Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета от 27 сентября 2012 года

 

Протокол заседания Общественно-Консультативного Совета

27.09.2012                                                                                                     г. Ульяновск

Председатель

К.Ю.Попов

Члены ОКС:

 

                                                                                                                                                                            Ю.А.Рогов, В.М.Потапов.

 

В присутствии:

-от НП «АКАУ» - И.М.Жарков,

-от «Союза промышленников и предпринимателей» - В.А.Милованов

 

-от Ульяновского    УФАС России

М.С.Степановой

 

                                                                                                                 

          Повестка:

1.      Использование института субсидий в «обход» Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ.

2.      Проблемы, связанные с изменением правоотношений между теплоснабжающими и теплосетевыми организациями с 01.01.2012.

3.      Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации.

4.      Некоторые итоги расширенного заседания Коллегии ФАС России, проходящей в г. Казани в период с 11.09.2012 по 13.09.2012.

5.      Разное.

 

 

I. По первому вопросу слушали:

 

1.                 К.Ю.Попова, который сообщил следующее.

 

В настоящее время возникла проблема «обхода» органами государственной власти и местного самоуправления от процедур 94-Фз путем использования института субсидий.

В частности, недавно управлением было рассмотрено дело в отношении администрации г. Ульяновска по факту утверждения постановлением № 3061 Порядка предоставления в 2012 году из бюджета МО «город Ульяновск» субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов МО «город Ульяновск» (далее – Постановление).

Порядок утвержденный указанным Постановлением определяет механизм предоставления в 2012 году субсидий из бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на возмещение затрат, связанных с проведением работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов муниципального образования «город Ульяновск».

Согласно п. 4 указанного Порядка право на получение субсидий имеют управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, в управлении которых находятся многоквартирные дома и которые несут в 2012 году затраты, связанные с проведением работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов муниципального образования «город Ульяновск» (претенденты на получение субсидии).

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) отнесена к вопросам местного значения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом следует отметить, что 21.06.2012 Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и экологии администрации города Ульяновска был проведен аукцион на право заключить муниципальный контракт на поставку и установку малых архитектурных форм на дворовых территориях жилых домов г. Ульяновска. Комитет на основании выданного предписания Ульяновского УФАС России от 26.06.2012 аннулировал результаты данного аукциона в связи с допущением нарушений Закона о размещении заказов. 03.07.2012 аукцион заказчиком был отменен.

Кроме того, следует учесть, что в целях создания комфортных и безопасных условий проживания граждан с соблюдением необходимых санитарных норм и правил, что напрямую зависит от технического состояния жилых домов и благоустройства внутридомовых территорий и проездов к ним постановлением мэрии г. Ульяновска от 24.11.2010 № 6253 муниципальную целевую программу «Комплексное улучшение благоустройства дворов многоквартирных жилых домов города Ульяновска "Наш уютный двор" на 2011 - 2015 гг.»

Указанной Программой предусмотрено выполнение следующих основных мероприятий по благоустройству - установка комплексов детского игрового и спортивного оборудования, установка малых архитектурных форм.

Согласно разделу 6 указанной Программы проектные и подрядные организации определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, предоставление в 2012 году из бюджета МО «город Ульяновск» субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по поставке и установке малых архитектурных форм на дворовых территориях многоквартирных домов МО «город Ульяновск» в соответствии с вышеуказанным Порядком не соответствует Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ, ограничивает конкуренцию на рынке проектных и подрядных работ по поставке и установке малых архитектурных форм. Несоблюдение публичных процедур ограничивает доступ на рынок  и создает преимущественные условия для деятельности отдельным хозяйствующим субъектам на данном рынке.

Действия администрации г. Ульяновска по изданию данного постановления были признаны нарушением части 1 статьи 15 Закона «о защите конкуренции».

Ульяновскому УФАС России известны и иные факты предоставления бюджетных средств в форме субсидии хозяйствующим субъектам, в том числе в случаях, не установленных решением Ульяновской Городской Думой «О бюджете на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 года».  К примеру, Постановлением Администрации от 16.07.2012 № 3060 утвержден Порядок предоставления в 2012 году из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по капитальному ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям.

 

2. Ю.А.Рогов указал, что предоставление подобных субсидий возможно, если соблюдается порядок и условия, предусмотренные БК РФ. Однако бюджетный процесс в Российской Федерации организован таким образом, что зачастую денежные средства перечисляются бюджетополучателю в 3 и 4 квартале отчетного периода, когда организация процедур размещения заказа и своевременное выполнение работ невозможны. С другой стороны, при должной осмотрительности бюджетополучателя возможна подготовка технического задания, проведение экспертизы проектно-сметной документации в начале года.

