Сокращают, сокращают, а их становится больше

2 октября 2018 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области состоялась пресс-конференция, посвященная итогам расширенного заседания Коллегии ФАС России и текущей деятельности Ульяновского УФАС.


С сообщением для СМИ выступили специалисты и руководитель Управления, которые рассказали о развитии конкуренции и о правовом регулировании данной области.
Руководитель Ульяновского УФАС России напомнил о позиции президента РФ Владимира Путина, высказанной на заседании Госсовета 5 апреля 2018 года:
«В общем количестве нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов власти в 2017 году число общих нарушений – 1,2 процента, а региональными и муниципальными органами власти – 98,8 процента. Это говорит о том, что в стране должного значения этому не придаётся.
Важно, что государственные структуры, компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес, фактически вытесняют его с рынков, монополизируют эти рынки. Как следствие, идёт процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела.
Проще работать «со своими ГУПами и МУПами», чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов и низкому качеству продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России».

«Ликвидация неэффективных ГУПов и МУПов – общероссийская тенденция, стимулируемая федеральной властью. По данным ФАС России, программа сокращения ГУПов, МУПов и ОГУПов ведется с 2014 года. Но почему-то их число на сегодняшний день возросло. В 2014 году – 13 тысяч ГУПов, МУПов, ОГУПов, в 2018-м – 21 тысяча», - отметили специалисты УФАС. Таким образом, бюджетные средства переходят в ГУПы, МУПы, АНО, чтобы затем закупить необходимые товары или услуги без проведения торгов, то есть в обход конкурентных процедур.

Специалисты ФАС и УФАС обеспокоены сложившейся тенденцией ухода государственных заказчиков от использования 44-ФЗ «О контрактной системе», в связи с чем были проанализированы также иные способы «обхода» обязательных торгов.
Примеры иных способов «обхода» требований 94-ФЗ, 44-ФЗ:
1. До вступления в силу 223-ФЗ выделялись субсидии МАДОУ, ОГАУ и иным учреждениям на закупку таких товаров, работ, услуг,   заказчиками которых должны были выступать лица, на которые распространялся 94-ФЗ:
а) передача администрацией г. Ульяновска свыше 50 млн рублей без проведения торгов на капитальный ремонт детскому саду «Медвежонок» (2011 год);
б) передача администрацией г. Инзы свыше 50 млн рублей на строительство ФОКа муниципальному автономному учреждению культуры «Учреждение культуры» (2011 год);
в) передача правительством Ульяновской области свыше 100 млн рублей из 300 млн рублей, запланированных ОГАУ «Электронный Ульяновск» на создание геоинформационной системы 3Д-ГИС (2012 – 2013 гг.).
2. Использование незаконных оснований заключения контракта с единственным поставщиком (по ст. 93 44-ФЗ):
а) заключение контрактов по п. 3 ч. 1 на выкуп семи детских садов с лицом, с которым заранее достигнута договоренность о строительстве здания (восемь дел о нарушении статьи 16 за 2016-2017 годы, возбуждено семь уголовных дел);
б) заключение контрактов по п. 4 ч. 1  между ООО «УльяновскТрансСтрой» и МБУ «Дорремстрой» на 45 млн рублей, между ООО «Лига» и МБУ «Дорремстрой» на 120 млн рублей (дела о нарушении антимонопольного законодательства по статье 16);
в) заключение контрактов по п. 9 ч. 1 в связи с возникшей чрезвычайной ситуацией и в ее отсутствие (между администрацией МО «Инзенский район»  и ООО «КотлоТехСервис» - модернизация котельной в г. Инза в 2009 году, между правительством Ульяновской области и администрацией МО «Черадклинский район» - ремонт водозабора и сетей водоснабжения в Чердаклинском районе, - дела по статье 16 Закона «О защите конкуренции» в 2011-м и 2017 годах соответственно);
3.  Выделение субсидий МУПам нормативными правовыми актами при том, что фактически администрацией выполнялся  заказ данным МУПам на определенный вид работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту объектов, а предприятия выполняли работы в соответствии с этим заказом и предъявляли их стоимость к оплате за счет субсидий (два дела в отношении администрации г. Ульяновска в 2014 году, судами поддержано).
4. Передача существующим либо вновь созданным органами государственной власти и местного самоуправления АНО с целью передачи им функций заказчика, в связи с тем, что на АНО не распространяется 44-ФЗ и 223-ФЗ и АНО имеет возможность заключать договоры без каких-либо конкурентных процедур (сотни миллионов рублей). Дела расследуются.
Также специалисты Управления рассказали о новых делах Ульяновского УФАС  России:
а) 10 сентября 2018 года Ульяновским УФАС России в отношении ОАО «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») было выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), нарушающих антимонопольное законодательство.
б) 28 сентября 2018 года Ульяновское УФАС России признало ненадлежащей рекламу алкогольной продукции (пива), размещённую на внешних стенах торговых павильонов (магазинов) «Территория» г. Димитровграда, поскольку в ней нарушены требования п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».
в) 23 апреля 2018 года Ульяновское УФАС России оштрафовало должностных лиц ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» за нарушения законодательства о контрактной системе. Штрафы были назначены по материалам проведения плановой проверки соблюдения образовательным учреждением Закона о контрактной системе при осуществлении закупок в период с 1.02.2017года  по 31.01.2018 года.
Однако члены аукционной комиссии не согласились с постановлением антимонопольного органа и обжаловали постановление сначала в Ленинский районный суд (оставил жалобу без удовлетворения), затем в Ульяновским областной суд, который признал законность постановления УФАС.
Также ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» обжаловало акт проверки Ульяновского УФАС России, но суды двух инстанций поддержали позицию Ульяновского УФАС России и подтвердили законность принятого антимонопольным органом ненормативного акта.


Пресс-служба УФАС по Ульяновской области.