Аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на розничных рынках бензина автомобильного (А-76, АИ-92, АИ-95, АИ-98)

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива проведен во исполнение Приказа ФАС России от 19.12.2013 №773/12 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2013-2014 годы», в соответствии с Приказом ФАС России от  28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Целью проведения анализа конкуренции на розничных рынках бензина автомобильного является установление доминирующего положения ВИНК на региональных рынках.

При исследовании локальных розничных рынков бензина автомобильного использована информация, полученная от хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через  АЗС,  находящихся в собственности продавца, и через которые продавец осуществляет розничную реализацию нефтепродуктов, право владения, пользования или распоряжения которыми передано продавцу иным хозяйствующим субъектом.

Исследование состояния конкуренции на розничных рынках бензина автомобильного проведено в целях:

- оценки состояния конкурентной среды в сфере розничной реализации нефтепродуктов на локальных рынках Ульяновской области;

- выявления  локальных розничных рынков нефтепродуктов, на которых хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение согласно частям 1 и 3 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определен как период – 01.04.2013 – 01.04.2014.

Определение продуктовых границ товарного рынка

В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 группа нефтепродукты (код 0250008) включает: автомобильные бензины (код 025110), топливо дизельное (025130).

Автомобильные бензины и дизельное топливо сходны по функциональному назначению и предназначены для использования в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Вместе с тем, бензиновые и дизельные двигатели имеют принципиальные и конструктивные различия, которые исключают использование дизельного топлива в качестве моторного топлива для бензинового двигателя, а также использование автомобильного бензина для дизельного двигателя Замена бензинового двигателя дизельным и наоборот технически сложна и дорога.

Для целей данного исследования продуктовые границы рынков определены как:

- бензин А-76

- бензин АИ-92;

- бензин АИ-95;

- бензин АИ-98.

Брендированные автомобильные бензины различных наименований (например, Ultimate, Экто, Pulsar) в пределах одного октанового числа следует рассматривать как одну товарную группу, так как данные виды нефтепродуктов взаимозаменяемы по потребительским свойствам с бензинами с аналогичным октановым числом и при том разница в цене не превышает 10%.

Бензины предназначены для поршневых ДВС с принудительным воспламенением (от искры). Основным сырьем для получения бензинов автомобильных является нефть. Для получения из нефти различных автомобильных топлив применяют методы первичной и вторичной переработки. Первичная переработка нефти заключается в разделении ее на отдельные фракции, выкипающие в различных определенных температурных интервалах. При первичной перегонке получают бензиновую, лигроиновую, керосиновую, соляровую фракции и мазут. Переработка нефти вторичными методами сопровождается изменением состава и строения ее различных соединений и позволяет придать топливу более совершенные физико-химические свойства, а, следовательно, и качество.

К основным свойствам бензинов автомобильных можно отнести: испаряемость и фракционный состав, химическую стабильность, антикоррозийные свойства, вязкость, теплоту сгорания и детонационную стойкость.

Показателем детонационной стойкости бензина, характеризующим его устойчивость к самовоспламенению в рабочей камере двигателя, сопровождаемому образованием ударных волн, является октановое число. Октановые числа бензинов для автомобильных двигателей, оснащенных карбюраторными двигателями, колеблются в пределах 66-98. Бензин с более высоким октановым числом применяется для двигателей с более высокой степенью сжатия.

На сегодняшний день существуют два метода борьбы с детонацией - изменение углеводородного состава бензина и введение в состав топлива различных присадок-антидетонаторов. Применение присадок признается менее дорогим и более упрощенным способом. Признавая пользу, которую может принести применение присадок к топливам, необходимо учитывать, что они не предназначены для компенсации недостатков, связанных с низким качеством нефтепродуктов. Между тем, недобросовестные продавцы для повышения октанового числа бензина помимо официально допущенных к применению присадок используют также нафталин, спирт и ацетон, железосодержащие и марганцесодержащие присадки, метилтрибутиловый эфир, воду. При этом использование автомобильного бензина, незаконно изготовленного путем смешения различных марок нефтепродуктов или добавления присадок, запрещенных к использованию, наносит ущерб не только бюджетной системе Российской Федерации, но и техническому состоянию парка автотранспортных средств и экологии.

