клиники, что информация, размещённая на конструкциях, является рекламой, поскольку позволяет чётко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему и к клинике интерес в целях продвижения на рынке. Клинике предписано устранить ненадлежащую рекламу. Также ей выдано предупреждение.

 

ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ. Комиссия Владимирского УФАС рассмотрела дела, возбуждённые по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ИП и редакции газеты «Районка, 21 век».

В газете были опубликованы рекламная статья «Оптика Zoom приближает хорошее зрение» (с пометкой «на правах рекламы») и рекламное объявление следующего содержания:

«Открытие салона Zoom оптика … Линзы, Оправы, Контактные линзы, Солнцезащитные очки, Проверка зрения, Изготовление и ремонт очков любой сложности … реклама».

Согласно приказу Минздрава РФ «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» очки и контактные линзы относятся к виду офтальмологических медицинских изделий. Следовательно, на их рекламу распространяются требования части 7 статьи 24 закона о рекламе. Они в данной рекламе не выполнены. Кроме того, в силу пункта 3 части 1 этой же статьи реклама медицинских изделий не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования.

Рассмотрев материалы дела, комиссия Владимирского УФАС признала рекламу ненадлежащей. Редакции газеты «Районка, 21 век» и ИП выданы предписания о прекращении нарушения норм ФЗ «О рекламе».

 

МОСКВА. ФАС России назначила ЗАО «Эвалар» 200 тысяч рублей административного штрафа за нарушение требований закона о рекламе к рекламированию лекарственных средств.

В марте текущего года ведомство признало вину компании как рекламодателя ненадлежащей контекстной рекламы лекарства гинкоум, распространяемой в сервисе «Яндекс.Директ» (об этом деле «Рекламный совет» сообщал, см. здесь). В рекламном сообщении

«Лекарство Гинкоум от Эвалар – Дешевле аналогов <…> Устраняет головную боль, головокружение, шум в ушах…»

комиссия ФАС России установила гарантию положительного действия и эффективности препарата, что является нарушением пункта 8 части 1 статьи 24

закона о рекламе, который гласит, что реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий. В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 24.

 

ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ. Пензенское УФАС инициировало возбуждение дела по факту распространения рекламы БАД с признаками нарушения ФЗ «О рекламе».

В январе – феврале 2019 года на фасаде здания по адресу: Пенза, улица Урицкого, 125, размещались три рекламных баннера. На первом в центральной части крупными буквами была выполнена надпись «Армия безопасного похудения». В центре изображались банки с надписью «KILO LIGHT снижение веса» и девушка до и после похудения. Внизу большими буквами было добавлено: «Не является лекарственным средством». На втором баннере изображались банки с той же надписью «KILO LIGHT снижение веса», а большими буквами было написано: «Безопасное похудение. Доставка до двери. 75-11-77». Третий баннер содержал надпись «Вступай в ряды армии безопасного похудения. #культтела3». Здесь же была изображена девушка, которая в руке держит банку с надписью «KILO LIGHT снижение веса».

В соответствии с положениями части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 недостоверной признаётся реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Утверждение в рекламе «безопасное похудение» с изображение банок со средством KILO LIGHT подразумевает, что это средство безопасно для всех и не имеет противопоказаний. Вместе с тем эта БАД к пище имеет противопоказания (индивидуальная непереносимость компонентов, беременность, кормление грудью). Потребитель при выборе товара (услуги) посредством восприятия рекламы делает свой выбор исходя из самой запоминающейся, самой понятной и самой в его понимании необходимой информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет обязанности анализировать рекламу, проверять её достоверность и достаточность заявленных в ней сведений.

Поскольку в рассматриваемой рекламе содержится указание «безопасное похудение», из чего можно сделать вывод о том, что для всех KILO LIGHT безопасен, то в данном случае установлено нарушение пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», поскольку информация о характере рекламируемых услуг является недостоверной. Кроме того,  реклама содержит ссылки на конкретные случаи излечения (похудения) людей, улучшения их состояния в результате применения средства KILO LIGHT, на что указывает изображение девушки до и после похудения.

По итогам рассмотрения дела комиссия Пензенского УФАС признала ненадлежащей рекламу KILO LIGHT. Рекламодателю выдано предписание о прекращении нарушения, материалы направлены сотруднику управления для возбуждения дела об административном правонарушении.

 

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Тамбовское УФАС привлекло к административной ответственности в виде штрафа в размере 300 тысяч рублей ООО «Либерти» за совершение недобросовестной конкуренции.

Ранее, в декабре 2018 года, комиссия управления России признала действия общества по использованию обозначения «Аптечный склад» при осуществлении розничной торговли лекарственными средствами актом недобросовестной конкуренции, нарушающими ФЗ «О защите конкуренции». ООО «Либерти» занимается розничной продажей лекарственных средств на основании лицензии. Цена реализуемых лекарственных средств является розничной и формируется путём начисления торговой надбавки к фактической отпускной цене производителя. Оформление ООО «Либерти» своих аптек и аптечных пунктов обозначением «Аптечный склад» вводит в заблуждение потребителей в отношении цены реализуемых лекарственных средств.

В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

 

УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Ульяновское УФАС составило протоколы об административном правонарушении по частям 1 и 5 статьи 14.3 КоАП РФ в отношении двух ИП из Москвы по факту нарушения рекламного законодательства.

Предприниматели в сентябре и октябре 2018 года на территории Ульяновской области распространяли в рекламной газете «Вестник здоровья» рекламу, которая нарушает требования пункта 2 части 3, пунктов. 4 и 6 части 5 статьи 5, статьи 8, пунктов 1 и 3 части 1 и часть 1.1 статьи 25 ФЗ «О рекламе». В рекламе «Фитоксин», «Алкозамин», «Эректовит», «Фемилонг», «Виакапс», «Лородекс», «Антикреп» и другие товары представлялась как лекарственные средства, излечивающие самые разные болезни. Реклама сопровождалась комментариями потребителей о чудесных случаях излечения.

Для возбуждения ещё одного дела в отношении ИП поводом послужило заявление гражданина, сообщившего в Ульяновское УФАС о факте распространения в газете «1 000 советов» в декабре прошлого года рекламы медицинского прибора. Гражданин указал, что информация о противопоказаниях к применению аппарата в рекламе отсутствует и по телефону, указанному в рекламе, все противопоказания не озвучивают. Кроме того, в рекламе заявлено, что только до 5 февраля 2019 года цена аппарата составляет 5 990 рублей, однако заявителю в период действия акции аппарат был продан по цене 7 080 рублей плюс страховой взнос и услуги по пересылке.

В рекламе медицинский прибор характеризуется как

«аппарат для восстановления кровообращения и оздоровления всего организма! … А ещё «***» снимает болевые синдромы, усиливает эффективность медикаментозного лечения и помогает существенно снизить дозы», «Достоинства аппарата «***» очевидны! Он прослужит вам долго, экономя для вас десятки тысяч рублей в год на лекарствах».

Реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, признаётся ненадлежащей (пункт 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе»). Кроме того, реклама медицинских изделий не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий (пункт 8 части 1 статьи 24).