Поступили жалобы ООО «Н-Строй» и ООО «РМ-Фасилити»

21 июня 2016 года в Ульяновское УФАС России поступили жалобы ООО «Н-Строй» (вх. № 3722 от 21.06.2016) и ООО «РМ-Фасилити» (вх. № 3721 от 21.06.2016) на положения документации по запросу предложений № 31603712002 на право заключения контракта по объекту капитального строительства: «Техническое перевооружение и реконструкция механообрабатывающих производств для изготовления тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, 1 этап на Закрытом акционерном обществе «Авиастар-СП», г. Ульяновск» (заказчик – Акционерное общество «Авиастар-СП», организатор торгов – Публичное акционерное общество «Объединённая авиастроительная корпорация»; начальная (максимальная) цена контракта: лот № 1 - 3 195 567,3 руб., лот № 2 - 6 186 649,8 руб., срок окончания подачи заявок – 21.06.2016).

Жалоба ООО «Н-Строй» содержит указание на следующее.  По мнению заявителя, в документации должны быть раскрыты сведения о порядке формирования и подачи заявок, разрешения вопроса об их соответствии документации о закупке и отклонения таких заявок, порядке определения победителя закупки (с указанием всех осуществляемых организатором торгов в этих целях действий, включая сведения о порядке присвоения заявкам балльных оценок в случае их сопоставления по набранным баллам).  Обратное неизбежно приведет к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, стремящихся, используя несовершенство действующего законодательства, заключить контракты именно с заранее определенными лицами.

Документация в части критериев не содержит указания градации баллов по критериям и подкритериям (обеспеченность материально-техническими ресурсами; обеспеченность кадровыми ресурсами; опыт и репутация участника процедуры закупки) и порядка их присвоения, ограничиваясь наличием только понятием «лучшая квалификация», «наиболее соответствующий товар», не содержит сведений относительно конкретного объема документов и данных, необходимых для получения максимального балла по критерию (подкритериям). Названное обстоятельство лишает возможности получить информацию о причинах такого начисления баллов.  Таким образом, установленный в документации о закупке порядок оценки по критериям «Квалификация участника закупки», «Качественные характеристики поставляемого Товара», «Оценка рисков» раскрыт не полностью и способствует субъективному определения победителя ввиду наличия неоднозначных показателей оценки участников закупки, что следует также из разъяснений о действиях комиссии при оценке.  Отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются заказчиком по данному критерию, каков вес подкритериев, не позволяет формулировать либо корректировать заявку.

Исходя из содержания Формы № 7 документации (Форма Предложения Участника закупки), критерий «Квалификация Участника закупки» оценивается исходя из форм 11-13. Вместе с тем, данные о подкритерии «Опыт и репутация участника процедуры закупки» содержатся в иной форме (Форме № 9), и, к примеру, порядок оценки договоров, находящихся на исполнении, отсутствует полностью. Также, те показатели, которые являются критериями оценки, фактически дублируются в Приложении № 3, которое содержит в себе обязательные требования к участникам запроса предложений.  Таким образом, критерии оценки и сопоставления заявок являются одновременно и квалификационными требованиями, соответствие которым является обязательным. В качестве подтверждения соответствия этим требованиям истребуются документы, официальный срок получения которых более, чем срок предоставления заявок (справка налоговой, справка из банка), что исключает формальный запрос технико-коммерческих предложений и создает преимущества для лиц, которые заранее знали о проведении закупки и требуемых документах.

В проекте контракта по Лоту № 1 (п. 12.2) предусмотрено, что гарантии составляет 12 месяцев с момента подписания Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поставки, вместе с тем, согласно Техническому заданию (Требование 30 для Автоматизированной линии типа PALLETECH HI-RISE SYSTEM PCV 630HY на базе 5-ти обрабатывающих центров VARIAXIS i-700 ), гарантия составляет - не менее 2-х лет; Требование 61 для 5-ти осевого обрабатывающего центра VARIAXIS i-700 - не менее 2-х лет).  В проекте контракта по лоту № 2 (п. 12.2) предусмотрено, что гарантии составляет 12 месяцев с момента подписания Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, но не более 18 месяцев с даты поставки, вместе с тем, согласно Ведомости поставки (Центр обрабатывающий высокоскоростной 5-ти осевой по типу UBZ 400-200 (Handtmann GmbH, Германия) и станок продольно - фрезерный 5-ти осевой по типу TRIMILL VF 2316 (Sored Zlin s.r.o.., Чехия); центр обрабатывающий высокоскоростной по типу TARKUS Т355 (JOBS, Италия); 5-ти осевой обрабатывающий центр VARIAXIS i-700) гарантия составляет - не менее 2-х лет).