В настоящее время на товарных рынках представлены следующие марки автомобильных бензинов: А-76, А-80, Аи-92, Аи-95, Аи-96, которые, в свою очередь, разделяются на бензины этилированные и неэтилированные. С 01.01.1999г. на территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 51105-97 «Бензины автомобильные неэтилированные», который практически полностью соответствует требованиям на Европейские бензины, изложенным в стандарте EN 228 в редакции до 2000г. и соответствующим эколого-санитарным требованиям Евро-2. ГОСТ Р 51105-97 содержит требования на четыре сорта автомобильных бензинов: Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95 и Супер-98 (все неэтилированные с содержанием свинца не более 0,01 г/л). В России с 01.07.2000г. был введен новый стандарт на автомобильные бензины (ГОСТ Р51313-99), который устанавливает минимальные требования к бензинам, обязательные к исполнению независимо от того, по каким документам они выпускаются. В качестве обязательных должны соблюдаться нормативы по октановым числам, бензолу «не более 5% объема», содержанию серы «не более 0,05-0,10 массовых %» для разных марок и т.п. С 1 июля 2000 года все бензины выпускаемые по техническим условиям, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р51313-99. Соответствие бензинов, выпускаемых по техническим условиям, требованиям ГОСТ Р 51313-99 проверяется при сертификации бензинов, которая является обязательной.

Установлено, что марки бензина А-76 и А-80 являются взаимозаменяемыми, но не выступают таковыми для марок бензина с октановым числом равным или выше 92, то есть Аи-92, Аи-95, Аи-96. Также, с точки зрения потребителя, бензины марок Аи-92 и Аи-95, 96 составляют разные товарные группы. Брендированные автомобильные бензины различных наименований (например, Ultimate, Экто, Pulsar) в пределах одного октанового числа следует рассматривать как одну товарную группу, так как данные виды нефтепродуктов взаимозаменяемы по потребительским свойствам с бензинами с аналогичным октановым числом и при этом разница в цене не превышает 10%

Таким образом, с точки зрения потребительского спроса можно выделить следующие товарные группы по автомобильным бензинам (рынки):

Группа товаров

Подгруппа

ОЧ

Товары (спецификации)

 

 

Автомобильные

бензины

(ОКП 025110)

 

 

низкооктановые

Не менее76

по ММ

не менее 80

по ИМ

1.А-76 (АИ-80)

 

высокооктановые

82,5-88

 по ММ

91-98 по ИМ

2. АИ-92 (АИ-91,АИ-93)

3. АИ-95 (АИ-96)

4. АИ-98

 

Газобаллонное  топливо не является товаром-заменителем для  автомобильных бензинов в связи с тем, что для работы автомобиля на сжиженных газах необходима специальная газобаллонная установка. К недостаткам газобаллонных автомобилей относится уменьшение грузоподъемности транспорта и повышение пожароопасности. Кроме того, расположение газовых заправочных станций носит локализованный характер, на отдельных территориях отсутствует возможность для заправки данным видом топлива.

Определение географических границ товарного рынка

Географические границы локальных рынков определяются исходя из оценки экономической возможности приобретения нефтепродуктов потребителем. Исходя из того, что места розничной реализации нефтепродуктов (АЗС) территориально фиксированы, основными ограничениями экономической возможности приобретения нефтепродуктов на АЗС являются организационно-транспортные схемы приобретения нефтепродуктов потребителем (расположение АЗС, расстояние, маршрут следования до АЗС) и транспортные расходы, связанные с поиском и приобретением потребителем нефтепродуктов на АЗС).

Определение географических границ локальных розничных рынков нефтепродуктов осуществляется на основе административных границ муниципальных образований, т.е. территорий с учетом экономико-географического положения и автотранспортной инфраструктуры в пределах которой пролегают маршруты регулярного движения частного автотранспорта и автотранспорта предприятий и организаций (за исключением областных, межрегиональных, транзитных), с численностью населения свыше 100 тыс. человек.

В качестве географических границ в целях данного анализа принимаются границы Ульяновской области (первый локальный рынок), а также административные границы муниципального образования «город Ульяновск», которые выступают в качестве географических границ второго локального  розничного  рынка нефтепродуктов, и административные границы муниципального образования «город Димитровград» - в качестве географических границ третьего локального   розничного  рынка нефтепродуктов.

