Аналитический отчет по результатам анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

 

Аналитический отчет по результатам анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту  дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

I.    Общие положения.

Анализ рынка проведен во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66  «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции  на товарных рынках на 2011-2012 годы», в соответствии с Методическими  рекомендациями, полученными из ФАС России,   а также Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом  ФАС России от 28.04.2010 № 220.

Анализ проводится в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог,  а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

 

II. Определение временного интервала исследования.

 

Временной период исследования – 2009-2011 годы.

 

III.                     Определения продуктовых границ товарного рынка.

 

В целях проведения данного анализа продуктовыми  границами рассматриваемых рынков будут являться услуги   по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов.

 

 

1.       Предварительное определение товара (услуги) проводится на основании нормативных актов, на основе ОКВЭД.

 

1)      На основании нормативных правовых актов.

 

        В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующего отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

 

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  строительством является создание зданий, строений, сооружений.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

Согласно указанному федеральному закону услугой по капитальному  ремонту автомобильной дороги является выполнение комплекса  работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

    

   В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

         Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

         При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно.

 

2)      На основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

 

        В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (за исключением тоннелей, мостов и путепроводов),  а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  группировки 45 «Строительство».

      

2.       Выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя.

 

          В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в частной собственности физических и юридических лиц.

Частные автомобильные дороги общего пользования на территории Ульяновской области отсутствуют.

         Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

           

            IV . Определение географических границ товарных рынков.

В целях настоящего исследования географические границы рынка услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов определены административными границами Ульяновской области.

Из представленной информации следует, что работы по  ремонту автомобильных дорог, действующих на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и дорожных сооружений выполнялись на всей территории Ульяновской области.

                             

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном  рынке.

 

         В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ, а также субподрядчики I уровня, привлеченные ими к исполнению договоров подряда.

 

Информация о составе хозяйствующих субъектов, действующих на данных рынках в 2009- 2011 годах представлена по формам, приложенным к анализу  (таблицы № 1, 1.1)

 

             VI.                     Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих  субъектов на рынках.

 

Доли хозяйствующих субъектов на рынке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них представлена в приложении по формам  № 1 и 1.1.

 

               VII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

     

Из  анализа ответов хозяйствующих субъектов следует, что некоторые хозяйствующие субъекты считают, что барьеры на рынках по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них отсутствуют (ООО «АВТ-Дорстрой», ОАО «Ульяновскавтодор»).

Из анализа ответов остальных хозяйствующих субъектов следует, что единообразная оценка барьеров в представленных вариантах барьеров отсутствует. В Таблице 6 приведены оценки с разбивкой по видам работ (графа 1 – оценка барьеров хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по строительству, ремонту автомобильных дорог, графа 2 - оценка барьеров хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по строительству, ремонту искусственных сооружений на автомобильных дорогах.

 

1

Какие факторы, по Вашему мнению, ограничивают возможность участия средних и малых компаний в конкурсах, аукционах или запросах котировок работ, связанных со строительством, реконструкцией и ремонтом дорог и мостов, тоннелей, путепроводов1:

 Графа 1

 Графа 2

 

А) крупная сумма требуемого задатка;

7

8

 

Б) мощности, не достаточные для выполнения требуемых объемов работ в установленный заказчиком срок;

8

2

 

В) наличие требований об использовании определенной техники при выполнении строительных и ремонтных работ;

6

3

 

Г) требования к качеству материалов, которые необходимо  использовать при строительстве и ремонте дорог и мостов;

5

3

 

Д) требования, предъявляемые заказчиком к объекту при приемке работ;

6

5

 

Е) размер лота свыше 100 млн. рублей;

6

2

 

Ж) отсутствие аванса;

8

10

 

З) другое (укажите)

8- сроки выполнения работ

8- требование наличия видов работ в допуске к строительным работам

2

При получении каких разрешительных документов Вы (Ваша организация) испытывает затруднения   

 

 

3

С какими проблемами сталкиваются строительные организации при осуществлении строительства, реконструкции, капительного ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов:

 

 

 

а) при прохождении государственной экспертизы;

 

 

 

б) при получении разрешения на строительство;

длительные сроки прохождения документации

 

 

в) при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

 

 

 

г) при осуществлении государственного строительного надзора;

 

 

 

д) на этапе сдачи объекта

непредусмотренные проектом требования владельцев сетей

 

4

иные барьеры

выставляются крупные лоты; низкое качество проектной документации, отсутствие актуальных съемок существующих инженерных сетей

 

 

Из данной таблицы следует, что хозяйствующие субъекты наибольшими препятствиями считают отсутствие аванса и крупные суммы требуемого задатка.

В качестве барьеров для осуществления деятельности указано также на длительность процедуры получения разрешения на строительство, однако необходимо отметить, что в 2009 – 2011 годах жалобы хозяйствующих субъектов на действия (бездействие) органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления, уполномоченных учреждений при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдаче разрешения на строительство, вводе объекта в эксплуатацию, осуществлении государственного строительного надзора в исследуемый период в Ульяновское УФАС России не поступали.

Из анализа информации, полученной от Инспекции государственного строительного надзора Ульяновской области следует, что в 2009-2011 годах было проведено 34 проверки на исследуемых объектах, выдано 2 заключения.

Из анализа информации, полученной от ОГАУ «Ульяновскгосэкспертиза» следует, что  в 2009-2011 годах проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий не осуществлялись.

Из анализа нормативных правовых актов Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, регламентирующих порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выдачи разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, осуществления  государственного строительного надзора  признаки нарушения антимонопольного законодательства не выявлены.

 

       VIII.   Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка   состояния конкурентной среды на    товарных рынках.     

   

 Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществляются в соответствии с требованиями приказа ФАС России от 28.04.2006 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке». 

Для определения уровня концентрации товарных рынков используются показатели:

- коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке;

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана - сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

 

Таблица 1 . CR (для генеральных подрядчиков и субподрядчиков I уровня)

 

Период

Рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог

Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов

2009-2011

66,6

95,7

2009

58,26

99,9

2010

66,06

99,8

2011

59,66

-

 

Таблица 2. HHI (для генеральных подрядчиков и субподрядчиков I уровня)

 

Период

Рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог

Рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов

 

2009-2011

1109

4749

2009

1 679

5572,0

2010

2 095

6443,3

2011

1 695

-

 

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

    - высокий - при 70% <= CR  <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000;

                             3

    - умеренный - при 45% <= CR  < 70% или 1000 <= HHI < 2000;

                               3

    - низкий - при CR  < 45% или HHI < 1000.

Полученные данные, приведенные в таблицах, показывают, что на протяжении 2009-2011 годов рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог являлся рынком с умеренной концентрацией, рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов – с высокой.

  Из данных хозяйствующими субъектами оценок существующих барьеров следует, что существующие на рынке экономические барьеры делают затруднительным вход на рынок, в то время как административные барьеры, с точки зрения хозяйствующих субъектов, являются более преодолимыми.

 

 IX. Анализ состояния конкуренции на товарном рынке (выводы).

 

Исследованный рынок услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог являлся рынком с умеренной концентрацией, рынок услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов в 2009 – 2011 года являлся  высококонцентрированными, однако хозяйствующие субъекты, имеющие долю на рынках более 35%, на протяжении более одного периода исследования отсутствуют.