Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива

Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках дизельного топлива

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке дизельного топлива проведен во исполнение Приказа ФАС России от 19.12.2013 №773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с Приказом ФАС России от  28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках дизельного топлива является установление доминирующего положения ВИНК на региональных рынках.

При исследовании локальных розничных рынков нефтепродуктов использована информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию дизельного топлива через  АЗС,  находящихся в собственности продавца, и через которые продавец осуществляет розничную реализацию нефтепродуктов, право владения, пользования или распоряжения которыми передано продавцу иным хозяйствующим субъектом.

 Исследование состояния конкуренции на розничных рынках дизельного топлива проведено в целях:

- оценки состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации дизельного топлива на локальных рынках Ульяновской области;

- выявления  локальных розничных рынков дизельного топлива, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При исследовании локальных розничных рынков дизельного топлива использована информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через  АЗС,  находящихся в собственности продавца, и через которые продавец осуществляет розничную реализацию нефтепродуктов, или право владения, пользования или распоряжения которыми передано продавцу иным хозяйствующим субъектом.

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определен как период – 01.04.2013 – 01.04.2014.

Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 группа нефтепродукты (код 0250008) включает: автомобильные бензины (код 025110), топливо дизельное (025130).

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

Дизельное топливо

Дизельное топливо предназначено для двигателей внутреннего сгорания с воспламенением рабочей смеси от сжатия (дизелей). ГОСТы по дизельному топливу определяют область применения дизельного топлива как моторное топливо для дизельных и газотурбинных двигателей (ГОСТ 305-82: "Настоящий стандарт распространяется на топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей...").

ГОСТ устанавливает технические требования к показателям, характеризующим свойства нефтепродуктов. Состав физико-химических показателей в ГОСТах по дизельному топливу и автомобильным бензинам разный, что свидетельствует о различиях в свойствах и предназначении дизельного топлива и автомобильных бензинов.

В зависимости от условий применения дизельного топлива ГОСТ 305-82 устанавливает три марки дизельного топлива: Л (летнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0 °С и выше; 3 (зимнее) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 35 °С) и минус 30 °С и выше (t застывания топлива не выше минус 45 °С); А (арктическое) - рекомендуемое для эксплуатации при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

Все перечисленные марки дизельного топлива имеют одно функциональное назначение (топливо для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей), при переходе с марки на марку двигатели не требуют конструктивных изменений. Все указанные марки дизельного топлива имеют одинаковые требования к упаковке, маркировке, хранению и транспортировке (по ГОСТ 1510). Дифференциация марок и незначительные отличия в технических характеристиках обусловлены не различиями в применении потребителем в качестве моторного топлива, а климатическими условиями потребления (температурой окружающей среды, сезонностью), едиными для всех потребителей. Состав продавцов при этом также остается неизменным.

Таким образом, дизельное топливо, реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления представляет собой один товар.

Брендированные марки дизельного топлива различных наименований (например, Ultimate, Экто, Pulsar), следует рассматривать как одну товарную группу, так как данные виды нефтепродуктов взаимозаменяемы по потребительским свойствам и при этом разница в цене не превышает 10%.

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемых рынков является дизельное топливо.

Определение географических границ товарного рынка

Географические границы локальных рынков определяются исходя из оценки экономической возможности приобретения дизельного топлива потребителем. Исходя из того, что места розничной реализации дизельного топлива (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов потребителем (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителем нефтепродуктов на АЗС).

Определение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов осуществляется на основе административных границ муниципальных образований, т.е. территорий с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций (за исключением областных, межрегиональных, транзитных), с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

В качестве географических границ в целях данного анализа принимаются границы Ульяновской области (первый локальный рынок), а также административные границы муниципального образования «город Ульяновск», которые выступают в качестве географических границ второго локального  розничного  рынка нефтепродуктов, и административные границы муниципального образования «город Димитровград» - в качестве географических границ третьего локального   розничного  рынка нефтепродуктов.

