• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Обзор состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории субъекта Российской Федерации (г. Ульяновск, Ульяновская область)

Общие положения

 

Обзор состояния конкурентной среды  на    рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах Ульяновской области проведен в соответствии с пунктом 5 плана работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2009- 2010 годы,   утвержденного приказом ФАС России от 06.02.2008 № 28  (далее – План работы).

Обзор проводится в целях определения положения и доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах, определения доли частных управляющих организаций,  в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

    Анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах проведены в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (далее Порядок проведения анализа), а также Методическими указаниями ФАС России (исх. № АГ/5817 от 19.03.2008).

В качестве источника исходной информации использовалась информация, полученная   от  органов местного самоуправления муниципального образования «город  Ульяновск» и хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами в данном муниципальном образовании.

 

Временной интервал исследования рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

Временные границы обзора рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах определены в соответствии с Планом работы – с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. 

 

III.  Продуктовые границы товарного рынка

 

Для исследуемого рынка продуктовыми границами рынка будет являться комплекс услуг по управлению многоквартирными домами, включающий услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме,  предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в  этом доме лицам, а также осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

 

В целях проведения данного исследования географическими границами рынка услуг, в которых предприятия осуществляют свою деятельность, в соответствии с методическими указаниями ФАС России будут являться административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей.

Географическими границами рынка являются административные границы города Ульяновска с численностью населения на 1 января 2009 года 624,9 тыс. человек.

 

V.  Определение состава хозяйствующих субъектов,  действующих на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

 Общий объем жилищного фонда города Ульяновска по состоянию на конец 2009 года -  12216,73 тыс. кв. м., что составляет  3899 многоквартирных дома.

Из 29 организаций, оказывающих услуги по управлению многоквартирными домами на исследуемом рынке, 23- частные организации,  6 муниципальных организаций (созданные органом местного самоуправления до введения Жилищного Кодекса Российской Федерации).

                                      

5. Объем рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах и доли хозяйствующих субъектов на рынке

 

 

 В г. Ульяновске управление 2092 многоквартирными домами или 70,84% от общего объема жилищного фонда осуществляется управляющими организациями. Выбор управляющей организации в 2049 домах осуществлен собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников многоквартирных домов. Выбор управляющей организации в 43 домах (29,37% от общего объема жилищного фонда) осуществлен по результатам проведения органом местного самоуправления открытого конкурса в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75.

Способ управления  1,31%  жилищного фонда ( 350 многоквартирных дома) от общего объема жилищного фонда собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран и управление жилищным фондом осуществляется по «историческому принципу» организациями, созданными органом местного самоуправления до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации.

На рынке услуг по управлению многоквартирными домами частные управляющие организации составляют 98,18% от общего количества управляющих организаций, муниципальные организации составляют 1,82%.

В управлении частных организаций находится 70,84 % общего объема жилищного фонда, 1,31 %  - в управлении муниципальных организаций, созданных до введения Жилищного Кодекса Российской Федерации.

 

6.Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

Уровень концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами в г.Ульяновске рассчитываем через коэффициент рыночной концентрации (СR), т.к. количество  действующих на рынке хозяйствующих субъектов составляет более 15, при этом для групп лиц, действующих на данном рынке, определяется  единая доля (в соответствии с п. 33 Порядка проведения анализа).

Соответственно, коэффициент рыночной концентрации СR3=69,67

 

7. Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

Наиболее значимыми  барьерами,  влияющими на  рассматриваемый рынок, являются:

 

экономические барьеры:

-недостаточная привлекательность рынка управления многоквартирными домами в связи с высоким уровнем изношенности инфраструктуры и отсутствие системы государственной поддержки по капитальному ремонту многоквартирных домов, в отношении которых финансовые обязательства государства сохранилось, и не могут быть переложены на население, нецелесообразность принятия в управление домов малой этажности, сроком эксплуатации выше 40 лет, по причине большой доли затрат на их содержание или невозможности обеспечить выполнение требований законодательства в рамках действующих тарифов;

-значительные стартовые затраты, которые не окупаются (вложение денежных средств в установку узлов учета коммунальных ресурсов);

- неоднозначность и противоречия в вопросе оплаты населениями услуги по утилизации твердых бытовых  отходов (ТБО) и электроснабжения мест общего пользования. Судебная практика по данному вопросу противоположно отличается в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;

-невозможность проведения корректировок размеров плат, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006. Все произведенные корректировки отменялись судами по искам прокуратуры и роспотребнадзора;

-принимаемые размеры  индексов повышения размеров плат на жилищно-коммунальные услуги экономически не обеспечивают возможность повышения качества услуг;

-несвоевременное внесение собственниками платежей за обслуживание дома, что ведет к задержке оплаты услуг с электро-, тепло-, водо- , газоснабжающими организациями (и применение ими санкций в отношении управляющей организации), несоответствие размера долга населения и долгов ранее действовавшей управляющей компании перед ресурсоснабжающими организациями;

 

административные барьеры:

-не отработан порядок передачи технической документации на многоквартирный дом от управляющей компании к вновь избранной управляющей компании;

 

иные барьеры:

-отсутствие консультационного центра для проведения разъяснительной работы с управляющими компаниями, получения юридической консультации;

-дезориентация средствами массовой информации по вопросу выбора управляющей компании и как следствие – недоверие населения;

- низкая информированность населения  о способах управления жилыми домами и имеющихся у собственников жилья правах;

-отсутствие единых стандартов оценки качества услуг ЖКХ;

-низкая заинтересованность в отдельно стоящих домах небольшой площади.

 

8. Оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах

 

В соответствии с п.42 Порядка проведения анализа при 45%> СR3 <  70% уровень концентрации товарного рынка считается умеренным.

Таким   образом, рынок услуг по управлению многоквартирными домами в г. Ульяновске относится к рынку с  умеренным уровнем концентрации.