Капремонт по-крупному

Ульяновское Управление Федеральной антимонопольной службы, обнаружив признаки нарушения закона о конкуренции, потребовало от регионального Фонда модернизации ЖКК аннулировать результаты торгов на проведение капитального ремонта в жилых домах на сумму почти в полмиллиарда рублей.
Во вторник Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области уведомил Ульяновское УФАС России об исполнении предписания Управления и аннулировании торгов на проведение отбора подрядных организаций на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в 2017 году.
Решение стало результатом рассмотрения поступивших ранее в УФАС трех жалоб на действия Фонда при проведении торгов на общую сумму более чем в 433 миллиона рублей. Рассмотрев материалы дела, комиссия управления признала претензии обоснованными.
Как выяснилось, в подготовленной Фондом документации по отбору подрядных организаций не указан конкретный объем работ и их стоимость по каждому из жилых домов. Проекты и сметы должны были готовить подрядчики и сами же их исполнять. В Фонде это объяснили тем, что на момент проведения торгов конкретный объем работ определить не представляется возможным, поэтому его измерение происходит в денежном выражении. Получается, сами строительные организации перед началом работ даже не имеют представления об их объеме, что само по себе создает условия для махинаций. Не удастся, скорее всего, и предъявить претензии по качеству, потому что не определены и эти критерии.
Также Фонд необоснованно, по мнению ФАС, укрупнил лот №1 (стоимость - 146,8 миллиона рублей), лот №2 (147,3 миллиона рублей) и №3 (139,4 миллиона рублей), объединил в один лот технологически и функционально не связанные между собой работы, а также объекты ремонта, находящиеся в разных концах области. Вместе с тем из представленных Фондом модернизации сведений об отборах подрядных организаций за сентябрь 2014 года – март 2016 года видно, что размер лота в этот период устанавливался в пределах от 1,3 миллиона до  56,9 миллиона рублей (за исключением лота по замене и установке лифтов). Кроме того, в качестве обязательного условия отбора подрядной организации Фонд прописал перечисление на счет заказчика трех процентов от суммы лота и наличие на счетах исполнителя не менее 70 процентов стоимости работ по каждому из лотов. Получается, что по первому условию строительная фирма должна перечислить Фонду по 4-4,4 миллиона рублей, да еще иметь свободными на счетах 90-100 миллионов рублей. Внести такое обеспечение способны лишь единичные компании.
Представители Фонда объясняют свои требования желанием оградиться от недобросовестных фирм, а найти финансово устойчивые, сильные компании, способные выполнить работы в срок. Авторы жалоб, в свою очередь, полагают, что жесткие критерии введены сознательно, для того чтобы ограничить круг возможных участников конкурса, в том числе и добросовестных, отдав победу «нужным» участникам. Одной подрядной организации, будь она даже очень крупной, весь комплекс работ по капремонту не выполнить, поэтому победителем таких торгов обычно становится фирма-посредник, которая затем нанимает организации по договорам субподряда. Посредников в цепочке может быть несколько, в результате основная часть выделенных на ремонт средств оседает в карманах фирм-пустышек, а непосредственные исполнители работ вынуждены укладываться в оставшиеся крохи. Стоит ли при такой схеме говорить о качестве ремонта?
Ульяновское УФАС посчитало все это нарушением части 1 статьи 17 Закона «О защите конкуренции» и обязало Фонд отменить итоги торгов. В настоящее время материалы дела переданы должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о совершении административного правонарушения. Скорее всего, на руководителя Фонда Нину Сидоранову будет наложен штраф.