Первый локальный рынок

Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке

Потребителями дизельного топлива, реализуемого через АЗС, являются владельцы легковых и грузовых автомобилей,  хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на грузовых и пассажирских перевозках и другие.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты (продавцы), постоянно продающие дизельное топливо через АЗС общего пользования на территории Ульяновской области в в период 01.04.2013-01.04.2014.

В указанный период на территории Ульяновской области функционировало 31 хозяйствующий субъект, осуществляющий розничную реализацию дизельного топлива через 138 АЗС общего пользования.

Из 30 хозяйствующих субъектов (продавцов) 28 независимые, один хозяйствующий субъект входит в группу лиц ОАО   «НК «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт»), еще один  входит в группу лиц  ОАО «Татнефть»  (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»). С середины 2007 года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть». ЗАО «Ульяновснефтепродукт» и Ульяновский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр» кроме розничной реализации нефтепродуктов осуществляют оптовую продажу нефтепродуктов в регионе.

46% автозаправочных станций, через которые производится реализация дизельного топлива, находящихся на территории Ульяновской области, являются собственностью либо принадлежат на условиях аренды, а также на основании иных договоров крупнейшим операторам рынка ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Татнефть-АЗСЦентр».

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке в натуральных показателях (в литрах).

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж дизельного топлива хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем продаж дизельного топлива,  данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на первом локальном рынке (продавцов), объем товарного рынка и доли на рассматриваемом рынке,  представлены Таблице 1.

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (CR3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (HHI).

Таблица 2

 

01.04.2013-01.04.2014

 
 

CR3, %

HHI

 

ДТ

82,76

3267,01

 
 

При 70% <CR3 <100%   или 2000< HHI <10000 ,  уровень концентрации рынка высокий.

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

1. Экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

2. Административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС,  необходимость получения лицензии на осуществление деятельности   по хранению  продуктов  нефтепереработки;

3. Отсутствие нефтеперерабатывающих предприятий на территории области (удаленность производителей нефтепродуктов приводит к увеличению транспортных расходов).

4. Ограничения, связанные с экологической, санитарной и пожарной безопасностью и др.

Таблица 1

Географические границы рынка

№ п/п

Продавец

Принадлежность к ВИНК/независимый хоз.субъект

Количество АЗС

Дизельное топливо

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

1

2

3

4

5

6

7

Ульяновская область

1

ЗАО "Ульяновскнефтепродукт"

ОАО "НК "Роснефть"

45

<….>

52,16

2

Уль ф ООО "Татнефть-АЗСЦентр"

ОАО "Татнефть"

21

<….>

16,51

3

ООО "Магистраль"

независимый

1

<….>

4,34

4

ООО "ОПТАН-Ульяновск"

независимый

10

<….>

14,09

5

ЗАО "Транспорт-Сервис"

независимый

3

<….>

0,81

6

ООО "М-нефть"

независимый

8

<….>

0,13

7

ООО "ТК Альянс"

независимый

1

<….>

0,69

8

ЗАО "Онако-Комета"

независимый

1

<….>

0,05

9

ООО "Фарт-В"

независимый

7

<….>

0,26

10

ООО "Талан"*

независимый

7

<….>

0,06

11

ООО "Вис-Сервис"**

независимый

4

<….>

0,04

12

ООО "ЕВ-ойл"

независимый

1

<….>

0,40

13

ООО "Корса"

независимый

1

<….>

0,38

14

ИП Сербуков Н.В.

независимый

2

<….>

0,05

15

ООО "Аурум"

независимый

2

<….>

0,06

16

ООО "Барышский"

независимый

1

<….>

0,09

17

ООО "Ульяновскцентргаз"

независимый

4

<….>

0,08

18

ИП Краснов И.И.

независимый

1

<….>

0,02

19

ИП Сюлаева М.М.

независимый

1

<….>

0,01

20

ООО "Роста"

независимый

1

<….>

0,11

21

ООО "Гастон"

независимый

2

<….>

0,62

22

ООО "Велес"

независимый

1

<….>

0,15

23

ИП Табаков А.Н.

независимый

1

<….>

0,10

24

ИП Корпусова Л.И.

