КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ?

Главные критерии – внедрение антимонопольного комплаенса, профилактическая работа и оценка рисков

 

За последние годы статистика ФАС России показывает, что основным нарушителем конкурентных норм закона являются органы власти. В качестве решения этой проблемы Национальным планом развития конкуренции предусмотрены меры. Например, внедрение антимонопольного комплаенса.

 

24-25 января 2019 года в ФАС России прошел семинар для территориальных органов по внедрению антимонопольного комплаенса в органах власти субъектов РФ.

 

«В течение этих дней состоится большой разговор о том, каким образом нам помочь региональным органам власти внедрить антимонопольный комплаенс. Необходимо отметить, что и на муниципальном уровне эта работа должна проводиться. По нашему мнению, они также могут активно участвовать в этой деятельности», - сообщил заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский

«Введение этого инструмента в систему управления экономикой в субъекте РФ будет не просто галочкой в отчетности. Это приведет к тому, что у нас поменялось отношение к принятию экономических решений в регионе», - подчеркнул замглавы ФАС.

Сергей Пузыревский поблагодарил сотрудников территориальных органов ФАС за проделанную работу и попросил их не останавливаться на достигнутом.

 

Мероприятие продолжил начальник Правового управления ФАС России Артем Молчанов. В начале своего выступления он рассказал о совместной работе с Полномочными представительствами Президента РФ в федеральных округах. Он отметил, что поручения Президента РФ по итогам проведения Государственного Совета по вопросам конкуренции находятся на особом контроле. Артем Молчанов анонсировал, что весной состоится вторая серия селекторов с регионами совместно с Полномочными представительствами Президента РФ в федеральных округах.

 

Также он затронул тему реализации «дорожной карты» развития конкуренции, в которую включены 274 мероприятия. В настоящее время работа идет по графику и до 2020 года совместно с отраслевыми ведомствами она должна быть реализована.

 

Артем Молчанов также выделил документы, которые являются эволюционными, - правила недискриминационного доступа к портам и к услугам общедоступной почтовой связи.

 

«Такие документы уже приняты и существуют практически во всех естественно-монопольных сферах. Практика нашего правоприменения показывает, что они уже доказали свою эффективность. По сути, это является трендом государства на обеспечение равных возможностей для всех участников рынка», - сообщил Артем Молчанов.

 

«Новые правила создали необходимые условия для развития эффективной и добросовестной конкуренции на этих рынках и поспособствуют организации недискриминационного доступа частного бизнеса к инфраструктуре естественных монополий», - отметил Артем Молчанов

 

Заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова обратила внимание на поручения Президента РФ по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 5 апреля 2018 г. регионам по развитию конкуренции. Она сообщила, что до 1 декабря 2018 года абсолютно все регионы разработали и согласовали с ФАС России ключевые показатели развития конкуренции.

 

«Это подтверждает активное участие органов власти субъектов РФ в реализации Национального плана развития конкуренции», - сообщила Оксана Кузнецова.

 

Начальник Контрольно-финансового Управления ФАС России Владимир Мишеловин ответил на вопросы участников семинара и представил позицию ведомства о порядке внедрения антимонопольного комплаенса в работе региональных и муниципальных органов власти.

 

«Несомненно следует учитывать региональную специфику - особенности экономики субъекта РФ и развития товарных рынков, организацию государственного управления, квалификацию управленческих команд. Одним из ключевых факторов является практика и результаты антимонопольного контроля деятельности органов власти. Выявленные угрозы и предложения по их предупреждению, которые будет содержать разрабатываемая матрица, должны найти отражение в дорожной карте. Консультирование и эффективная поддержка при разработке матрицы рисков - одна из главных задач территориальных органов ФАС России», - подчеркнул он.

 

В заключение мероприятия с докладом выступила заместитель начальника Контрольно-финансового Управления ФАС России Елена Рыбаченко. Она рассказала о взаимодействии ведомства с Общественной палатой Российской Федерации во исполнение положений, предусмотренных Национальным планом развития конкуренции, по созданию системы общественных советов при территориальных органах ФАС России.

 

«В 2018 году ФАС России совместно с Общественной палатой была разработана концепция реформирования общественных советов, которая впоследствии была утверждена Приказом ФАС России 26 декабря. Основное отличие общественных советов в новом формате в том, что в их составе не будет государственных служащих, отбор членов совета будет проводиться на конкурсной основе. Мы надеемся, что общественные советы будут эффективным инструментом общественного контроля выполнения Национального плана и развития конкуренции в Российской Федерации», - уточнила она.

 

По информации ФАС России