На «Ульяновсктрансстрой» возбудили дело из-за дорог в Самаре

Антимонопольная служба РФ возбудила дело в отношении трех компаний, подозреваемых в картельном сговоре на торгах по ремонту дорог в Самарской области. Это ­«Самаратрансстрой», «С.И.Т.И.» и «Ульяновсктрансстрой».

По мнению экспертов, которых опросил «Ъ», даже если факт картельного сговора будет доказан, компаниям грозят в худшем случае денежные штрафы, поскольку в региональных следственных подразделениях нет специалистов, которые могут довести расследование до уголовных приговоров. При этом ситуация грозит тем, что Самарская область к ЧМ‑2018 не получит качественной дорожной инфраструктуры.

Дело в отношении трех дорожно-строительных компаний, занимавшихся строительством дорог в Самарской области, возбудила Федеральная антимонопольная служба, а не ее самарское управление, поскольку при реализации этих проектов привлекались средства федерального бюджета. Три компании — ООО «Самаратрансстрой», ООО «С.И.Т.И.» и ООО «Ульяновсктрансстрой» подозревают в картельном сговоре при торгах по ремонту и строительству дорог. «Признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены при проведении 14 аукционов на общую сумму свыше 4 млрд рублей», — говорится в сообщении ФАС. Все три компании во время аукционов лишь создавали видимость конкуренции, из-за чего максимальная цена контракта снижалась не более чем на 0,5%.

«Самаратрансстрой» является одним из крупнейших подрядчиков региона, специализирующихся на дорожном строительстве. «С. И.Т.И.» было подрядчиком при выполнении работ по реконструкции трассы «Волжский — аэропорт Курумоч», в рамках которой осуществлялось строительство путепровода через железную дорогу за 2,3 млрд руб.

АО «Ульяновсктрансстрой» (до приватизации — одноименный ульяновский трест) — одна из крупнейших строительных компаний Ульяновской области, существующая с 1980 года. В Самаре компания участвовала в торгах, однако подрядов на работы в регионе не получала.

Ульяновский трест транспортного строительства «Ульяновсктрансстрой» организован по приказу Министерства транспортного строительства СССР в 1980 году. Строил УАПК, ТЭЦ, железнодорожный и речной вокзалы, здания аэропорта с комплексом гостиниц. В ходе приватизации государственных предприятий трест в 1992 году преобразован в АО. Филиалы и дочернее предприятие АО находятся в городах Ульяновске, Димитровград, Рузаевке и Бугульме. «Ульяновсктрансстрой» — единственное в Ульяновской области строительное предприятие, включенное в список предприятий и акционерных обществ Российской Федерации, имеющих стратегическое значение. Среднесписочная численность работников АО «Ульяновсктрансстрой» — 504 человека. Среди строек и совместных проектов — здание Пенсионного фонда Ульяновской области, реконструкция Центрального стадиона «Труд», здания судов Железнодорожного и Ленинского районов Ульяновска, ледовый дворец «Лидер» в Ульяновске, капитальный ремонт существующего и строительство нового лечебного корпуса для акушерско-гинекологического комплекса ГУЗ УОКБ, Ульяновский центр нанотехнологий, ФОКи и др. Компания также строила дорогу к ПОЭЗ, а также индустриальный парк в ПОЭЗ за 627 миллионов рублей, инвестрпроект завода Hempel в Заволжье.

Руководитель компании Олег Саутиев — почетный строитель России, заслуженный строитель РФ. Имеет благодарственные письма «За значительный вклад в развитие Ульяновского драматического театра имени И.А.Гончарова». В Совет директоров АО входят Сергей Ильичев, Андрей Каленик, Валерий Назаренко, Александр Алексеев. Согласно списку аффилированных лиц «Ульяновсктранстроя» (2012 год), большей частью акций АО владел сам директор и его семья.

В 2015 году фирма Саутиева была внесена в список предприятий и компаний с годовым объемом производства продукции и оказания услуг не менее 1 миллиарда рублей.

23 октября 2017 года Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд признал законным постановление о наказание в виде штрафа, вынесенное Ульяновским УФАС России в отношении ООО «Ульяновсктрансстрой». Старт делу дали в Управлении экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Ульяновской области. Оттуда сведения получило Ульяновское УФАС. Оно возбудило дело, рассмотрев которое, признало Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации Ульяновска (Игорь Бычков), МБУ «Дорремстрой» (Владимир Чумуркин), ООО «Ульяновсктрансстрой» нарушившими антимонопольное законодательство.

Указанные лица совершили действия по соглашению, направленные на заключение в мае 2015 года МБУ «Дорремстрой» и ООО «Ульяновсктрансстрой» договора субподряда на выполнение ремонта улицы Гончарова, площади имени 30-летия Победы, дворовых территорий Ульяновска на сумму 45 миллионов рублей с нарушением закона о контрактной системе: договор был заключен без использования конкурентных процедур.

Партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов считает, что компаниям грозят серьезные штрафы, при этом вряд ли стоит ожидать, что их руководство привлекут к уголовной ответственности. В июле прошлого года в отношении директора ООО «Самаратрансстрой» Сергея Суркова было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества при строительстве подземных пешеходных переходов на Московском шоссе в Самаре. По версии следствия, общество использовало при строительстве переходов более дешевый нагревательный кабель, в результате чего был нанесен ущерб в 3 млн руб., в дальнейшем сумма увеличилась до 4 млн руб. Свою вину господин Сурков не признал. В октябре Октябрьский районный суд оправдал его.

«Практика возбуждения и расследования данной категории уголовных дел невелика. В регионах в следственных подразделениях просто нет специалистов, которые могут довести расследование до логического завершения. Даже если дела возбуждают, то спустя некоторое время они начинают „буксовать“», — сказал господин Горбунов.

Он рассказал, что случаи картельных сговоров в регионах выявляются регулярно. «Это является негативным фактором, который определяет гигантские суммы ущерба бюджету. Чаще всего тут имеет место и коррупционная составляющая. Естественно, что убытки выходят не только в финансовом эквиваленте, но и в физическом, поскольку население и бизнес не получают необходимой инфраструктуры из-за недействительных торгов», — отмечает Дмитрий Горбунов.