Обзор состояния конкуренции на рынке производства и реализации минеральной воды на территории Ульяновской области

Общие положения

Исследование  состояния конкуренции на рынке производства и реализации минеральной воды проводится в целях  использования результатов исследования для включения хозяйствующего субъекта в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определённого товара долю более 35 процентов.

Исследование состояния конкурентной среды на товарном рынке производства и реализации минеральной воды проведёно в соответствии с  приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. № 108 « Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (далее -  Порядок проведения анализа).

 Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке производства и реализации минеральной воды  использована информация, полученная от хозяйствующих субъектов - производителей минеральной воды, расположенных на территории Ульяновской области,  данные государственной статистической отчётности (Статистические бюллетени «О ввозе (вывозе) продукции (товаров)  в (из) Ульяновскую область из других регионов Российской Федерации за 2005, 2006 гг.) и другие источники (Популярная медицинская энциклопедия, изд.  «Советская энциклопедия» Москва, 1991).

 

 Определение временного интервала исследования товарного рынка

Временной интервал исследования рынка производства и реализации минеральной воды за  период с 2005 г. по 2006 г., позволяет выявить постоянно действующих  хозяйствующих субъектов на рынке, что соответствует требованиям Порядка формирования и ведения Реестра  хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.96 № 154. 

 

Определение продуктовых границ товарного рынка

Товаром на рассматриваемом товарном рынке является минеральная вода,  которая без ограничения  продаётся в торговой сети.

Рассматриваемый товар принадлежит к группе  Общероссийского классификатора продукции (ОКП) 918540 – воды минеральные. По Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 0292001 минеральные воды относятся в виду экономической деятельности 15.98.1 – «производство минеральных вод».

Минеральные воды – природные и искусственные воды, содержащие повышенное (по сравнению с пресными) количество солей, газов, органических

веществ и имеющих лечебное действие в силу особых свойств (температура, содержание биологически активных компонентов, радиоактивности и др.).

Для лечебных целей используют в основном природные минеральные воды из буровых скважин, которые обеспечивают постоянство их дебита (количество воды, изливаемой в определенную единицу времени), химического состава и предохраняют от загрязнения.

По минерализации (общее количество содержащихся в воде ионов растворенных солей и биологически активных элементов, выражаемое в граммах на литр – г/л) различают слабоминерализованные минеральные воды (11-5 г/л), маломинерализованные (>5 до 10 г/л), среднеминерализованные (>10 до 15 г/л), высокоминерализованные (>15 до 35 г/л), рассольным (>35 до 150 г/л) и крепкие рассольные (свыше 150 г/л). По ионному составу минеральные воды делят на хлоридные, гидрокарбонатные, сульфатные (натриевые, кальциевые и магниевые), сложного состава. В зависимости от газового состава и наличия специфических элементов различают минеральные воды углекислые, сероводородные, бромные, йодные, железистые и др.

 Минеральные воды используются для питьевого лечения и для ванн, купаний в бальнеологических лечебницах.

Для лечения вне курортов широко используют минеральные воды, разлитые в бутылки. Розлив их  производится на специальных заводах и цехах предприятий пищевой промышленности. Налитую в бутылку воду насыщают углекислотой.

Одну минеральную воду можно заменить другой, близкой к ней по химическому составу и действию. Многие минеральные воды благодаря приятному вкусу и способности утолять жажду широко используются как столовые воды и без ограничения продаются в торговой сети. В России разливается свыше 100 типов лечебных и лечебно-столовых минеральных вод.

Таким образом, при определении продуктовых границ использовался метод, указанный в п.5 подпункты «б», «в»  Порядка проведения анализа.    

 

Определение географических границ товарного рынка

Предварительное  определение географических границ рынка минеральной воды проводится в соответствии с п.24 Порядка проведения анализа на основе информации о структуре товаропотоков (о границах территории, за пределы которой вывозится и на которую ввозится не более 10 процентов от общего объема рассматриваемой товарной массы). Географические границы рынка подтверждаются данными Федеральной службы государственной статистики (Росстат). По данным Росстата  в 2005 году на территорию Ульяновской области ввезено  минеральной воды   -  114 тыс. полулитров, в 2006 году -  551,9 тыс. полулитров. Доля ввозимой на территорию Ульяновской области минеральной воды составляет менее одного процента от общего объема рассматриваемой товарной массы.

Таким образом, географическими границами исследуемого рынка являются административные границы Ульяновской области.  

 

Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 31 Порядка проведения анализа в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно продающие (производящие) в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала.

 

В настоящее время на территории Ульяновской области функционирует два хозяйствующих субъекта по производству минеральной воды: ПО Ундоровский

завод минеральной воды «Волжанка» и  ООО «Завод «Трёхсосенский».

 

Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

 

Показателем для расчёта объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов  является объём поставок на рассматриваемый товарный рынок.

 

Объем товарного рынка определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке.

 

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

 

 Доля на рынке в установленных границах ПО Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка» в 2005 году составила 95 процентов, в 2006 году 94 процента.

 

 Таким образом,  доля на рынке в размере 94-95 % позволяет на основании пункта 8 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и в соответствии  с Порядком формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года № 154,   включить ПО Ундоровский завод минеральной воды «Волжанка» в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов по позиции «воды минеральные» (код ОКП 918540, ОКВЭД 15.98.1).