Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области нарушил антимонопольное законодательство

19 марта 2009 года Арбитражный суд Ульяновской области признал законность решения и предписания, выданных Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ныне Департамент) Ульяновским УФАС России.

Ранее антимонопольный орган признал действия Министерства по предоставлению в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, индивидуальному предпринимателю для сельскохозяйственного производства в отсутствие предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии указанных земельных участков, предполагаемых для передачи в аренду таких земельных участков, в средствах массовой информации, определенных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, нарушением ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».  

Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Министерство подтвердило, что подобное опубликование не осуществлялось.

Следовательно, принятые Министерством распоряжения о предоставлении в аренду земельных участков КФХ индивидуальному предпринимателю без предварительной публикации сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков  привели к устранению конкуренции, в частности предоставлением преимущества, которое обеспечивает данному предпринимателю по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке.

Таким образом, Министерство, предоставив крестьянскому хозяйству земельные участки в аренду без публикации в средствах массовой информации сообщения о наличии предполагаемых для передачи в аренду земельных участков, нарушило требование ст. 34 Земельного кодекса РФ, устанавливающей принципы публичности, открытости и прозрачности предоставления земельных участков в аренду, а также ст. 10 Закона об обороте, предусматривающей требование при предоставлении в аренду земельного участка без проведения торгов при условии предварительного и заблаговременного опубликования такого сообщения.

Комиссией Ульяновского УФАС было выдано Министерству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем отмены распоряжений, на основании которых были выданы в аренду земельные участки КФХ индивидуальному предпринимателю.

Не согласившись с решением антимонопольного органа, Министерство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области. Решением судебной инстанции действия антимонопольного органа признаны законными.