3. И.М.Жарков отметил, что необходим более жесткий контроль за действиями органов исполнительных органов власти и местного самоуправления. Существуют факты, когда некачественная подготовка технического задания обусловлена низкой квалификацией муниципальных чиновников. И.П.Гринберг в настоящий момент выявил ряд регламентов, действующих в Администрации г. Ульяновска, которые не соответствуют действующему законодательству.

4. К.Ю.Попов указал, что при выявлении нарушений антимонопольного законодательства управление принимает все возможные меры, вплоть до подготовки материалов на дисквалификацию чиновников.

 

Решили:

По вопросу №1: Принять к сведению информацию заместителя руководителя Ульяновского УФАС России К.Ю.Попова.

 

II. По второму вопросу слушали:

1.      К.Ю.Попова, который сообщил следующее.

 

В 2012 году в Ульяновское УФАС России поступило свыше 10 заявлений на действия ОАО «Волжская ТГК» по применению тарифов на горячую воду, не утвержденных уполномоченным органом, поступали заявления на действия УМУП «Городско теплосервис» по одностороннему расторжению договоров теплоснабжения на 2012 год.

Из анализа сложившейся ситуации установлено следующее.

Рассматриваемый рынок – рынок теплоснабжения. Поставщиками на данном рынке являются теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация. Потребитель тепловой энергии (далее также - потребитель) - лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления. Кроме того, на рынке действуют также теплосетевые организации -  организации, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее также – закон) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

Статьей 2 указанного закона дано определение понятию «теплоснабжающая организация» как организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей). Соответственно, и ОАО «Волжская ТГК» и УМУП «Городской теплосервис» и УМУП «Теплоком» являются теплоснабжающими организациями.

На настоящий момент ОАО «Волжская ТГК» не определена в качестве единой теплоснабжающей организации для города Ульяновска.

Согласно статье 15 данного закона договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Соответственно, данный закон не устанавливает обязательность заключения договора теплоснабжения для иных теплоснабжающих организаций.

При этом статьей 426 ГК РФ договор энергоснабжения (к которому относится и договор теплоснабжения) отнесен к публичным договорам.  С учетом того, что кодифицированные акты имеют большую юридическую силу, публичный характер будет носить и договор теплоснабжения и для теплоснабжающей организации, не определенной в качестве единой теплоснабжающей организации.

В соответствии со статьей 17 закона договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями.

Правила организации теплоснабжения, предусмотренные законом, на настоящий момент не приняты.

Исходя из норм Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" система взаимоотношений на рынке теплоснабжения может быть организована нескольким способами:

1)                            теплоснабжающая организация заключает договор теплоснабжения с потребителями, как непосредственно, так и опосредованно присоединенным (т.е. имеющим присоединение к сетям теплосетевой организации). Кроме того, теплоснабжающая организация заключает договор оказания услуг по передаче тепловой энергии с теплосетевыми организациями в целях обеспечения своих потребителей услугами по теплоснабжению;

2)                            теплоснабжающая организация, вырабатывающая тепловую энергию,  заключает договор поставки тепловой энергии с теплоснабжающей организацией, чьи сети присоединены к собственным сетям, а договор теплоснабжения заключает с потребителем теплоснабжающая организация – покупатель тепловой энергии.

Каких-либо запретов на организацию теплоснабжения потребителей  тем или иным способом на настоящий момент не установлено.

Способ поставки тепловой энергии зависит от взаимоотношений, сложившихся на рынке. 

С 01.01.2012 между ОАО «Волжская ТГК» и УМУП «Городской теплосервис», УМУП «Теплоком» действуют договоры по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям УМУП «Городской теплосервис» (договор от 03.11.2011 №7900ооу), УМУП Теплоком» (договор от 0 3.11.2011 №79001ооу). Таким образом, данные организации избрали такой способ организации отношений, который  предполагает заключение договоров теплоснабжения с потребителем организацией, вырабатывающей тепловую энергию, а не покупающей ее у производителя.

Однако  отношения между УМУП «Городской теплосервис» и организациями,  для которых  отпуск тепловой энергии не является основным видом деятельности, с 01.01.2012 не изменились, т.е. в настоящее время УМУП «Городской теплосервис» существует в 2 статусах:- теплосетевой организации – во взаимоотношениях с ОАО «Волжская ТГК», и теплоснабжающей организацией для потребителей, получающих тепловую энергию для ведомственных котельных.

Установлено, что в 2012 году УМУП «Городской теплосервис» инициировал процедуру  расторжения договоров со своими потребителями. Часть потребителей подписала дополнительные соглашения, часть не подписала, в связи с чем для последних, исходя из норм ГК РФ, в 2012 году продолжил свое действие договор с УМУП «Городское теплосервис». Однако выставлять плату за поставленные ресурсы с 01.01.2012 всем потребителям, вне зависимости от наличия или отсутствия заключенного договора, стало ОАО «Волжская ТГК».