Первый локальный рынок

Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на товарном рынке

Потребителями  бензина автомобильного, реализуемого через АЗС, являются владельцы легковых и грузовых автомобилей,  хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на грузовых и пассажирских перевозках и другие.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты (продавцы), постоянно продающие нефтепродукты через АЗС общего пользования на территории Ульяновской области в период 01.04.2013-01.04.2014.

В указанный период на территории Ульяновской области функционировало 32 хозяйствующий субъект, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов через  141 АЗС общего пользования.

Из 32 хозяйствующих субъектов (продавцов) - 30 независимые, один хозяйствующий субъект входит в группу лиц ОАО   «НК «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт»), еще один  входит в группу лиц  ОАО «Татнефть»  (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»). С середины 2007 года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть». ЗАО «Ульяновснефтепродукт» и Ульяновский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр» кроме розничной реализации нефтепродуктов осуществляют оптовую продажу нефтепродуктов в регионе.

46% автозаправочных станций, находящихся на территории Ульяновской области, являются собственностью либо принадлежат на условиях аренды, а также на

основании иных договоров крупнейшим операторам рынка - ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и ООО «Татнефть-АЗСЦентр».

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке в натуральных показателях (в литрах).

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем продаж  нефтепродуктов,  данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, представлен в таблице 1.

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (CR3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (HHI).

Таблица 2

 

01.04.2013-01.04.2014

 
 

CR3, %

HHI

 

А-76

74,24

2735,41

 
 

АИ-92  

83,26

2735,41

 
 

АИ-95  

89,11

3397,56

 
 

АИ-98

99,48

4463,82

 
 
При 70% <CR3 <100% или 2000< HHI <10000,  уровень концентрации рынка высокий.

Таблица 1

Географические границы рынка

№ п/п

Наименование хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по розничной торговле моторным топливом

Принадлежность к группе лиц (независимый)

Количество АЗС

Бензин АИ-98

Бензин АИ-95

Бензин АИ-92

Бензин АИ-80

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Ульяновская область

1

ЗАО "Ульяновскнефтепродукт"

ОАО "НК "Роснефть"

45

<….>

48,65

<….>

51,44

<….>

56,50

 

 

2

Уль ф ООО "Татнефть-АЗС Центр"

ОАО "Татнефть"

21

<….>

5,35

<….>

16,97

<….>

15,38

<….>

47,90

3

ООО "ОПТАН-Ульяновск"

независимый

10

<….>

0,52

<….>

5,57

<….>

7,03

<….>

14,72

4

ЗАО "Транспорт-Сервис"

независимый

3

 

 

<….>

0,64

<….>

1,27

<….>

3,10

5

ООО "М-нефть"

независимый

8

 

 

<….>

0,20

<….>

0,08

 

 

6

ООО "ТК Альянс"

независимый

1

 

 

<….>

0,15

<….>

0,20

 

 

7

ЗАО "Онако-Комета"

независимый

1

 

 

<….>

 

<….>

0,24

<….>

0,57

8

ООО "Фарт-В"

независимый

7

 

 

<….>

1,61

<….>

2,32

 

 

9

ООО "Талан"*

независимый

7

 

 

<….>

0,37

<….>

0,60

 

 

10

ООО "Вис-Сервис"**

независимый

4

 

 

<….>

0,13

<….>

0,33

<….>

3,48

11

ООО "ЕВ-ойл"

независимый

1

 

 

<….>

0,00

<….>

0,02

<….>

0,07

12

ООО "Корса"

независимый

1

 

 

<….>

0,00

<….>

0,28

<….>

1,23

13

ИП Сербуков Н.В.

независимый

2

 

 

<….>

0,07

<….>

0,16

<….>

0,91

14

ООО "Аурум"

независимый

2

 

 

<….>

0,17

<….>

0,24

<….>

0,76

15

ООО "Барышский"

независимый

1

 

 

<….>

0,00

<….>

0,08

<….>

1,13

16

ООО "Магистраль"

независимый

1

 

 

<….>

0,15

<….>

0,25

 

 

17

ООО "Ульяновскцентргаз"

независимый

4

 

 

<….>

0,15

<….>

0,29

<….>

1,68

18

ИП Краснов И.И.