Исходя из содержания Технического задания по лоту № 1 и лоту № 2, объектом поставки является оборудование, которое производят три страны: Италия, Германия, Чехия. Предметом контракта будет являться поставка и реконструкция механообрабатывающих производств для изготовления тяжелого военно-транспортного самолета. С учетом предмета закупки, предмета контракта (в зависимости от лота), содержания нормативно - правовых актов (приказ Минпромторга России от 21.01.2016 г. № 86, постановление Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719), отсутствия информации о наличии соответствующего согласования, у участника закупки есть риск неблагоприятных последствий при фактической поставке, в случае выявления факта наличия запрета на поставку указанной продукции.

Также, объединение в один лот оборудования, которое производят три страны: Италия, Германия, Чехия является необоснованным ограничением конкуренции по отношению к участнику закупки.

Кроме того, заявитель указывает, что наличие гарантий, указанных в пункте 16 документации о запросе предложений, не отражается на обязательствах участника перед заказчиком, так как договорные отношения предусматривают иные сроки гарантийного ремонта, что не является реализацией принципа конкурентного отбора, т.к его итоги не применяются при исполнении контракта.

Вышеизложенное, по мнению ООО «Н-Строй», нарушает ч. 1 ст. 3, ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Жалоба ООО «РМ-Фасилити» содержит указание на следующее.  Общество считает требование о наличии у участника опыта надлежащего исполнения комплекса работ (поставка, СМР, ПНР и пр.) по одному договору подряда стоимостью не ниже 65% от начальной (максимальной) цены Договора по настоящему запросу предложений, включая НДС, а также требование к наличию опыта выполнения комплекса Работ (включая поставку оборудования, МР, ПНР и пр.) промышленным предприятиям РФ не менее года; незаконным, так как установление такого требования к участникам закупки в качестве условия допуска объективно влечет за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, ограничивая количество участников, поскольку предусматривает допуск участников существующих на рынке продолжительное время, исключая при этом, вновь созданные организации, способные на высоком уровне выполнить рассматриваемые работы, что нарушает антимонопольные требования к торгам, установленные ст.17 Закона о защите конкуренции.

Согласно документации, а именно п. 9 Информационного паспорта, документации по запросу предложений оборудования «Цена Контракта сформирована, исходя из Сводного сметного расчета проектно-сметной документации (проекта), с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, в ценах лет соответствующих периоду оказания Услуг», что противоречит условиям поставки по данной процедуре закупки, а именно DAP (Базис поставки DAP Инкотермс 2010 возлагает на продавца обязанность по выполнению экспортных таможенных процедур для вывоза товара, однако продавец не обязан выполнять таможенные формальности для ввоза товара, уплачивать импортные таможенные пошлины или выполнять иные импортные таможенные процедуры при ввозе).

Согласно документации, начальная максимальная цена закупки выражена в Евро, что противоречит Федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле РФ» валютные операции между резидентами запрещены, в соответствии со статьей 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях РФ или должно быть прописано как определяется сумма, эквивалентная указанной сумме в Евро. Отсутствие оговорок о перерасчете в рублёвый эквивалент указывает на предполагаемый расчет по данному договору в Евро, что возможно только с участником нерезидентом.

Так же общество обращает внимание на то, что, несмотря на то, что Арбитражный процессуальный кодекс РФ позволяет рассматривать экономические споры с участием иностранных организаций на территории РФ, заказчик определяет место арбитражного разбирательства страну нерезидента - г. Париж, язык английский, в то время как документация составлена, за исключением проекта договора, на русском языке.  Соответственно норма документации противоречит нормам законодательства РФ.

Рассмотрение указанных жалоб будет проходить 28.06.2016 в 15:30 (время местное, MСK+1) в Ульяновском УФАС России по адресу: г. Ульяновск, ул. Гончарова, д. 2, каб. 216 (1 этаж).