независимый

1

<….>

0,06

25

ООО "ЭкоНефть"

независимый

9

<….>

7,32

26

ПО УЗМВ "Волжанка"

независимый

1

<….>

0,04

27

филиал "Буинскнефтепродукт" ОАО ХК "Татнефтепродукт"

ОАО ХК "Татнефтепродукт"

5

<….>

0,94

28

ООО "Татнефтепродукт-Регион Б"

ОАО ХК "Татнефтепродукт"

3

<….>

29

ООО "ТРК 2"***

независимый

4

<….>

0,44

30

ООО "Нефтегазснаб"****

независимый

4

<….>

ИТОГО

138

<….>

100

 

* ООО "Талан" является полным правопреемником ООО "ФАРТ-В" с 10.01.2014 (количество АЗС не суммировалось)

** Общество осуществляло деятельность до 23.07.2013

*** Общество осуществляет деятельность с 01.12.2013, на АЗС, ранее принадлежавших ООО "Вис-Сервис"

****  Общество осуществляло деятельность до 01.12.2013 на АЗС, ранее принадлежавших ООО "Вис-Сервис"

Ценовая политика

В период с 01.04.2013 по 01.04.2014 на розничном рынке дизельного топлива наблюдалось колебание цен, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Цена на дизельное топливо у ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» имела тенденцию к снижению в период с апреля по июнь 2013 года, в декабре 2013 года. Цена на дизельное топливо у Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр»  с февраля по апрель 2014 года оставалась стабильной, в остальные периоды имела тенденцию к увеличению.

Рост цен на дизельное топливо у  основных операторов рынка: ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» с начала года  составил 105%.

Согласно проведенному анализу основными факторами повышения цен на топливо являются:

- повышение закупочной  цены от основных поставщиков;

- изменение объема продаж;

- сезонность.

В случае повышения цен  на дизельное топливо на территории Ульяновской области ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» по преимуществу повышает цены не первым, а вслед за иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке.

В случае понижения цен на рынке данная тенденция не отслеживается.

Определение состояния конкурентной среды на товарном рынке

Уровень концентрации на рынке розничной реализации дизельного топлива на территории Ульяновской области высокий.  

Рассматриваемый локальный  рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

Второй локальный рынок

Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке

Потребителями  бензина дизельного топлива, реализуемого через АЗС, являются владельцы легковых и грузовых автомобилей,  хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на грузовых и пассажирских перевозках и другие.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты (продавцы), постоянно продающие дизельное топливо через АЗС общего пользования на территории административных границ муниципального образования «город Ульяновск» в период 01.04.2013-01.04.2014.

В указанный период на территории МО «г.Ульяновск» функционировало 15 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию дизельного топлива через 57 АЗС общего пользования.

Из 15 хозяйствующих субъектов (продавцов), 13 из которых независимые, один хозяйствующий субъект входит в группу лиц ОАО   «НК «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт»), еще один  входит в группу лиц  ОАО «Татнефть»  (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»). С середины 2007  года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть» и кроме розничной продажи нефтепродуктов начало осуществлять оптовую продажу нефтепродуктов в регионе, ООО «Татнефть-АЗС Центр» Ульяновский филиал  также осуществляет  деятельность на оптовом рынке нефтепродуктов в регионе.

42% автозаправочных станций, находящихся на территории  города Ульяновска,  являются  собственностью либо принадлежат на условиях аренды,  а также  на   основании иных договоров  крупнейшим операторам рынка - ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и  ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке в натуральных показателях (в литрах).

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем продаж нефтепродуктов,  данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Состав хозяйствующих субъектов, действующих на втором локальном рынке (продавцов), объем товарного рынка и доли на   рассматриваемом рынке,  представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Географические границы рынка

№ п/п

Продавец

Принадлежность к ВИНК/независимый хоз.субъект

Количество АЗС

Дизельное топливо

 

 

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

1

2

3

4

5

6

7

МО "г.Ульяновск"

1

ЗАО "Ульяновскнефтепродукт"

ОАО "НК "Роснефть"

14

<….>

53,35

2

Уль ф ООО "Татнефть-АЗСЦентр"

ОАО "Татнефть"

10

<….>

9,82

3

ООО "ОПТАН-Ульяновск"