При этом условия ранее заключенных с потребителями договоров изменились, что, по мнению некоторых потребителей, повлекло навязывание для них невыгодных условий договора.

Действия УМУП «Городской теплосервис» по одностороннему расторжению договоров с потребителем управлением были признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, в 2012 году возникла проблема отсутствия утвержденных уполномоченным органом тарифов на горячую воду для потребителей, поставщиком для которых стало ОАО «Волжская ТГК». В связи с отменой тарифа, утвержденного Министерством экономики, общество стало самостоятельно рассчитывать тарифы на горячую воду в куб.м либо выставлять плату за горячую воду не в м куб., а исходя из объема химически очищенной воды в тоннах и объема потребленных гигакалорий. ОАО «Волжская ТГК» мотивировал подобные действия тем, что не осуществляет производство и поставку горячей воды потребителям, а осуществляет только поставку теплоносителя. Действия ОАО «Волжская ТГК» были признаны нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

 

2.                 Ю.А.Рогов поддержал  позицию Ульяновского УФАС России.

Пояснил, что в своей деятельности также сталкивается с определенными проблемами на рынке теплоснабжения.  В частности, по одному из двух зданий, которые занимает ТПП, после заключения договора с ОАО «Волжская ТГК» последнее обязало ТПП сделать проект теплоснабжения здания (около 50 тысяч рублей). Подобные требования сейчас выставляются всем потребителям ОАО «Волжская ТГК». Кроме того,  после установки общедомового прибора учета пришлось заключить договор с организацией, которая будет обслуживать приборы учета и сообщать показания в ОАО «Волжская ТГК» (стоимость данного договора – около 15 тысяч рублей в год). Указал, что потребители не обязаны заключать договор с ОАО «Волжская ТГК», а вправе заключать договор и с лицами, к которым непосредственно присоединены. В настоящее время проблема в том, что ресурсоснабжающие организации выставляют плату за поставленные ресурсы управляющим организациям в одних единицах измерения, а управляющие организации и ТСЖ, ЖСК жителям выставляют плату в других единицах.

Кроме того, на ситуацию на рынке теплоснабжения является то, что температурный график, который закладывался при проектировке города Ульяновска не соблюдается, а производство и поставка тепловой энергии осуществляется по графику 95 на 65 градусов. Следовательно, для  обогрева помещения необходимо потреблять большее количество теплоносителя, с меньшей температурой, чем при подаче теплоносителя, соответствующего температурному графику.

Указал, что в тарифах должны быть учтены потери в однотрубной системе теплоснабжения.

В настоящее время ТПП готовит экспертные заключения по ряду дел, находящихся на рассмотрении в Арбитражном суде Ульяновской области, где также исследуется подобные вопросы.

 

3.                 В.М.Потапов указал, что в настоящее время спорным является вопрос включения инвестиционной составляющей в тарифы на подключение. Непонятно, почему инвестиционную составляющую должен оплачивать потребитель, если право собственности  после создания объектов инженерной инфраструктуры перейдет к ресурсоснабжающей организации. Указал, что у потребителей, и производителей тепловой энергии возникают в связи с тем, что газоснабжающие организации устанавливают жесткий  график подачи газа. Как промышленный потребитель, использующий газ для собственного потребления, так и лицо, осуществляющее выработку тепловой энергии и горячей воды, обязаны соблюдать почасовые графики потребления газа, при том, что фактическое потребление зависит от температуры окружающей среды, которая является переменчивой.

 

4.                 К.Ю.Попов пояснил, что И.Ю.Артемьев, выступая на Коллегии в г. Казани изложил позицию ФАС России, согласно которой зачастую органы тарифного регулирования утверждая тарифы, действуют исключительно в интересах поставщиков тех или иных ресурсов, а не потребителей.

 

Решение:

 

По вопросу №2 Принять к сведению информацию заместителя руководителя Ульяновского УФАС России К.Ю.Попова.

Направить предложения по возможному внесению изменений в законодательство в ФАС России.

 

III.  По третьему вопросу слушали:

 

1.                 К.Ю.Попов предложил присутствующим ознакомиться с  Докладом о состоянии конкуренции в Российской Федерации, при наличии возражений, замечаний, предложений направить их в адрес Ульяновского УФАС России.

 

 

IV. По  четвертому вопросу слушали.

 

1.                 К.Ю.Попов довел до присутствующих некоторые итоги расширенного заседания Коллегии ФАС России, проходящей в г. Казани в период с 11.09.2012 по 13.09.2012.

 

 Решение:

 

- принять к сведению информацию заместителя руководителя Ульяновского УФАС России К.Ю.Попова;

 

 

Председательствующий                                                                       К.Ю. Попов

 

Ответственный за составление протокола                                         М.С.Степанова

Дата проведения Совета: 
27 сентября 2012, 15:44