Рейтинг субъектов РФ по состоянию конкурентной среды ФАС сформирует и направит Президенту в апреле

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в очередной раз по поручению Президента Российской Федерации готовит рейтинг субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды. 

Впервые подобный рейтинг был подготовлен год назад по оригинальной методике, разработанной специалистами ФАС России – начальником Аналитического управления Алексеем Сушкевичем, его заместителем Владимиром Шипуновым и начальником отдела целевого планирования, анализа и аудита результативности Иваном Рябовым.

Поскольку аналогов формирования такого рейтинга не было, возникла необходимость обсудить с экспертным сообществом основные принципы формирования методики с целью более адекватного отражения в рейтинге оценки конкуренции в регионах России.

В связи с этим 17 марта 2015 года ФАС России совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ организовали круглый стол «Интенсивность конкуренции и состояние конкурентной среды в России: корректировка методологии рейтингования регионов».

В ходе мероприятия эксперты – представители федеральных и региональных органов власти, академического и экспертного сообщества – обсудили итоги рейтингования регионов в 2014 году, а также рассмотрели предложения по корректировке методологии составления рейтинга. 

Заместитель начальника Аналитического управления ФАС России Владимир Шипунов, открывая круглый стол, напомнил, что в 2012 году по поручению Президента Российской Федерации от 27.04.2012 №Пр-1092 ФАС и Минэкономразвития было поручено разработать рейтинг субъектов Российской Федерации по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды. Впервые документ был представлен в региональном разделе Доклада ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации в 2014 году.


«Разрабатывая методику рейтинга регионов, мы исходили из того, что методика расчета должна быть понятной и убедительной, а исходные данные – доступны, актуальны, достоверны, – сказал Шипунов. – Информация должна поступать регулярно от федеральных органов исполнительной власти либо от региональных органов государственной власти и местного самоуправления». К сожалению, разработка методики рейтинга затянулась, поскольку в Российской Федерации не существует подобных аналогов, отметил он. «Мы не знали, с чего начинать работу, ведь до этого момента у нас был опыт оценки состояния конкуренции только в масштабах страны на основании косвенных данных, то есть государственной статистики. В результате мы пошли по пути формирования сводных рейтингов», - сообщил эксперт. По его словам, в этом году будет добавлен показатель, который учитывает долю государственного участия в хозяйственной деятельности, а с 2016 года будет необходимо учитывать и результаты внедрения регионального Стандарта развития конкуренции.

Также Шипунов обозначил факторы, вносящие неопределенность в построение рейтинга. Среди них: отсутствие общепринятых и доступных показателей, характеризующих интенсивность конкуренции и состояние конкурентной среды, трудности совмещения отраслевого и рыночного подходов, неоднозначность в оценке численных значений показателей, определяющих состояние конкуренции в масштабах административных границ субъекта Российской Федерации.

По результатам первого рейтингования регионов на первом месте по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды оказался Краснодарский край, на втором месте – Белгородская, Калужская области и Татарстан, на третьем – Новосибирская область. Москва заняла пятую строчку, разделив ее с Воронежской областью. На последнем месте оказалась Амурская область.

Преподаватель Сибирского института управления-филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Ирина Бондаренко отметила достижения, которые просматриваются в рейтинге за 2014 год. «Во-первых, это наиболее комплексное исследование состояния конкуренции в регионах, охватывающее все субъекты страны, - сообщила эксперт. - Во-вторых, здесь использован механизм многофакторного рейтингования, позволяющий учесть различные показатели». В-третьих, в документе представлены рейтинговые места регионов по составным подрейтингам, что позволяет выявить «проблемные зоны» развития конкуренции в регионе, отметила Бондаренко, добавив, что этот раздел нужно усовершенствовать.

 




«Мы уже собирались в прошлом году, когда ФАС была представлена первая методика, по результатам которой в 2014 году был составлен рейтинг регионов, - сказала начальник Управления по конкурентной политике Аналитического центра Татьяна Радченко. – В результате методология рейтингования регионов была доработана и представлена сегодня на площадке Аналитического центра».

Эксперт отметила, что в дискуссии было высказано много противоречивых предложений, которые нужно будет обработать и направить в ФАС.


Результаты следующего рейтингования субъектов РФ антимонопольная служба представит в апреле 2015 года.