независимый

7

<….>

18,16

4

филиал "Буинскнефтепродукт" ОАО ХК "Татнефтепродукт"

ОАО ХК "Татнефтепродукт"

3

<….>

1,22

5

ООО "Татнефтепродукт-Регион Б"

ОАО ХК "Татнефтепродукт"

3

<….>

6

ООО "ЭкоНефть"

независимый

3

<….>

15,68

7

ООО "М-Нефть"

независимый

4

<….>

0,13

8

ООО "Фарт-В"

независимый

4

<….>

0,26

9

ООО "Талан"

независимый

4

<….>

0,05

10

ООО "Корса"

независимый

1

<….>

0,74

11

ЗАО "Онако-Комета"

независимый

1

<….>

0,09

12

ИП Сербуков Н.В.

независимый

2

<….>

0,10

13

ООО "Аурум"

независимый

2

<….>

0,12

14

ООО "Роста"

независимый

1

<….>

0,21

15

ООО "Ульяновскцентргаз"

независимый

2

<….>

0,07

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (CR3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (HHI).

 Таблица 4

 

01.04.2013-01.04.2014

 
 

CR3, %

HHI

 

ДТ       

87,19

3520,94

 
 

При 70% <CR3 <100%   или 2000< HHI <10000 ,  уровень концентрации рынка высокий.

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

1.                       Экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

2.                      Административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС, необходимость получения лицензии на осуществление деятельности по хранению  продуктов  нефтепереработки;

3.                      Отсутствие нефтеперерабатывающих предприятий на территории области (удаленность производителей нефтепродуктов приводит к увеличению транспортных расходов).

4.                      Ограничения, связанные с экологической, санитарной и пожарной безопасностью и др.

Ценовая политика

В период с 01.04.2013 по 01.04.2014 на розничном рынке дизельного топлива наблюдалось колебание цен, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Цена на дизельное топливо у ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» имела тенденцию к снижению в период с апреля по июнь 2013 года, в декабре 2013 года. Цена на дизельное топливо у Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр»  с февраля по апрель 2014 года оставалась стабильной, в остальные периоды имела тенденцию к увеличению.

Рост цен на дизельное топливо у  основных операторов рынка: ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» с начала года  составил 105%.

Согласно проведенному анализу основными факторами повышения цен на топливо являются:

- повышение закупочной  цены от основных поставщиков;

- изменение объема продаж;

- сезонность.

В случае повышения цен  на дизельное топливо на территории Ульяновской области ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» по преимуществу повышает цены не первым, а вслед за иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке.

В случае понижения цен на рынке данная тенденция не отслеживается.

Определение состояния конкурентной среды на товарном рынке

Уровень концентрации на рынке розничной реализации дизельного топлива на территории города Ульяновска высокий.  

Рассматриваемый локальный  рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по позиции «розничная торговля моторным топливом» (код ОКВЭД 50.50) в географических границах муниципального образования «город Ульяновск».

 

Третий локальный рынок

Определение географических границ товарного рынка

В качестве географических границ исследования локального рынка  розничной  реализации дизельного топлива принимаются административные границы муниципального образования «город Димитровград».

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Потребителями  бензина автомобильного, реализуемых через АЗС, являются владельцы легковых и грузовых автомобилей,  хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на грузовых и пассажирских перевозках и другие.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты (продавцы), постоянно продающие дизельное топливо через АЗС общего пользования на территории административных границ муниципального образования «город Димитровград» в период с 01.04.2013 по 01.04.2014.

В указанный период на территории МО «г.Димитровград» функционировало 8 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию дизельного топлива через 15 АЗС общего пользования.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты (продавцы), постоянно продающие дизельное топливо через АЗС общего пользования на территории административных границ муниципального образования «город Димитровград» в период с 01.04.2013-01.04.2014.

Из 8 хозяйствующих субъектов (продавцов) 6 независимые, один хозяйствующий субъект входит в группу лиц ОАО   «НК «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт»), еще один  входит в группу лиц  ОАО «Татнефть»  (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»). С середины 2007 года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть». ЗАО «Ульяновснефтепродукт» и Ульяновский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр» кроме розничной реализации нефтепродуктов осуществляют оптовую продажу нефтепродуктов в регионе.