независимый

1

 

 

<….>

0,00

<….>

0,05

<….>

0,43

19

ИП Сюлаева М.М.

независимый

1

 

 

<….>

0,02

<….>

0,05

<….>

0,05

20

ООО "Роста"

независимый

1

 

 

<….>

0,30

<….>

0,50

 

 

21

ООО "Гастон"

независимый

2

 

 

<….>

0,41

<….>

0,10

<….>

6,01

22

ООО "Велес"

независимый

1

 

 

<….>

0,00

<….>

0,08

 

 

23

ИП Табаков А.Н.

независимый

1

 

 

<….>

0,00

<….>

0,11

 

 

24

ИП Корпусова Л.И.

независимый

1

 

 

<….>

0,00

<….>

0,05

 

 

25

ООО "ЭкоНефть"

независимый

9

<….>

45,47

<….>

20,70

<….>

11,38

 

 

26

ПО УЗМВ "Волжанка"

независимый

1

 

 

<….>

0,18

<….>

0,29

<….>

1,72

27

ООО "ТРК 2"***

независимый

4

 

 

<….>

0,31

<….>

0,75

<….>

4,63

28

ООО "Нефтегазснаб"****

независимый

4

 

 

<….>

<….>

<….>

29

ООО "Татнефтепродукт-Регион Б"

ОАО ХК "Татнефтепродукт"

3

 

 

<….>

0,45

<….>

1,37

<….>

11,62

30

ООО "Татнефтепродукт-Регион Н"

ОАО ХК "Татнефтепродукт"

2

 

 

<….>

<….>

<….>

31

филиал "Буинскнефтепродукт" ОАО ХК "Татнефтепродукт"

ОАО ХК "Татнефтепродукт"

5

 

 

<….>

<….>

<….>

32

ООО "Промстрой"

независимый

1

 

 

<….>

0,11

<….>

0,75

<….>

0,04

ИТОГО

141

<….>

100,00

<….>

100,00

<….>

100,00

<….>

100,00

             

* ООО "Талан" является полным правопреемником ООО "ФАРТ-В" с 10.01.2014 (количество АЗС не суммировалось)

 

** Общество осуществляло деятельность до 23.07.2013

*** Общество осуществляет деятельность с 01.12.2013, на АЗС, ранее принадлежавших ООО "Вис-Сервис"

****  Общество осуществляло деятельность до 01.12.2013 на АЗС, ранее принадлежавших ООО "Вис-Сервис"

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

1.                  Экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

2.                 Административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС,  необходимость получения лицензии на осуществление деятельности   по хранению  продуктов  нефтепереработки;

3.                 Отсутствие нефтеперерабатывающих предприятий на территории области (удаленность производителей нефтепродуктов приводит к увеличению транспортных расходов).

4.                 Ограничения, связанные с экологической, санитарной и пожарной безопасностью и др.

Ценовая политика

В период 01.04.2013-01.04.2014 на розничном рынке нефтепродуктов наблюдалось колебание цен, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Розничные цены у основных операторов рынка ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» на автомобильные бензины АИ-98, АИ-95, АИ-92 в течение апрель-июнь 2013 года имели тенденцию к снижению.

В течение  периода с июля 2013 года по апрель 2014 года тенденция понижения цен  не прослеживается.

Рост цен у  основных операторов рынка: ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» с начала года  составил: АИ-98-108%, АИ-95-108%, АИ-92-107%, А-76-107%.

Согласно проведенному анализу основными факторами повышения цен на топливо являются:

- повышение закупочной  цены от основных поставщиков;

- изменение объема продаж;

- сезонность.

В случае повышения цен  на бензины автомобильные на территории Ульяновской области ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» по преимуществу повышает цены не первым, а вслед за иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке.

В случае понижения цен на рынке данная тенденция не отслеживается.

Определение состояния конкурентной среды на товарном рынке

Уровень концентрации на рынке розничной реализации нефтепродуктов на территории Ульяновской области высокий.  

Рассматриваемый локальный  рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

Второй локальный рынок

Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих

на товарном рынке

Потребителями  бензинов автомобильных, реализуемых через АЗС, являются владельцы легковых и грузовых автомобилей,  хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на грузовых и пассажирских перевозках и другие.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты (продавцы), постоянно продающие нефтепродукты через АЗС общего пользования на территории административных границ муниципального образования «город Ульяновск» в период с 01.04.2013-01.04.2014.

