Суд поставил точку: совместные торги на 587 млн. руб. на закупку медизделий незаконны

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

21 марта 2018 года Арбитражный суд Поволжского округа признал законными и обоснованными решения и предписание Ульяновского УФАС России об аннулировании совместных торгов в форме электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению медицинскими изделиями (начальная (максимальная) цена контракта – 587 млн. руб.).

Напомним, в конце апреля 2017 года по результатам рассмотрения жалобы Комиссия антимонопольного органа признала в действиях заказчиков – 64 государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области - нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33,  ч. 2 ст.33 ,ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. Заказчики необъективно описали объект закупки, а именно в перечень медицинских изделий было включено 3527 позиций различной направленности. Заказчики в аукционной документации в принципе не определили надлежащим образом свою потребность в медицинских изделиях и их качественных характеристиках. Например, отсутствуют характеристики по позициям «измеритель артериального давления» (моделей которого на рынке представлено свыше 20 и ценовой диапазон составляет от 700 руб. до 15 000,00 руб.), «отводной кабель», «термометр», «стерилизационное устройство», «салфетки» и т.д. Какой «измеритель артериального давления» нужен больницам?

Кроме того, в документации отсутствовали надлежащим образом установленные показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиками требованиям.

Также Комиссия управления установила, что потребность в одних и тех же товарах (3527 наименований) у всех заказчиков отсутствует в рамках оказываемой услуги, что означает невозможность осуществления закупки путем проведения совместного электронного аукциона, поскольку ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе предусматривает, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. В данном аукционе не мог участвовать ни один производитель медицинских изделий.

Вместе с тем, 6 заказчиков из 64 обжаловали действия антимонопольного органа в судебном порядке. Однако, Арбитражный суд Ульяновской области отклонил доводы заявителей, оставив в силе решения и предписание УФАС. Заказчики обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара), который отменил решение и предписание управления. УФАС обратилось в суд кассационной инстанции (г. Казань).

Представители медицинских учреждений в ходе рассмотрения кассационной жалобы указали, что причиной формирования объекта закупки как услуги является социальная значимость надлежащего обеспечения лечебного процесса учреждений здравоохранения и бедственное положение больниц в регионе. «Они обвинили УФАС в отсутствии медицинских изделий в больницах. На самом деле на деятельность больниц и Министерства здравоохранения решение антимонопольного органа (апрель 2017 года) никаким образом не влияло. Они могли закупать все изделия самыми разными способами: и по прямым договорам до 100 тыс. руб., и в результате осуществления конкурентных процедур в течение всего 2017 года», - отметил руководитель Ульяновского УФАС России Геннадий Спирчагов.

По мнению представителя лечебных учреждений, содержание контракта как услуга по обеспечению медицинскими изделиями способствует экономии бюджетных средств.

Вместе с тем, как показывает практика закупок медицинских изделий в 2015-2016 гг. путем проведения совместных торгов контракты с единственным участником закупок АО «УльяновскФармация» заключались без снижения начальной (максимальной) цены контракта.

А там, где проводились небольшие закупки, были и разные победители, и снижение начальной цены контракта.

Арбитражный суд Поволжского округа, приняв во внимание доводы Ульяновского УФАС России, признал законными решение и предписание ведомства.

У специалистов УФАС возник вопрос: почему такие важные аукционы проводятся не в ноябре – январе, а в марте-апреле? По сложившейся ситуации Ульяновское УФАС России направило письма в адрес Губернатора Ульяновской области и в правоохранительные органы.