• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Как обосновать начальную цену контракта

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

21 апреля 2011 года в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) был внесен ряд изменений. Одним из важнейших изменений является введение статьи 19.1, регламентирующей порядок определения начальной (максимальной) цены контракта.
Причиной появления данной нормы стали многочисленные споры между ФАС России и Министерством экономического развития, касающиеся эффективности закона, а также неоднократные указания Президента РФ на несовершенство Закона о размещении заказов именно в части отсутствия порядка определения начальной (максимальной) цены контракта и, как следствие, большое количество злоупотреблений со стороны заказчиков, связанных с завышением начальной цены контракта.

Введение указанной нормы на практике должно способствовать повышению прозрачности процедур размещения заказа, так как теперь любой участник размещения заказа может видеть на основании каких данных была сформирована начальная цена контракта. Кроме того, появление данной нормы позволяет контролирующему органу проверить достоверность информации, которой обосновывается начальная цена контракта.

Как же должны заказчики обосновывать начальную цену контракта?

Согласно ч. 2 ст. 19.1 Закона о размещении заказов заказчики при размещении заказа на официальном сайте обязаны указывать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). Такое обоснование должно содержать полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети Интернет или иного указания.
Источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть в соответствии с ч. 1 ст. 19.1 Закона о размещении заказов:

- данные государственной статистической отчетности;

- официальный сайт;

- реестр контрактов;

- информация о ценах производителей;

- общедоступные результаты изучения рынка;

- исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору;

- иные источники информации.

Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

Необходимо отметить, что положение, предусматривающее право заказчика, уполномоченного органа на осуществление самостоятельного расчета цены контракта, касается тех случаях, когда невозможно получить информацию из иных источников, установленных данной статьей, и, объективно, иным способом сведения о начальной цене не могут быть получены (например, заключение контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Что же касается основных источников информации, предусмотренных частью 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, то для того, чтобы считать информацию для обоснования начальной цены контракта достаточной, необходимо учитывать, что информация должна отражать предложения по данному виду товаров, работ, услуг от нескольких поставщиков, исполнителей, подрядчиков для того, чтобы имелась возможность понять, как определялась цена и что стало источниками ее формирования.
Еще одним важным моментом, который необходимо учитывать заказчикам, уполномоченным органам при подготовке извещений об открытом конкурсе, аукционе в электронной форме, запросе котировок, является то, что такие извещения должны содержать в соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов обоснование цены и источники информации о ней. Это означает, что должны быть указаны как организации, от которых была получена информация о ценах, а также сами цены, на основании которых производился расчет начальной цены контракта. При этом, Закон о размещении заказов не устанавливает форму предоставления обоснования цены контракта. Представляется, что цены и источники информации могут быть просто указаны в извещении, либо иметь форму табличного расчета, либо иметь форму протокола комиссии по определению начальной цены контракта, либо быть представлены в любой иной форме, отражающей установленные законом сведения.

Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 статьи 19.1 информация, признается добросовестным исполнением требований статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Конечно, говорить о том насколько эффективно будет действие данной статьи еще рано, так как прошло всего 1,5 месяца с момента вступления в силу изменений и многие заказчики еще не учитывают ее положения при подготовке извещений. Вместе с тем, думается, что в дальнейшем данная статья будет иметь важное значение и позволит избежать злоупотреблений со стороны заказчиков в части завышения начальной цены контракта.

 

Отдел контроля размещения заказа и антимонопольного контроля органов власти Ульяновского УФАС России