Журналистам рассказали об институте предупреждений

2 июня 2021 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области состоялся брифинг на тему «Практика выдачи предупреждений органам власти».

В мероприятии приняли участие руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов, начальник отдела товарных рынков управления Марина Степанова и региональные средства массовой информации.

«С января 2012 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с которым появились новые инструменты антимонопольного регулирования – предупреждения и предостережения.

Данные изменения были направлены на смягчение ответственности за нарушения антимонопольного законодательства в русле общего направления внутренней политики государства по снижению давления со стороны контрольно-надзорных органов на хозяйствующие субъекты в стране. 

Данные нововведения позволили частично изменить существующий дисбаланс в антимонопольном регулировании в сторону либерализации и предупредительных мер, снять часть административной нагрузки на бизнес, а также уменьшить нагрузку на судебные и антимонопольные органы, которая росла с 2006 г. по 2012 г.

Они позволили ускорить процесс защиты законных интересов хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса, граждан (максимальный срок реагирования сокращен на 9 месяцев). Количество выданных предупреждений в РФ с 2012 по 2020 г. увеличилось на 73,5%, а количество возбужденных дел (№ 135-ФЗ) уменьшилось на 76%.

С 2016 года антимонопольное законодательство претерпело ряд изменений и институт предупреждений и предостережений стал применяться и в отношении органов власти» - рассказал Геннадий Спирчагов.

За пятилетний период органам местного самоуправления и органам государственной власти Ульяновским УФАС России было выдано 160 предупреждений. В адрес федеральных органов власти было направлено наименьшее количество предупреждений, всего 2.

Необходимо отметить, что предупреждения Ульяновского УФАС России со стороны органов власти не исполнялись только органами местного самоуправления. Федеральные и региональные власти всегда исполняли предупреждения в срок.

При этом одной из причин неисполнения предупреждений является несвоевременное направление, а также ненаправление ходатайств о продлении сроков исполнения предупреждения, что связано с квалификацией исполнителей, а не наличием умысла на уклонение от исполнения предупреждения.

Начальник отдела товарных рынков Марина Степанова более подробно остановилась на конкретных примерах выявленных нарушений.

Приведем некоторые из них. Так, Ульяновским УФАС России установлено бездействие Администрации города Димитровграда, выразившемся в неприведении Схемы размещения рекламных конструкций в соответствие с законодательством, что содержат в себе признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ульяновское УФАС России предупредило Администрацию г. Димитровграда о необходимости прекращения бездействия, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения путем утверждения Схемы размещения рекламных конструкции в соответствие с ч. 5.8 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Дача необоснованных указаний на оказание дополнительных услуг

Ульяновским УФАС России в рамках рассмотрения одного из антимонопольных дел было установлено, что Министерством энергетики, ЖКК и городской среды Ульяновской области в адрес глав муниципальных образований региона было направлено письмо с указанием органов Правительства региона, осуществляющих согласование аукционной документации на право заключения концессионного соглашения. В письме было указано, что Фонд «Центр развития ГЧП Ульяновской области», в том числе, осуществляет согласование в части обеспечения согласования экономической и юридической составляющей конкурсной документации. Вместе с тем, Уставом Фонда не возложены на него полномочия органов власти в указанной сфере.

Ульяновское УФАС России предупредило Министерство о необходимости прекращения действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва, направленного главам муниципальных образований письма с указанием согласующего органа – Фонд «Центр развития ГЧП Ульяновской области».

Передача имущества без проведения обязательной процедуры торгов

Ульяновское УФАС России выявило признаки нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» в ряде органов местного самоуправления нескольких районов области (Цильнинский район, Чердаклинский район, Павловский район, Николаевский район, Ульяновский район) выразившиеся в предоставлении в аренду объектов электроэнергетики, объектов водоснабжения и водоотведения без проведения предусмотренных законом конкурсных процедур, предоставлении в аренду объектов системы водоснабжения, в то время, как заключение договора о передаче прав владения и пользования указанными объектами возможно исключительно на основании концессионного соглашения и т.д.

По результатам проверочных мероприятий управление выдало предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.