В период с 01.04.2013-01.04.2014 на территории МО «г.Ульяновск» функционировало 15 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через 57 АЗС общего пользования.

Из 15 хозяйствующих субъектов (продавцов) 13 независимые, один хозяйствующий субъект входит в группу лиц ОАО   «НК «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт»), еще один  входит в группу лиц  ОАО «Татнефть»  (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»). С середины 2007 года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть». ЗАО «Ульяновснефтепродукт» и Ульяновский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр» кроме розничной реализации нефтепродуктов осуществляют оптовую продажу нефтепродуктов в регионе.

42% автозаправочных станций, находящихся на территории  города Ульяновска, являются собственностью либо принадлежат на условиях аренды, а также  на основании иных договоров крупнейшим операторам рынка - ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и  ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж на рассматриваемом товарном рынке в натуральных показателях (в литрах).

Объем рынка определяется как сумма объемов продаж нефтепродуктов хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем продаж нефтепродуктов,  данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Расчет долей хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, представлен в таблице 3.

Таблица 3

Географические границы рынка

№ п/п

Продавец

Принадлежность к ВИНК/независимый хоз.субъект

Количество АЗС

Бензин АИ-98

Бензин АИ-95

Бензин АИ-92

Бензин АИ-80

 

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

МО "г.Ульяновск"

1

ЗАО "Ульяновскнефтепродукт"

ОАО "НК "Роснефть"

14

<….>

49,14

<….>

66,47

<….>

54,92

-

-

 

2

Уль ф ООО "Татнефть-АЗСЦентр"

ОАО "Татнефть"

10

<….>

7,66

<….>

11,27

<….>

17,25

<….>

57,76

 

3

ООО "ЭкоНефть"

независимый

3

<….>

42,97

<….>

14,63

<….>

12,25

-

-

 

4

ООО "ОПТАН-Ульяновск"

независимый

7

<….>

0,23

<….>

5,31

<….>

9,58

-

20,62

 

5

ООО "М-Нефть"

независимый

4

-

-

<….>

0,09

<….>

0,07

-

-

 

6

ООО "Фарт-В"

независимый

4

-

-

<….>

1,02

<….>

1,88

-

-

 

7

ООО "Талан"*

независимый

4

-

-

<….>

0,23

<….>

0,50

-

-

 

8

ООО "Корса"

независимый

1

-

-

<….>

-

<….>

0,47

<….>

2,76

 

9

ЗАО "Онако-Комета"

независимый

1

-

-

<….>

-

<….>

0,40

<….>

1,27

 

10

ИП Сербуков Н.В.

независимый

2

-

-

<….>

0,07

<….>

0,27

<….>

2,04

 

11

ООО "Аурум"

независимый

2

-

-

<….>

0,19

<….>

0,40

<….>

1,71

 

12

ООО "Роста"

независимый

1

-

-

<….>

0,34

<….>

0,83

-

-

 

13

ООО "Ульяновскцентргаз"

независимый

2

-

-

<….>

0,07

<….>

0,18

<….>

0,69

 

14

ООО "Татнефтепродукт-Регион Б"

независимый

3

-

-

<….>

0,30

<….>

0,99

<….>

13,15

 

15

филиал "Буинскнефтепродукт" ОАО ХК "Татнефтепродукт"

независимый

3

-

-

<….>

<….>

<….>

 

 

ИТОГО

57

<….>

100,00

<….>

100,00

<….>

100,00

<….>

100,00

 

* ООО "Талан" является полным правопреемником ООО "ФАРТ-В" с 10.01.2014 (количество АЗС не суммировалось)

   

<….>

 

<….>

 

<….>

<….>

                       

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (CR3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (HHI).

 Таблица 4

 

01.04.2013-01.04.2014

 
 

CR3, %

HHI

 

А-76

74,24

2735,41

 
 

АИ-92  

83,26

2735,41

 
 

АИ-95  

89,11

3397,56

 
 

АИ-98

99,48

4463,82

 
 

При 70% <CR3 <100% или 2000< HHI <10000 ,  уровень концентрации рынка высокий.

