Капремонт передадут правоохранителям

Распределение денег на капремонт на 2017 год, идущее в регионе с начала лета с громкими скандалами, похоже, еще не закончено, хотя подрядчики на работы Фондом модернизации ЖКК уже отобраны. УФАС вновь указало на допущенные нарушения. Полномочий отменить уже заключенные договоры служба не имеет, а потому информация о несоответствии происходящего закону была направлена в правоохранительные органы.

Сумма в 430 с лишним миллионов рублей, которые потратит на ремонт в 2017 году региональный Фонд модернизации ЖКК, оказалась предметом ожесточенных споров. СРО “Симбирский дом” во главе с Григорием Николаевым стала оспаривать распределение этих средств еще летом, когда были объявлены первые отборы. Направленные в УФАС жалобы антимонопольщики признавали справедливыми, в результате чего отборы отменялись.

В результате к осени сложилась ситуация, когда у Фонда модернизации остался последний шанс провести отборы по региональному законодательству, а не через процедуру электронных торгов. Когда в начале октября в очередной раз отборы были объявлены и появились новые жалобы в УФАС, отбиваться стали информационно. В многочисленных материалах в местных СМИ представителей “Симбирского дома” обвинили в намерении оставить жителей региона без ремонта вообще. Более того, дошло до обвинений руководства УФАС в заинтересованности в разборе этих дел. Один из информационных ресурсов выставил тяжелую артиллерию – пригрозил антимонопольной службе раскрытием личной информации о ее руководстве.

«СК» попросил заместителя руководителя ульяновского УФАС России Константина Попова разъяснить ситуацию с рассмотрением жалоб на действия Фонда. Он подтвердил выявлявшиеся нарушения: “К нам неоднократно поступали жалобы строительных и общественных организаций о нарушениях антимонопольного законодательства со стороны Фонда модернизации ЖКК. В 2015 году мы рассматривали жалобы на конкурсы Фонда по ремонту лифтов на 1,2 миллиарда рублей. Выдали предписание правительству Ульяновской области о внесении изменений в его Постановление относительно порядка проведения конкурсов. Материалы дела были переданы в правоохранительные органы и прокуратуру. С июня по октябрь 2016 года от нескольких организаций поступали жалобы на конкурсные отборы Фонда модернизации на капремонт жилья в 2017 году. Общая стоимость лотов — более 433 миллионов рублей, нарушения подтвердились. Мы выдавали предписания организатору торгов о внесении изменений в документацию и накладывали штрафы, предусмотренные КоАП РФ, как на Фонд, так и на его должностных лиц. В отличие от иных регионов ПФО в 2014-2015 годах Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области проводил отборы без локальных смет и видов работ… На взгляд УФАС, это привело к потерям в бюджете фонда и ограничению конкуренции”. Публикации против УФАС, предположил Попов, возникли из-за нежелания участвующих в отборе организаций остаться без денег: “Возможно, они связаны с потерей “сверхприбыли” тех фирм, которые занимались ремонтом в 2014-2015 годах. Кстати сказать, в этих публикациях — неточности, недосказанности и угрозы… Например, пишут о 19 проверках в адрес Фонда модернизации ЖКК. На самом деле не было ни одной проверки, а было 19 жалоб. Нужно четко понимать разницу. Процедура рассмотрения жалоб регламентирована статьей 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции», где четко прописаны сроки рассмотрения жалоб, которые значительно короче, чем у проверок. При рассмотрении жалобы всегда есть заинтересованная сторона – лицо, подавшее ее. На наш взгляд, в данном случае подмена понятий была проведена с целью оказать давление на членов комиссии. Пишут, что жители останутся без ремонта – опять неправда. Конкурс объявлен на 2017 год, и впереди еще, как минимум, два месяца, это достаточный срок для проведения торгов в соответствии с законом. А вот о том, что Фонд сделал все по-другому в отличие от других регионов России – об этом не пишут. О том, что в Фонде всего три профессиональных сметчика – об этом не пишут. Простым языком Фонд говорит подрядчику: «Иди по этому адресу и что-нибудь сделай на какую-нибудь сумму, а потом все обсудим и подпишем».

В результате Фонд все же распределил деньги среди подрядчиков, проведя их отбор по региональному законодательству. Уже после этого в УФАС были поданы новые жалобы. Вчера по результатам их рассмотрения антимонопольщики подтвердили очередные нарушения. Например, не было соблюдено требование о том, что информация об отборе должна публиковаться за 10 дней до приема заявок от их участников. Прием же шел в течение двух дней. Кроме того, Фонд модернизации ЖКК так и не выполнил выставленное ранее требование УФАС к корректировке стоимости ремонтных работ. Договоры с отобранными подрядчиками также заключались с нарушением – их подписали на следующий день после отбора, хотя до оформления документов должно было пройти не менее десяти дней.

Все эти действия позволяют предположить, что у Фонда было намерение как можно быстрее заключить договоры с подрядчиками. Ведь отменить действие подписанных документов антимонопольная служба уже не может. УФАС теперь ограничится лишь штрафами на ответственных за нарушения. А материалы, которые подтверждают возможное намеренное нарушение законодательства со стороны Фонда, будут переданы правоохранительным органам. Они уже могут поднять вопрос о незаконности самих проведенных процедур.

Лидия Пехтерева