• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обсудили развитие конкуренции в регионе

21 декабря 2018 года в Правительстве Ульяновской области состоялось заседание обновленного Координационного совета по внедрению стандарта развития конкуренции в Ульяновской области.

Координационный совет собрался в новом составе впервые. Он обновлён более чем на 50%. Его участниками стали руководители и представители Центробанка, Федеральной службы госстатистики по Ульяновской области, Управления федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, Уполномоченный по правам человека, исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований», руководители Министерств и ведомств, главы муниципальных образований региона.

Напомним, работа по содействию развитию конкуренции в Ульяновской области началась в 2014 году. Регион был выбран в качестве пилотного по выполнению основных требований соответствующего стандарта. Остальные субъекты приступили к его реализации только в 2015 году. В рейтинге регионов по уровню содействия развитию конкуренции за 2017 год, который представило недавно Минэкономразвития РФ, Ульяновская область вошла в ТОП-20, занимая второй год подряд 17 место среди 85 субъектов страны. В пределах ПФО позиция соответствует 5 месту из 14.

«Одна из первоочередных задач, стоящих перед Ульяновской областью, - повышение конкурентоспособности наших предприятий, в том числе для выхода на внешние рынки, внедрение новых передовых технологий, оказание качественных услуг населению, снижение потребительских цен. Сегодня вопросами конкуренции занимаются все органы власти на региональных и муниципальных уровнях. Они должны создать систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, или так называемого антимонопольного комплаенса», - отметил Сергей Морозов.

В своём выступлении Сергей Морозов также подверг критике схему государственных закупок в системе здравоохранения в 2016-2017 г.г. Также им были озвучены некоторые итоги проверки АО «УльяновскФармация», проведенные Счётной палатой Ульяновской области.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Геннадий Спирчагов в частности сказал, что:

«В соответствии с докладом ФАС России о состоянии конкуренции, в 2017 году в стране не произошло значительных сдвигов в сторону оздоровления и развития конкуренции. Одна из причин - сохранении государственно-монополистических тенденций в экономике.

Государственная Дума одобрила в первом чтении (12 декабря 2018 года) Законопроект о запрете создания унитарных предприятий на конкурентных рынках, подготовленный ФАС России. Согласно законопроекту, разработанному ФАС России, такие предприятия не смогут быть созданы на конкурентных рынках, а унитарные предприятия, осуществляющие деятельность на конкурентных рынках*, будут преобразованы в акционерные общества, учреждения, что позволит открыть рынки для малого бизнеса. В тех же случаях, когда деятельность предприятий носит социальный характер, они смогут быть преобразованы в бюджетные учреждения. Поправки вносят изменения в Закон о защите конкуренции.

В период с 1 января 2013 года по 1 января 2018 года количество унитарных предприятий увеличилось в Российской Федерации на 39% до почти 18,5 тысяч, из них свыше 15 тысяч созданы на уровне местного самоуправления. При этом большая доля унитарных предприятий ведет свою деятельность на конкурентных рынках.

Кроме того, ФАС России выявила многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Закона о контрактной системе путём передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям, АНО для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.

Нас беспокоят тревожные тенденции, которые появились в Ульяновской области в последние 3 года. В их числе уход (обход) от исполнения Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Эти действия совершаются там, где ещё вчера проводились конкурсы и аукционы: строительство детских садов; камеры фото-, видеофиксации; организация форумов; конференций; праздников;  обучение и выполнение ряда других услуг.

В целях обхода используются автономные некоммерческие организации (АНО). Предпринимаются попытки убедить Губернатора, УФАС, общественность, что такие механизмы работают в других регионах Российской Федерации. А в реальности этого нет. Это подтвердили судебные решения по детским садам, по медицинским изделиям.

Нарушение антимонопольного законодательства, законодательства о закупках – это не бумажные лозунги и абстрактные понятия:

- они всегда идут рядом с нарушениями других федеральных законов (а иногда, и с нарушениями Уголовного кодекса РФ);

- они сопровождаются потерями бюджета, имиджа власти, ухода бюджетных средств из региона.

В качестве примера можно привести ситуацию с мед.изделиями. УФАС 3 года говорило о потерях бюджета. Правоохранительные органы и Счётная палата области, а сегодня и Губернатор С. Морозов подтвердили: при новых схемах закупки, цены были завышены на 20 – 40 %. Это значит, на наш взгляд, что бюджет, по минимуму, терял 200 – 250 млн. рублей в год»,  - отметил Геннадий Спирчагов.

Руководитель антимонопольного ведомства обратил внимание и на то, что наблюдается тенденция сокращения количества обоснованных жалоб: в 2016 году было 34% обоснованных жалобы, в то время как за 9 месяцев 2018 года – всего 19,8%.

Также руководителем Ульяновского УФАС России была отмечена важность внедрения антимонопольного комплаенса.

«Система предупреждения нарушений антимонопольного законодательства необходима. При её наличии можно избежать многих отрицательных явлений и нарушений федерального законодательства. Считаем целесообразным провести обучение ответственных за комплаенс, лиц (и, по возможности, первых лиц) на конкурентной основе» - отметил Геннадий Спирчагов.

Министр развития конкуренции и экономики региона Рустем Давлятшин подвел некоторые итоги уходящего года и рассказал присутствующим об основных планах по реализации конкурентной политики на 2019 год.

 «Регион взял на себя повышенные обязательства по развитию конкуренции на 35 рынках в таких отраслях как здравоохранение, образование, АПК, жилищное строительство, рыбохозяйственный комплекс, недроиспользование, ЖКХ, промышленность, инфокоммуникации и т.д. Мы уже неоднократно обсуждали эти показатели, ФАС России согласовала нам значения этих показателей. Согласно ключевым показателям в регионе к 1 января 2022 года доля организаций частной формы собственности на рынке медицинских услуг должна составить не менее 10 %, в жилищном, дорожном строительстве – 100 %, в рабохозяйственном комплексе не менее 85 %, в отдельных видах промышленности – 100 %, в ЖКХ – от 81 до 95 %. В сфере образования должно быть не менее 9 частных организаций в дошкольном образовании, не менее 2 в общем образовании», - отметил Рустем Давлятшин.