Прочти, если успеешь

Времена безумной и неконтролируемой рекламы 90-х давно прошли - нынче рынок пиара жестко регулируется государством. Правда, некоторые компании все равно продолжают действовать по-старому. «Народная» собрала самые интересные нарушения в этой сфере из доклада Управления Федеральной антимонопольной службы за первую половину 2018 года.

Фантастическая кредитка

На распространении недостоверной рекламы попался салон сотовой связи МТС. Эта компания распространяла через своих сотрудников рекламу о кредитной карте «МТС Деньги». Она поистине фантастическая, только посмотрите на предлагаемые условия – лимит в полмиллиона, возврат на счет МТС от суммы покупки и обычный кэшбэк до 7,5%, бесплатное обслуживание…

- Реально таких условий, естественно, нет, - рассказала ведущий специалист-эксперт УФАС по Ульяновской области Наталья Курчангина. – Людям рассказывали о лучших из возможных условиях, но в реальности их или не предоставляют, или предоставляют только индивидуальным клиентам.

Для кэшбека, например, нужно было подключение дополнительных услуг. Стоимость обслуживания – 900 рублей в год, если не было иного предложения от банка.

- Таким образом, в рекламе отсутствовала существенная информация, – подытожил замруководителя УФАС Иван Спиридонов. – Для нас главное – чтобы реклама не обманывала ожидания потребителей. Рассматривается вопрос о возбуждении административного дела.

Оборотни с мойкой

А этот забавный случай произошел на площадке Яндекс-директ. Компания «Русланд Марбакс» разместила сообщение о том, что якобы продает мойки «Улгран» и указала ссылку на свой сайт. Собственно, «Улгран» и обратился в УФАС – дело в том, что свои мойки они продают только на собственном сайте – а Марбакс нарушил их авторские права. Зачем это было сделано? Как полагают в управлении, для привлечения внимания к своей продукции – через известный на рынке бренд. Вы наверное уже догадались, что на marrbaxx.com продавались каменные мойки самого Марбакса – но в рекламе был указан престижный бренд.

- Реклама была признана недостоверной, в настоящее время рассматривается вопрос о возбуждении административного дела, - сообщил Иван Спиридонов.

Конкурс скорочтения

На недобросовестной рекламе попадаются и партнеры крупных компаний – например Мицубиси. Рекламный ролик Мицубиси Аутлендер, который крутили на телевидении, был признан УФАС ненадлежащим из-за того, что получить информацию о товаре из него смогла бы, наверное, только Ирина Иванченко. Мы о 16-летней девушке, которая попала в книгу рекордов Гиннеса со скоростью чтения 163 333 слова в минуту.

Условия покупки автомобиля демонстрировались 8 секунд, за это время нужно было прочитать 600-700 знаков мелким шрифтом. Так описывались реальные условия покупки, а закадровый голос медленно и с расстановкой рассказывал о «специальных условиях» - ставке 0%, и так далее.

- Прочитать информацию мы смогли только с помощью стоп-кадра, - добавил Иван Спиридонов. – В данном случае прочесть реальные условия было невозможно, параллельно шел видеоряд, голос, что еще сильнее запутывало ситуацию. В результате потребитель запоминал только самые яркие, а не реальные, моменты.

А ломбард-то не настоящий!

Нарушают рекламное законодательство ломбарды – вернее, компании, которые маскируются под ломбарды. О разнице «Народная газета» уже рассказывала, напомним кратко: ломбард – это полноценная финансовая организация, работа которой регулируется Центробанком. А вот работа комиссионного магазина, который в принципе тоже принимает драгоценности, не регулируется Центробанком.

Последнее заявление в УФАС поступило на «ломбард» «Royal». Компания, которой он принадлежит – «Малахит»  - в качестве ломбарда юридически не зафиксирована, это обыкновенная комиссионка,  однако давать о себе пышную рекламу ей это не мешало.

- Ломбард – это юридическое лицо, которое обязательно содержит в своем названии слово «Ломбард», простите за тавтологию, - отметила Наталья Курчангина.- В реальности мы имеем дело с лицами, не являющимися кредитной организацией. Во-первых, потребителей вводят в заблуждение, во-вторых, такая реклама оказывает негативное влияние на рынок кредитования вообще.

Бой за кофе

Попался на недобросовестной рекламе в Ульяновске и всем известный «Магнит». Они разместили в каталоге информацию о продаже растворимого кофе «Черная карта» со скидкой 39%, итоговая цена – 103 рубля и 90 копеек.

- А вот когда наш заявитель пришел в магазин и купил баночку кофе – в чеке обнаружилась совсем другая сумма, в полтора раза выше заявленной в каталоге, - пояснил Иван Спиридонов. – Реальная цена была 162 рубля 90 копеек. В «Тандере» (Владельцы «Магнита») объяснили это технической ошибкой, однако журнал распространялся без ее исправления и дальше. Мы пошли в суд.

Сначала суд признал рекламу ненадлежащей, но штраф отклонил, дескать, нарушение малозначительное. Но арбитражный суд апелляционной инстанции все-таки присудил взыскать с «Магнита» 110 000 рублей.

- Мы считаем, что подобная реклама затрагивает интересы большого количества людей, и при том распространяется огромными тиражами, так что нарушение совсем не малозначительное, - заявил Иван Спиридонов. – Так что мы рады, что суд с нашими доводами согласился.

 

Комментарий

Иван Спиридонов, заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области:

- В первом полугодии 2018 года количество заявлений о нарушении рекламного законодательства увеличилось, однако далеко не по всем заявлениям возбуждаются дела. Много отказных заявлений, подтвердились только 16 эпизодов. Дело в том, что зачастую заявления состоят буквально из трех предложений, а нам нужны подробности, доказательства.

Отказы связаны еще с тем, что потребители жалуются на информацию, которая рекламой не является. Например, информация на официальном сайте компании – это не реклама. Не является рекламой и информация, в которой не содержится название конкретного товара.

Файлы для скачивания

НГ, № 39 от 26 сентября 2018 г
Тип файла: pdf
Размер файла: 0.92 МБ