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

1. Экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

2. Административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС,  необходимость получения лицензии на осуществление деятельности   по хранению  продуктов  нефтепереработки;

3. Отсутствие нефтеперерабатывающих предприятий на территории области (удаленность производителей нефтепродуктов приводит к увеличению транспортных расходов).

4. Ограничения, связанные с экологической, санитарной и пожарной безопасностью и др.

Ценовая политика

В период 01.04.2013-01.04.2014 на розничном рынке нефтепродуктов наблюдалось колебание цен, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Розничные цены у основных операторов рынка ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» на автомобильные бензины АИ-98, АИ-95, АИ-92 в течение апрель-июнь 2013 года имели тенденцию к снижению.

В течение  периода с июля 2013 года по апрель 2014 года тенденция понижения цен  не прослеживается.

Рост цен у  основных операторов рынка: ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» с начала года  составил: АИ-98-108%, АИ-95-108%, АИ-92-107%, А-76-107%.

Согласно проведенному анализу основными факторами повышения цен на топливо являются:

- повышение закупочной  цены от основных поставщиков;

- изменение объема продаж;

- сезонность.

В случае повышения цен  на бензины автомобильные на территории Ульяновской области ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» по преимуществу повышает цены не первым, а вслед за иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке.

В случае понижения цен на рынке данная тенденция не отслеживается.

Определение состояния конкурентной среды на товарном рынке

Уровень концентрации на рынке розничной реализации нефтепродуктов на территории города Ульяновска высокий.  

Рассматриваемый локальный  рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по позиции «розничная торговля моторным топливом» (код ОКВЭД 50.50) в географических границах муниципального образования «город Ульяновск».

 

Третий локальный рынок

Определение географических границ товарного рынка

В качестве географических границ исследования локального рынка розничной реализации нефтепродуктов принимаются административные границы муниципального образования «город Димитровград».

Определение состава хозяйствующих субъектов,

действующих на товарном рынке

Потребителями  бензина автомобильного, реализуемых через АЗС, являются владельцы легковых и грузовых автомобилей,  хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на грузовых и пассажирских перевозках и другие.

В период с 01.04.2013 по 01.04.2014 году на территории МО «г.Димитровград» функционировало 7 хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов через 17 АЗС общего пользования.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты (продавцы), постоянно продающие нефтепродукты через АЗС общего пользования на территории административных границ муниципального образования «город Димитровград» в рассматриваемый период.

Из 8 хозяйствующих субъектов (продавцов), 6 из которых независимые, один хозяйствующий субъект входит в группу лиц ОАО   «НК «Роснефть» (ЗАО «Ульяновскнефтепродукт»), еще один  входит в группу лиц  ОАО «Татнефть»  (Ульяновский филиал ООО Татнефть-АЗС Центр»). С середины 2007 года ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» вошло в состав ОАО «НК «Роснефть». ЗАО «Ульяновснефтепродукт» и Ульяновский филиал ООО «Татнефть-АЗС Центр» кроме розничной реализации нефтепродуктов осуществляют оптовую продажу нефтепродуктов в регионе.

47% автозаправочных станций, находящихся на территории  города Димитровграда, являются собственностью либо принадлежат на условиях аренды,  а также на основании иных договоров крупнейшим операторам рынка - ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» и  ООО «Татнефть-АЗС Центр».

Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих   субъектов на рынке

Показателем для расчёта объема на локальном розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объём продажи (реализации) нефтепродуктов.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объём продажи нефтепродуктов данным хозяйствующим субъектом на локальный рынок, к показателю, характеризующему объём локального рынка нефтепродуктов.

Расчет долей основных хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, представлен в таблице 5.

Уровень концентрации товарных рынков

Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (CR3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке (HHI).

Таблица 6

 

01.04.2013-01.04.2014

 
 

CR3, %

HHI

 

А-76

-

-

 

АИ-92  

65,56

2669,47

 

АИ-95  

59,00

2694,51

 

АИ-98

-

-

 


При 70% <CR3 <100% или 2000< HHI <10000 ,  уровень концентрации рынка высокий.