64% автозаправочных станций, находящихся на территории  города Димитровграда,  являются  собственностью либо принадлежат на условиях аренды,  а также  на   основании  иных договоров  крупнейшим операторам рынка - ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и  ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих   субъектов на рынке

Показателем для расчёта объема на локальном розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объём продажи (реализации) нефтепродуктов.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объём продажи нефтепродуктов данным хозяйствующим субъектом на локальный рынок, к показателю, характеризующему объём локального рынка нефтепродуктов.

Состав хозяйствующих субъектов (продавцов), действующих на втором локальном рынке,  объем товарного рынка и доли на рассматриваемом рынке,  представлены в Приложении  7.

Расчет долей основных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, представлен в таблице 5.

Таблица 5

Географические границы рынка

 

Продавец

Принадлежность к ВИНК/независимый хоз.субъект

Количество АЗС

Дизельное топливо

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

1

2

3

4

5

6

7

МО "г.Димитровград"

1

ЗАО "Ульяновскнефтепродукт"

ОАО "НК "Роснефть"

4

<….>

54,9

2

Ульяновский филиал ООО "Татнефть-АЗС Центр"

ОАО "Татнефть"

4

<….>

20,9

3

ООО "Фарт-В"

независимый

3

<….>

2,37

4

ООО "Талан"*

независимый

3

<….>

1,13

5

ООО "Вис-Сервис"**

независимый

2

<….>

0,7

6

ООО "ЭкоНефть"

независимый

2

<….>

11,7

7

ООО "ТРК 2"***

независимый

4

<….>

8,3

8

ООО "Нефтегазснаб"****

независимый

4

<….>

ИТОГО

15

<….>

100,0

 

* ООО "Талан" является полным правопреемником ООО "ФАРТ-В" с 10.01.2014 (количество АЗС не суммировалось)

* Общество осуществляло деятельность до 23.07.2013

** Общество осуществляет деятельность с 01.12.2013, на АЗС, ранее принадлежавших ООО "Вис-Сервис"

***  Общество осуществляло деятельность до 01.12.2013 на АЗС, ранее принадлежавших ООО "Вис-Сервис"

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (CR3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (HHI).

Таблица 6

 

01.04.2013-01.04.2014

 

CR3, %

HHI

ДТ  

87,51

3664,73

При 70% <CR3 <100% или 2000< HHI <10000 ,  уровень концентрации рынка высокий.

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

1.                      Экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

2.                      Административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС,  необходимость получения лицензии на осуществление деятельности   по хранению  продуктов  нефтепереработки

3.                      Отсутствие нефтеперерабатывающих предприятий на территории области (удаленность производителей нефтепродуктов приводит к увеличению транспортных расходов).

4.                      Ограничения, связанные с экологической, санитарной и пожарной безопасностью и др.

Ценовая политика

В период с 01.04.2013 по 01.04.2014 на розничном рынке дизельного топлива наблюдалось колебание цен, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Цена на дизельное топливо у ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» имела тенденцию к снижению в период с апреля по июнь 2013 года, в декабре 2013 года. Цена на дизельное топливо у Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр»  с февраля по апрель 2014 года оставалась стабильной, в остальные периоды имела тенденцию к увеличению.

Рост цен на дизельное топливо у  основных операторов рынка: ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» с начала года  составил 105%.

Согласно проведенному анализу основными факторами повышения цен на топливо являются:

- повышение закупочной  цены от основных поставщиков;

- изменение объема продаж;

- сезонность.

В случае повышения цен  на дизельное топливо на территории Ульяновской области ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» по преимуществу повышает цены не первым, а вслед за иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке.

В случае понижения цен на рынке данная тенденция не отслеживается.

Определение состояния конкурентной среды на товарном рынке

Уровень концентрации на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории города Димитровграда высокий.

Рассматриваемый локальный  рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по позиции «розничная торговля моторным топливом» (код ОКВЭД 50.50) в географических границах муниципального образования «город Димитровград».