О практике выявления и пресечения картелей в Ульяновском УФАС России

Теги: Брифинг

13 декабря 2019 года в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области состоялась очередная встреча с представителями СМИ. Для журналистов был организован и проведен брифинг по вопросам выявления и пресечения картелей на практике работы Ульяновского УФАС России.

Спикером мероприятия выступила начальник отдела товарных рынков Марина Степанова, которая рассказала, что же такое картель и привела журналистам некоторую статистику по выявлению картелей Ульяновским УФАС России.

«Наиболее часто встречающиеся – это 2 вида картелей. Картели, направленные на поддержание цены, закупочной или отпускной, т.е. в зависимости от того, кто совершает соглашение – продавцы или покупатели; и соглашения, направленные на достижение цен на торгах. В практике Ульяновского УФАС России наибольшее количество нарушений выявлено в виде соглашений, достигнутых в целях поддержания цен на торгах» - отметила Марина Степанова.

Показательным было дело о, так называемом «мучном» картеле, выявленном специалистами Ульяновского УФАС России в ходе мониторинга рынков основных социально значимых продовольственных товаров. Так, четырьмя мукомольными предприятиями области (ОАО «Димитровградкрупозавод», ООО «Мукомольная компания «Анкар», ИП Каюмов Н.К., ООО «Мельсервис») было достигнуто соглашение, направленное на одновременное и необоснованное повышение оптово-отпускных цен на пшеничную муку высшего сорта в июле 2010 года.

Цены реализации пшеничной муки начали расти до повышения закупочных цен на зерно. Рост цен на муку высшего сорта у вышеназванных субъектов за 3 недели составил от 22,2% до 78,6%.

Ульяновским УФАС России действия указанных хозсубъектов были признаны нарушением ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции, также им были выданы предписания, направленные на обеспечение конкуренции.

Кроме того, указанные компании в соответствии со ст. 14.32 КоАП РФ были оштрафованы на общую сумму 3,1 млн рублей.

В числе последних дел, рассмотренных Ульяновским УФАС России – картель в сфере обслуживания медицинской техники. Решение по делу было принято 9 декабря. Комиссия антимонопольного органа признала действия ООО «Медтехцентр» и ИП Иванова Н.Б. картельным сговором.

«Компанией и индивидуальным предпринимателем была реализована стратегия единственного победителя, в которой обеспечивалась видимость конкуренции, путём подачи мнимых заявок, при постоянной победе заранее определенного участника, выразившаяся в следующих признаках:

-ответчики в период участия в аукционных процедурах являлись конкурентами;

-минимальное снижение НМЦК участниками;

-совпадение ip-адресов подачи ценовых предложений;

-совпадение ip-адресов при авторизации почтовых сервисов, указанных при регистрации на электронной торговой площадке http://www.sberbank-ast.ru;

-наличие договора на оказание услуг» - сообщила Марина Степанова.

Также в практике Ульяновского УФАС России встречались соглашения, реализованные по схеме «таран», о чем начальник отдела товарных рынков управления и рассказала журналистам:

«Соглашения, реализованные по схеме «таран», имеют определенную особенность – всегда наблюдается резкое снижение цен, при чем может быть снижение и до 50%, т.е. все участники создают видимость реальных торгов. Однако, когда рассматривается вторая часть заявок, то те лица, которые предложили наиболее низкую цену всегда отклоняются и отклоняются в связи с тем, что не предоставляют элементарные документы. Естественно, если лица осуществляют такие действия при участии в торгах, их действия направлены на предоставление преимуществ в получении прибыли другим субъектам, при чем прибыли, в виде заключенного контракта».

Несмотря на то, что картель – это, прежде всего, сговор хозяйствующих субъектов, нередки случаи, когда достижение и реализация антиконкурентного соглашения происходит и с участием органов власти, что является нарушением ст. 16 Федерального закона «О защите конкуренции».

«В числе последних выявленных нарушений – действия по достижению и реализации антиконкурентного соглашения ООО «СК Союз», ООО «СК Селект», Администрацией МО «Ульяновский район», КУМИЗО МО «Ульяновский район» направленные на приобретение здания школы-детского сада с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе...», что повлекло ограничение конкуренции. Данная схема реализовывалась при приобретении детских садов в 7 районах Ульяновской области 3 года назад» – отметила Марина Степанова.

Ответственность за реализацию и достижение антиконкурентных соглашений предусмотрена статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и может достигать многомиллионных штрафов для хозяйствующих субъектов, так как сумма наказания рассчитывается, чаще всего, от суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от начальной (максимальной) цены торгов, на которых совершено правонарушение.

 

* Для наглядности - инфографика