Таблица 5

 

Географические границы рынка

 

Продавец

Принадлежность к ВИНК/независимый хоз.субъект

Количество АЗС

Бензин АИ-98

Бензин АИ-95

Бензин АИ-92

Бензин АИ-80

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

Объем поставки, литры

Доля на рынке, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

МО "г.Димитровград"

1

ЗАО "Ульяновскнефтепродукт"

ОАО "НК "Роснефть"

4

<….>

24,59

<….>

37,26

<….>

43,20

-

-

2

Ульяновский филиал ООО "Татнефть-АЗС Центр"

ОАО "Татнефть"

4

-

-

<….>

20,40

<….>

20,82

<….>1

63,55

3

ООО "Фарт-В"

независимый

3

-

-

<….>

7,37

<….>

10,85

-

-

4

ООО "Талан"*

независимый

3

-

-

<….>

1,74

<….>

2,77

-

-

5

ООО "Вис-Сервис" **

независимый

4

-

-

<….>

1,34

<….>

1,54

<….>

8,77

6

ООО "ЭкоНефть"

независимый

2

<….>

75,41

<….>

28,64

<….>

13,98

-

-

7

ООО "ТРК 2" ***

независимый

4

-

-

<….>

3,25

<….>

6,84

<….>

27,68

8

ООО "Нефтегазснаб" ****

независимый

4

-

-

<….>

<….>

<….>

ИТОГО

17

<….>

100

<….>

100

<….>

100

<….>

100

 

* ООО "Талан" является полным правопреемником ООО "ФАРТ-В" с 10.01.2014 (количество АЗС не суммировалось)

** Общество осуществляло деятельность до 23.07.2013

*** Общество осуществляет деятельность с 01.12.2013, на АЗС, ранее принадлежавших ООО "Вис-Сервис"

**** Общество осуществляло деятельность до 01.12.2013 на АЗС, ранее принадлежавших ООО "Вис-Сервис"

Во избежание повторного счета количества АЗС, на которых в период с 01.04.2013 по 01.04.2014 на территории г.Димитровграда хозяйствующими субъектами осуществлялась деятельность, АЗС ООО "ТРК 2" и ООО "Нефтегазснаб" не суммировались

Определение барьеров  входа на товарный рынок

К барьерам, затрудняющим и ограничивающим хозяйствующим субъектам начало деятельности на исследуемом товарном рынке, относятся:

1.                 Экономические ограничения – необходимы значительные первоначальные капитальные вложения на строительство АЗС;

2.                 Административные ограничения – длительность процедуры отведения земельных участков под строительство АЗС,  необходимость получения лицензии на осуществление деятельности   по хранению  продуктов  нефтепереработки

3.                 Отсутствие нефтеперерабатывающих предприятий на территории области (удаленность производителей нефтепродуктов приводит к увеличению транспортных расходов).

4.                 Ограничения, связанные с экологической, санитарной и пожарной безопасностью и др.

Ценовая политика.

В период 01.04.2013-01.04.2014 на розничном рынке нефтепродуктов наблюдалось колебание цен, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения.

Розничные цены у основных операторов рынка ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» на автомобильные бензины АИ-98, АИ-95, АИ-92 в течение апрель-июнь 2013 года имели тенденцию к снижению.

В течение  периода с июля 2013 года по апрель 2014 года тенденция понижения цен  не прослеживается.

Рост цен у  основных операторов рынка: ЗАО «Ульяновскнефтепродукт», Ульяновского филиала ООО «Татнефть-АЗС Центр» с начала года  составил: АИ-98-108%, АИ-95-108%, АИ-92-107%, А-76-107%.

Согласно проведенному анализу основными факторами повышения цен на топливо являются:

- повышение закупочной  цены от основных поставщиков;

- изменение объема продаж;

- сезонность.

В случае повышения цен  на бензины автомобильные на территории Ульяновской области ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» по преимуществу повышает цены не первым, а вслед за иными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке.

В случае понижения цен на рынке данная тенденция не отслеживается.

Определение состояния конкурентной среды на товарном рынке

Уровень концентрации на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива на территории города Димитровграда высокий.

Рассматриваемый локальный  рынок относится к рынку с неразвитой конкуренцией.

ЗАО «Ульяновскнефтепродукт» включено  в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов по позиции «розничная торговля моторным топливом» (код ОКВЭД 50.50) в географических границах муниципального образования «город Димитровград».